"В облаках, звёзды просматриваются" Первая катастрофа Ту-104

Этот кусок дерева

В 1950-х годах в мировой гражданской авиации произошла настоящая революция. В эксплуатацию поступил первый реактивный авиалайнер. Вслед за британской «Кометой» в советской гражданской авиации появились и первые реактивные самолеты. Самолет Ту-104 был разработан ОКБ Туполева на базе бомбардировщика Ту-16 и произвел сенсацию в мире. Лайнер выглядел надежным и в идеальном состоянии. Пока никто не знает, насколько много первый самолет принесет гражданской авиации.

15 августа 1958 года самолет Ту-104А авиакомпании «Русские авиалинии» выполнил пассажирский рейс из Хабаровска в Москву с первой остановкой в ​​Иркутске. На борту находились 64 человека (54 пассажира и 10 членов экипажа).

Историческое видео прибытия того же самолета в Амстердам:

По полученному экипажем прогнозу погоды, на трассе Хабаровск-Иркутск с 7 до 10 часов ожидалось появление кучево-дождевых и слоистых облаков на высоте 300-600 метров. В районе Биробиджана-Магдагачи ожидаются фронтальные грозы с осадками.

Самолет вылетел из Хабаровска в 21:45 с опозданием на 3 часа 35 минут. В 21:50 экипаж получил указание занять высоту полета 9000 метров. В 150 км от Хабаровска образовалась сильная кучевая облачность, и экипажу не хватило высоты, чтобы ее избежать. Затем, с разрешения диспетчера, экипаж начал разворот для набора высоты.

В 22:00 в аэропорту Хабаровска состоялась пересменка. Экипаж сообщил о высоте 8600 метров и запросил у нового командира полета увеличение высоты, который разрешил им подняться до 11 000 метров, не входя в облака, и снизиться до 9000 метров после прохождения облаков. Однако самолет все еще находился в облаках на высоте 11 000 метров, поэтому экипаж запросил дополнительные инструкции. Гражданским авиалайнерам необходимо разрешение ВВС для полетов на высоте более 11 000 метров, и оно было быстро одобрено. Командир звена приказал экипажу подняться на высоту 12 000 метров. В 22:12 с самолета был подан следующий сигнал:

«11 600, в облаках видны звезды»

В 22:14 командир доложил, что самолет достиг высоты 12 000 метров. Экипаж также сообщил, что видит впереди мощное кучевое облако и постарается его обойти, а если это не удастся, то вернется в Хабаровск. Когда диспетчер вызвал рейс в 22:18, из самолета раздался взволнованный голос:

«Подождите минутку, подождите минутку»

На запрос диспетчера был получен тот же ответ в 22:19, после чего связь была отключена.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

На многочисленные вызовы самолет не ответил. Обломки самолета позже были найдены в густом лесу в 215 километрах к северо-западу от аэропорта Хабаровска. Все 64 человека, находившиеся на борту, погибли. Трагедия стала первой в Советском Союзе катастрофой гражданского самолета.

По словам экипажа бомбардировщика Ту-16, летевшего вблизи гражданской трассы, в верхних слоях облаков на высоте 11–12 километров наблюдались турбулентность и сильные вертикальные потоки воздуха. Кроме того, полетная масса Ту-104 в этом полете составляла 66 тонн, а максимальная высота полета ограничивалась 11 700 метрами на номинальном режиме работы двигателей. Достичь высоты 12 000 метров можно только при работе двигателя на полной мощности.

реконструкция

Фактически в районе Биробиджан-Архара-Магдагачи сложились непредвиденные в прогнозе сложные погодные условия: сильные восходящие потоки воздуха и кучево-дождевые облака на высотах более 12 000 метров. Когда полетный вес самолета превышает номинальный предел высоты полета, достаточно сравнительно небольшого восходящего потока воздуха, чтобы он достиг критического угла атаки, что приводит к потере поступательной скорости и, как следствие, к сваливанию.

Осмотр обломков показал, что шасси выпустилось в момент удара самолета о землю, а двигатель не работал. Самолет может быть поднят восходящим потоком воздуха, что приведет к отпадению шасси и ускорению потери поступательной скорости. Затем, в момент отказа, двигатели остановились, что сделало практически невозможным возврат самолета в нормальный режим полета. Кроме того, из-за большой скорости снижения может произойти сбой в шкале искусственного горизонта, что в ночное время может привести к потере экипажем ориентации в пространстве.

Кабина Ту-104

Таким образом, основной причиной катастрофы стали неблагоприятные погодные условия, из-за которых самолет потерял скорость и начал сваливаться. Комитет полагает, что это явление было вызвано человеческой ошибкой. То есть перед вылетом командир воздушного судна и капитан не провели тщательного анализа погодных условий. Экипаж в начале полета столкнулся со сложными метеоусловиями, однако продолжил полет, нарушив тем самым руководство по летной эксплуатации самолета Ту-104 и правила движения самолета.

Кроме того, во время отдыха на курорте экипаж перенес время вылета в соответствии с достигнутой договоренностью с руководителем полетов. Поэтому самолет вылетел из Хабаровска не в 18:10, а в 21:45, на 3 часа 35 минут позже, когда уже стемнело и погодные условия существенно ухудшились. Позже стало известно, что перед прибытием в Хабаровск экипаж отдыхал в санатории в Иркутске. Поэтому, согласно регламенту, длительный отпуск в Хабаровске не планируется.

Всего два месяца спустя при схожих обстоятельствах потерпел крушение еще один самолет Ту-104. Но отважный экипаж под руководством Гарольда Кузнецова успел передать диспетчеру параметры полета для взлета и сваливания до того, как самолет потерпел крушение. Впоследствии было установлено, что причиной катастрофы стал конструктивный недостаток самолета, который был быстро устранен.

Расследование авиакатастрофы в Telegram:

https://t.me/rumayday

[Мой] Гражданская авиация Самолет Аэропорт Рейс СССРТУ-104 Крушение Авария Авиакатастрофа Видео RUTUBE Длинный пост 6

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "В облаках, звёзды просматриваются" Первая катастрофа Ту-104.