Перевод статьи Леннарта Андерссона «Первые 30 лет афганской авиации (часть 1)». История авиации Афганистана долгое время оставалась малоизученной, во многом из-за географической изоляции страны и политической нестабильности. Старые фотографии и подробные сведения о первых самолетах встречаются редко, однако благодаря сохранившимся исследованиям можно восстановить картину зарождения воздушного флота в этой горной стране.

На снимке — советский самолет Р-1, созданный конструктором Н.Н. Поликарповым на базе британского Airco DH 9A. Эта машина, как и многие другие, служила в Афганистане. Под крылом видна арабская надпись «Аллаху Акбар» («Бог Величайший»), ставшая одним из первых национальных опознавательных знаков.
Афганистан и вызовы модернизации
В 1920-е годы Афганистан, не имевший железных дорог и судоходных рек, остро нуждался в новых путях сообщения. Сложный горный рельеф делал строительство дорог крайне трудным и дорогим, поэтому основным транспортом оставались караваны. Авиация рассматривалась как ключ к экономическому развитию и укреплению государственности. После убийства эмира Хабибуллы в 1919 году к власти пришел его сын Аманулла-хан, который начал проводить масштабные реформы, стремясь модернизировать страну. Важным шагом стало освобождение от британского влияния после Третьей англо-афганской войны и подписание Равалпиндского договора. Уже в 1921 году Афганистан, одним из первых признавший Советскую Россию, заключил с ней договор о дружбе и военной помощи, заложив основу для долгосрочного сотрудничества.

Советскую дипломатическую миссию в Кабуле возглавлял Ф.Ф. Раскольников (на фото с женой, писательницей Ларисой Рейснер). Налаживание связей с СССР стало важным фактором для развития афганской авиации.
Первые крылья: советская помощь и первые самолеты
Толчком к созданию собственных ВВС для Афганистана стала англо-афганская война 1919 года, когда британская авиация бомбила Джелалабад и даже совершила налет на Кабул. В ответ афганское правительство обратилось за помощью к Советской России. Несмотря на обещания, первые самолеты — устаревший Farman HF 4, истребитель Nieuport 24 и двухместный Sopwith 1½ Strutter — прибыли только в сентябре 1921 года. Их доставка стала настоящей экспедицией: самолеты везли на лошадях, верблюдах и даже слонах через перевалы Гиндукуша. Однако первые попытки создать летную школу с советскими инструкторами провалились, и вскоре русские специалисты вернулись домой. Тем не менее, к концу 1923 года в Афганистане находились как минимум два самолета — Sopwith и Nieuport, хотя оба имели технические проблемы.

Британский разведывательный самолет BE.2c, подобные машины использовались против афганских войск в 1919 году. Этот опыт заставил руководство страны задуматься о создании собственных ВВС.
Поиски со всех сторон: Италия, Германия и Великобритания
Параллельно с советскими поставками Афганистан пытался приобрести авиатехнику в других странах. В 1921 году афганские войска заполучили разбившийся британский истребитель Bristol F.2B, который попытались отремонтировать. Из Италии были заказаны два биплана Caproni, но они прибыли поврежденными и, по всей видимости, так никогда и не поднялись в воздух. Немецкая компания Junkers проявляла интерес, но из-за ограничений Версальского договора не могла поставлять военные самолеты. В 1923 году в страну прибыли два самолета Airco DH.9, купленные в Рангуне, и два немецких «специалиста», чья деятельность привела лишь к авариям и не принесла пользы.

Советские летчики и дипломаты в Афганистане. Кадр из фильма «Кабульская миссия» (1970).

Британский истребитель Bristol F.2B в Индии. Такая же модель, разбившаяся в Афганистане, стала трофеем местных войск.
Прорыв и становление ВВС
Перелом наступил в 1924 году. Афганистан запросил у Британии шесть самолетов. В ответ, стремясь не упустить влияние, Советский Союз поставил пять самолетов DH.9 и транспортный Junkers F13. 22 августа 1924 года в Кабул прибыли и два британских истребителя Bristol, на крыльях которых впервые появилась надпись «Аллаху Акбар». Это событие можно считать рождением регулярных афганских ВВС. Был построен новый аэродром в Шерпуре с семью ангарами. В 1925 году СССР поставил современные самолеты Р-1 (развитие DH.9A), а также летчиков и механиков. К концу года в стране служило уже 26 советских специалистов. 31 июля 1925 года король Аманулла впервые поднялся на борт самолета в качестве пассажира, что стало символическим актом поддержки авиации.

Первый британский самолет, официально поставленный в Афганистан.
Расцвет и международное признание
К 1926 году афганская авиация обрела узнаваемый облик: все самолеты получили бортовые номера арабскими цифрами, национальный герб на фюзеляже и ту же надпись «Аллаху Акбар» под крыльями. Были построены аэродромы в Кабуле, Джелалабаде, Кандагаре и Герате. В 1927 году советская авиакомпания «Добролет» открыла почтово-пассажирское сообщение между Ташкентом и Кабулом. Пик международного признания пришелся на 1928 год, когда король Аманулла совершил тур по Европе. В качестве подарков он получил самолеты от Италии (Potez 25), Германии (Junkers F13 и трехмоторный G24), Польши (Bartel BM 4b) и СССР. Афганские курсанты проходили обучение в Москве, Париже и итальянской летной школе в Казерте.

Самолеты DH.9 и Avro 504K, закупленные у индийской компании MC Aviation Group. Они прибыли в страну с большим опозданием.

Король Аманулла-хан (в центре) беседует с советским летчиком. Монарх, одетый в европейский костюм, лично интересовался техническим развитием, включая авиацию.

Король Афганистана Гази Аманулла-хан, главный покровитель авиации и инициатор модернизации страны.

DH.9 и Avro 504 в стандартной окраске ВВС Афганистана середины 1920-х годов.
Кризис и гражданская война
Радикальные реформы Амануллы вызвали сопротивление консервативных сил. В ноябре 1928 года началось восстание племени шинвари, переросшее в гражданскую войну. Афганские ВВС, укомплектованные в основном советскими летчиками, вступили в бой, бомбя позиции повстанцев. Однако это не помешало лидеру мятежников Бача-и-Сакао захватить Кабул. В январе 1929 года Аманулла отрекся от престола. В ходе боев несколько самолетов было потеряно. Опознавательные знаки при новом правителе сменили: вместо надписи под крылом появилась круговая розетка цветов национального флага.

Самолет Юнкерс F13 «Пищевик» авиакомпании «Добролет», обслуживавший маршрут в Среднюю Азию.

Юрий Игнатьевич Арватов, один из лучших советских летчиков, служивших в Афганистане.

Немецкий экипаж у подаренного королю самолета Junkers G24. На нижней поверхности крыла видны два флага: черный государственный и красный королевский.

Слева: личный штандарт короля Амануллы. Справа: государственный флаг Афганистана образца 1924-1928 годов.
Итоги десятилетия
Кульминацией событий стала масштабная гуманитарная операция британских ВВС, эвакуировавших из осажденного Кабула сотни иностранцев. В октябре 1929 года Бача-и-Сакао был свергнут, и к власти пришел Мохаммад Надир-шах. Эпоха реформ Амануллы завершилась. Таким образом, 1920-е годы стали для Афганистана временем рождения и стремительного, хотя и противоречивого, развития авиации. Страна, не имевшая ни одного самолета в начале десятилетия, к его концу обладала парком из двух десятков машин, аэродромами, летной школой и опытом боевого применения. Этот путь был пройден благодаря сложному переплетению внутренних амбиций, советской военно-технической помощи и попыткам играть на противоречиях мировых держав.

Бача-и-Сакао, бывший полевой командир, ненадолго захвативший власть в Кабуле в 1929 году.

Британский транспортный самолет Vickers Victoria, участвовавший в эвакуации людей из Афганистана зимой 1928-1929 годов.

Конец текста дан первым комментарием.
Обратите внимание: Сельхозавиация.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Авиация Афганистана, 1920-е гг.