Авиация Афганистана, 1920-е гг

Перевод статьи: Леннарт Андерссон. Первые 30 лет афганской авиации (часть 1).

Историю авиации Афганистана можно назвать «белой вороной». Причиной, несомненно, является отдаленное географическое положение страны и многолетняя политическая нестабильность. Старые фотографии афганских самолетов встречаются крайне редко, а подробную информацию найти сложно, поэтому об авиации страны известно немного. Однако исследования в этой области существуют, и с помощью найденной информации можно проследить раннюю историю авиации в этой охваченной войной стране в тот период.

Советский самолет Р-1, разработанный авиаконструктором Н.Н. Самолет «Поликарпов» создан на базе британской модели Airco DH 9A и производится в Афганистане. Арабская надпись под крылом гласит: «Бог Величайший".

В Афганистане нет судоходных рек и железных дорог. Поскольку горы были труднопроходимыми, а строительство путей сообщения было сложным и дорогим, в 1920-х годах караваны вьючных животных часто были единственным средством передвижения. Как и в большинстве подобных регионов, ожидается, что авиация станет одним из ключей к экономическому развитию.
Лидер страны эмир Хабибулла был убит в феврале 1919 года, а его сын Аманулла предпринял попытку вторжения в Британскую Индию в мае того же года. Разразилась Третья англо-афганская война. Ни одна из сторон не добилась решительной победы, но она освободила внешнюю политику Афганистана от ограничений Британии. Эта ситуация была зафиксирована при подписании Равалпиндского договора 8 августа 1919 года. В ноябре 1921 года, еще до того, как Афганистан окончательно урегулировал свои отношения с Великобританией, 28 февраля того же года был заключен договор о дружбе и военной помощи с новым советским правительством России. Фактически Афганистан был одной из первых стран, признавших Советскую Россию, и особые отношения между двумя странами продлились до ввода советских войск в декабре 1979 года.

Советскую дипломатическую миссию в Афганистане возглавлял полпред Ф.Ф. Раскольников (рядом с ним его жена Лариса Рейснер, революционерка и писательница) с афганскими офицерами.

В 1923 году Аманулла изменил свой титул с эмира на падшах (равный королю) и начал десятилетие реформ, которые включали конституционные и административные изменения, отмену паранджи для женщин и введение гендерного равенства в школах. Школьная система. Как мы увидим, эти реформы в конечном итоге привели к потере им престола.
Во время англо-афганской войны 1919 года 31-я эскадрилья Королевских ВВС атаковала афганские войска и бомбила город Джелалабад 19, 20 и 24 мая. Возможно, чтобы произвести более глубокое впечатление на противника, 24 мая капитан Гарри совершил налет на Кабул на бомбардировщике Handley Page V/1500.

Британский разведывательный самолет BE.2c во время англо-афганской войны.

14 мая министр иностранных дел Афганистана Махмуд Тарзи написал письмо наркому иностранных дел СССР Г.В. Чичерину с просьбой оказать помощь в сопротивлении британским бомбардировкам. Афганистан и Советский Союз быстро установили тесные связи, и в июне 1919 года в Ташкент (тогда столицу Туркестанской Советской Социалистической Республики в составе РСФСР) была направлена ​​афганская дипломатическая миссия. Представители Афганистана запросили у Советского Союза три самолета, но, хотя Ленин принимал афганцев в Москве в октябре и обещал направить в Кабул специальное авиационное подразделение, ничего не произошло до конца Гражданской войны в России.
В июле 1921 года Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика обещала бесплатно предоставить афганскому правительству самолеты и другую военную технику. В сентябре три самолета: устаревший Farman HF 4, истребитель Nieuport 24 и двухместный Sopwith 1½ Strutter (до Первой мировой войны Farman производился по лицензии в России, Nieuport и Sopwith выпускались в рамках Национальной авиастроительной корпорации) . Фабричное производство) Москва № 1. Согласно первоначальному плану, в число поставленных самолетов входили Nieuport 17 и два Farman F 30, которые были доставлены по железной дороге в город Термез на границе с Афганистаном. «Фарман» использовался для экстренного наблюдательного полета по пути в советскую Среднюю Азию и был сбит и уничтожен басмачами недалеко от Термеза, но 21 сентября два оставшихся самолета, топливо, масло и запасные части начали перевозить из Термеза в Кабул. За техникой следовали 25 советских военнослужащих. Делегацию возглавлял военный представитель В.В. Хоуп уже бывала в Кабуле. Сивушные масла и крылья грузили на лошадей, верблюдов и слонов. Колонна преодолела около 500 километров по чрезвычайно крутой горной дороге через перевал Гиндукуш и прибыла в Кабул 7 ноября. К этому времени в Кабул уже прибыл летчик Е. Городский, а с колонной прибыли летчики К. Быков и Яков Журба, два наблюдателя и два механика. Также была подготовлена ​​посадочная площадка и построен ангар недалеко от Кабула. Впоследствии было совершено несколько полетов, однако запланированный набор и обучение афганских курсантов-пилотов провалились, и русские вскоре вернулись домой.
1 апреля 1922 года из Москвы вылетели еще два самолета «Ньюпорт», а позднее в том же месяце в летную школу было направлено еще несколько самолетов и новых инструкторов. Чтобы избежать того, что было описано как «досадный инцидент, в результате которого первой группе пилотов пришлось без необходимости совершать поездку в Кабул и обратно», всему персоналу было предписано ждать дальнейших распоряжений, прежде чем пересекать границу. Самолет будет передан афганским представителям в Кушке, недалеко от северо-западной границы Афганистана. К середине мая стало ясно, что афганское правительство не желает допускать советских военных летчиков в Кабул. Хотя самолеты, вероятно, так и не были поставлены, к концу 1923 года советское правительство пришло к выводу, что оно выполнило свою часть соглашения 1921 года. По крайней мере до декабря 1924 года один Sopwith и один Nieuport находились в Афганистане, хотя у обоих самолетов были проблемы.

Советские военные летчики и дипломатические представители в Афганистане, кадр из советско-афганского художественного фильма. Фильм «Кабульская миссия» (1970).

Тем временем в страну прибыли и другие самолеты. 15 января 1921 года самолет, принадлежавший британским Королевским военно-воздушным силам, потерпел крушение на границе в районе Катаваз провинции Газни. В сентябре афганские войска осмотрели его и обнаружили, что это истребитель Bristol F.2B с серийным номером H1658. Они решили перевезти самолет в Кабул с помощью слонов и попытаться отремонтировать его.

Британский истребитель Bristol в Индии, та же модель, что потерпела крушение в Афганистане и попала в руки местных войск.

Примерно в то же время афганское правительство заказало у Италии два самолета.
Автомобили, именуемые в литературе Caproni Scouts или «одноместные Caproni с 6-цилиндровыми двигателями Fiat», были привезены из Бриндизи на корабле Africa. Они прибыли в Бомбей около 20 июня 1922 года, но, как и подозревали афганцы, «с самолетом что-то пошло не так» — и они оказались правы! — Через некоторое время их наконец доставили по месту назначения. Вскоре стало ясно, что оба итальянских биплана были повреждены до или во время морской перевозки. Для управления самолетом были наняты трое немцев; они прибыли в октябре, но вскоре ушли. В сентябре 1924 года итальянский инженер попытался отремонтировать злополучный «Капрони», но, по данным британской разведки, самолет, скорее всего, так и не поднялся в воздух.
В апреле 1920 года лейтенант Карл Менхоф из Ной-Бабельсберга (Германия) сообщил Юнкерсу, что он получил приказ создать военно-воздушные силы в Афганистане. Поначалу компания Junkers отнеслась к просьбе с некоторым недоверием, но вскоре предложила предоставить образец шестиместного авиалайнера F13. Однако об этих планах ничего не было слышно до 2 февраля 1922 года, когда «Юнкерс» через Менхофа поставил афганскому правительству одноместный истребитель и двухместный разведывательный самолет. Однако вскоре компания Junkers сообщила своим заказчикам, что не может строить военные самолеты из-за ограничений Версальского договора.
С конца 1922 года Юнкерс поддерживал связь с афганским правительством через нескольких представителей. Это были фон Нидермайер из Восточной торговой ассоциации, доктор Иван, «правительственный инструктор», и Абдул Куддус Хан, афганец, прошедший подготовку в Юнкерсе в Берлине-Темпельхофе по подготовке пилотов. Позднее Абдул Куддус Хан стал летным инструктором в Кабуле. Юнкерс также связался с гауптманом Шютцем, который, как утверждалось, «организовал афганские военно-воздушные силы с 1919 года». Однако в то время самолеты «Юнкерс» так и не были заказаны.
В декабре 1922 года афганские представители приобрели в Рангуне два самолета, которые первоначально планировалось переправить в Кабул через Бомбей. В Рангуне базировалась пара двухместных бипланов Airco DH.9, но, как сообщается, один из них полностью вышел из строя, и, по всей видимости, самолет так и не достиг Кабула. В 1923 году они наняли двух немецких «инструкторов»: пилота-любителя по имени Герман Вайс и шарлатана по имени Брустманн. Он механик. В Кабуле собирались открыть летную школу, и Брюстерману, прибывшему в мае, было поручено найти способ снова ввести в эксплуатацию давно заброшенный самолет. Понятно, что неуклюжие немцы «собрал и покрасили» несколько самолетов, но один из них разбился сразу на взлете вместе с пилотом Вайсом (он выжил), а второй самолет афганцы благоразумно решили не испытывать на прочность.

Первый британский самолет.
В мае 1924 года афганское правительство запросило у британского правительства в Индии шесть самолетов: два бомбардировщика, два разведывательных самолета и два учебных самолета. В Кабуле был построен аэродром, два самолета, «восстановленные» немцами, все еще находились там в плохом состоянии, а два афганских офицера с 1922 года проходили подготовку в качестве пилотов в Италии. Индийское правительство ответило, что в его распоряжении имеется от двух до четырех двухместных истребителей Bristol. 18 августа 1922 года переговоры о поставке двух таких машин были успешно завершены, и контракт был подписан сардаром (фельдмаршалом) Шер Ахмед-ханом. По его просьбе под крылом самолета краской с помощью баллончика были нанесены большие арабские буквы «Аллаху Акбар», что стало первым примером афганского национального символа. Оба самолета (серийные номера E2600 и F4733) вылетели из Пешавара под управлением Н.К. Саварда и Ф.Ф. Гаравея и приземлились в Кабуле 22 августа. На следующий день их допустили к эксплуатации после того, как подполковник Джонстон успешно выполнил показательный высший пилотаж. 24 августа немецкий летчик Вайс впервые поднял в воздух истребитель «Бристоль» в Афганистане.
Впоследствии Уайз десять раз летал в мятежный регион Хост, но 14 сентября 1924 года ему пришлось совершить аварийную посадку в Гардезе, и его самолет потерпел крушение. Из-за восстания запасные части не могли быть доставлены на место, поэтому самолет разобрали и перевезли в Кабул на верблюдах. Тем временем, столь же незадачливый механик Брюстерман (которого по какой-то необъяснимой причине афганцы не уволили после фиаско с обслуживанием самолета годом ранее) пытался раздобыть необходимые запасные части и инструменты для ремонта самолета в Афганистане. Захваченный британский истребитель Bristol . В 1921 году он покоился в ангаре, построенном специально для него. Результат, как и ожидалось, нулевой.
Чтобы не допустить поставки двух британских самолетов и получить политическое преимущество, Советский Союз предоставил Афганистану пять самолетов, пилотов и механиков. Афганцы воспользовались этой возможностью, чтобы запросить у британцев еще семь самолетов и у Советов еще семь!
1 октября четыре советских самолета DH.9 и транспортный самолет Junkers F13 (бортовой номер 666) прибыли в Кабул из Ташкента через Термез через горы Гиндукуш. Ранее эти самолеты служили в составе 2-го и 4-го отдельных разведывательных авиационных отрядов ВВС СССР. Советский персонал, которому предстояло служить в афганских ВВС, возглавлял П.Х. Мессерауп. В состав отряда входили летчики Ю.Н. Аватова, М.М. Галанина, В.В. Хоуп, Дж.Дж. Якобсон и А.И. Заревский, а также механики и наблюдатели С.А. Лисицкий, И.И. Синявский, И.В. Чиникова, М.П. Старокольцева и Е.А. Армейская.
2 октября в Кабуле были продемонстрированы три новых самолета, сбрасывавших над городом листовки и цветы. 26 октября был проведен еще один показательный полет с участием двух самолетов, а 2 ноября советским летчикам было поручено выполнить задания по бомбардировке позиций мятежников. Военные летчики отказались это сделать, поскольку условия контракта еще не были согласованы.
Первый афганский аэропорт располагался в Хваджа-Раваше, в 3 милях к северу от Кабула. Осенью 1924 года в Шерпуре был построен новый аэропорт, что потребовало сноса всех фортов на южной стороне укреплений старого города. Было построено семь ангаров.
Тем временем афганцы пытаются приобрести больше самолетов из других источников.

Обратите внимание: Сельхозавиация.

Представитель Афганистана связался с капитаном Мерфи из MC Aviation Group в Карачи. Переговоры затянулись, но в сентябре 1924 года Мерфи наконец продал афганскому правительству два DH.9 и два Avro 504K. Самолеты прибыли в Пешавар (Индия) в декабре 1924 года, но фактически были перевезены в Кабул только в 1926 году.

В 1924 году афганское правительство закупило у индийской компании MC Aviation Group два самолета DH-9 и два самолета Avro-504K.

В марте 1925 года Советский Союз отправил в Кушку несколько самолетов Sopwith 1½ Stratoplanes с намерением передать их афганскому правительству. Несколько пилотов, включая Мезерапа и Мошкова, должны были вести самолет в Кабул, но операция, по-видимому, была отменена.
Весной 1925 года афганец Мохаммад Ихсан Хан получил в Италии диплом пилота и вернулся в Кабул. По данным британской разведки, и, возможно, в соответствии с предрассудками того времени, он был «совершенно непригоден в качестве пилота» и был исключен из итальянской школы «просто для того, чтобы не допустить дальнейшего повреждения итальянских учебных самолетов». Тем временем наблюдатель Мохаммад Хашим Хан и механик Гулам Дастгир, прошедшие трехлетнюю подготовку в Италии, также вернулись домой. К лету 1925 года в Кабуле находилось пять советских летчиков и восемь механиков. К этому времени «злой гений» афганской авиации Герман Брюстерман погиб (видимо, его убил другой немец после очередной аварии), и летчик Уайз решил уйти. 24-летний Мохаммад Ихсан Хан был назначен командующим ВВС. Среди них был индийский летчик Д. Патвардхан. 2 сентября 1925 года была открыта летная школа на 15 человек, и около десятка афганцев были отправлены в Советский Союз для летной подготовки.
По соглашению, подписанному 15 июня 1925 года, советское правительство обязалось предоставить Афганистану дополнительные самолеты. 4 июля из Термеза вылетели шесть самолетов Р-1 (советский самолет, разработанный на базе DH.9A). Однако по пути два самолета совершили аварийную посадку и потерпели крушение в Такскоргане и Хайбаке. Эти самолеты доставили шесть новых советских летчиков, наблюдателя и шесть механиков, которые присоединились к афганским ВВС. Ходили слухи, что также ожидалось прибытие четырех бывших советских одноместных истребителей «Фоккер», но они так и не появились.
31 июля в аэропорту Хваджа Раваш был проведен демонстрационный полет. Это был первый случай, когда Иран разрешил публике подняться на борт самолета, и король Аманулла, обладающий обширными военными и техническими знаниями, также осмотрел самолет. Самолет Junkers F13 получил название «Абдул Гафур» большими буквами по обеим сторонам фюзеляжа. Три уцелевших DH.9 были окрашены в темно-серый цвет, а четыре P-1, недавно поставленные из Советского Союза, были цвета хаки, и у всех под крыльями имелась надпись «Аллах Акбар». Король Аманулла, военный министр и многие присутствовавшие официальные лица впервые поднялись на борт самолета в качестве пассажиров.

Король Аманулла в шляпе от солнца, тунике и перчатках похож на европейского колониального офицера, разговаривающего с советским летчиком.

Отчеты британской разведки об операции были полны похвал советским летчикам и механикам, в них отмечалось, что самолеты были «в отличном техническом состоянии и управлялись очень умело». В докладе также говорится, что афганские военно-воздушные силы «во всех отношениях являются российскими военно-воздушными силами и могут рассматриваться как российская передовая база». Всего в Советский Союз на обучение было отправлено 25 афганцев. К концу августа 1925 года в Афганистане служило в общей сложности 26 советских летчиков и борттехников, ожидалось прибытие еще шести. Еще два P-1 были «в пути», вероятно, для замены двух P-1, совершивших аварийную посадку или разбившихся в июле; они прибыли 15 октября вместе с советскими пилотами и механиками.
Король Аманулла был полон решимости получить еще четыре самолета из Советского Союза, которые, по его мнению, были обязаны быть предоставлены советской стороной в соответствии с условиями советско-афганского договора. Он надеялся, что афганцы, прошедшие обучение в Советском Союзе, станут квалифицированными пилотами и механиками, и планировал создать военно-воздушные силы из 36 самолетов. Серьёзной проблемой было то, что все запасные части, топливо и масло приходилось перевозить из Термеза на верблюдах или лошадях. Существующие дороги не пригодны для механического транспорта. Хотя эти самолеты не имели ни бомбодержателей, ни пулеметных стоек, они сбросили несколько бомб на повстанцев во время так называемого восстания в Хосте. Военно-воздушные силы также стали чаще выполнять миротворческие миссии. Во время пребывания короля Амануллы в Кандагаре в ноябре 1925 года они обеспечивали связь между этим городом и Кабулом; во время пребывания короля в Джелалабаде с апреля по июнь 1926 года они обеспечивали доставку авиапочты.

Король Афганистана Гази Аманулла-хан, монарх-реформатор и большой сторонник авиации, носит традиционную военную форму афганских горцев.

Маркировка самолетов.
К июню 1926 года все самолеты имели бортовые номера, выполненные крупными арабскими цифрами, и афганский герб, нарисованный по обеим сторонам фюзеляжа. На нижней стороне каждого крыла большими белыми арабскими буквами были написаны слова «Аллаху Акбар». Два самолета DH.9 и два учебных самолета Avro 504, купленные у капитана Мерфи, а также один Avro, подаренный в частном порядке афганскому правительству, в конечном итоге были переправлены из Пешавара в Кабул по грунтовой дороге. Поскольку самолеты так долго находились на хранении, Афганистан сомневается, что их можно будет использовать. Они окрашены в светлый цвет и имеют афганскую национальную эмблему среднего размера, изображенную на вертикальных поверхностях фюзеляжа, крыльев и вертикальных стабилизаторов.

DH.9 и Avro 504 в стандартной раскраске ВВС Афганистана.

В мае 1927 года афганское правительство обратилось к махарадже Алвара (Индия) с просьбой предоставить три «военных фотографических (разведывательных) самолета», хранившихся в Лахоре, вероятно, DH.9. Британские власти одобрили запрос, но, судя по всему, сделка сорвалась.
В Кабуле, Джелалабаде и Кандагаре имелись хорошие аэропорты, а в середине 1926 года началось строительство еще одного аэропорта в Герате. Согласно французскому отчету от августа 1928 года, в то время в крупном аэропорту Кабула было 10 ангаров, каждый из которых вмещал 4 самолета, а также хорошо оборудованная ремонтная мастерская.
Форма афганских ВВС состоит из пальто и куртки цвета темного хаки, бриджей и черных кожаных ботинок. На пальто и тунике имелся большой синий воротник с небольшой медной бляхой в виде крылатой звезды. Носить форму могут только кадровые военнослужащие. Опытные и квалифицированные советские летчики и механики подписывали трехлетние контракты и носили собственную форму.
В 1927 году советская авиакомпания «Добролет» приняла решение продлить маршрут Ташкент — Самарканд — Термез до Кабула и 14 сентября провела первый испытательный рейс в этом направлении. 28 ноября афганское правительство подписало двустороннее соглашение с Советским Союзом о почтовом и пассажирском сообщении между Кабулом и Ташкентом, а 7 марта 1928 года Доброте подписало соглашение с афганскими военно-воздушными силами. Официальное открытие маршрута состоялось 1 января 1928 года самолетом «Добролет Юнкерс F13» (бортовой номер RR-DAZ, названный «Пищевик».

Перевозка добровольческого самолета Юнкерс F13 «Пищевик» в Среднюю Азию.

Однако к маю 1928 года «Добролет» выполнил всего 13 рейсов по этому маршруту, а пилоты афганских ВВС совершили всего шесть рейсов на самолетах F13, поэтому обслуживание было временно закрыто. Маршрут был вновь открыт для нерегулярных полетов в сентябре 1928 года, а в следующем месяце его обслуживали самолеты Junkers F13 и Dornier Merkur (бортовой номер R-RDAW, «Правда»). Ю. Н. Аватов считался одним из лучших советских летчиков того времени, летал на афганском F-13, который в местных авиационных кругах был известен как Юнкерс «№ 1».

Юрий Игнатьевич (инициалы в статье указаны неверно) Арватов, фото с автографом.

К январю 1928 года девять афганских летчиков и пять механиков вернулись с учений в Москве, и ожидалось прибытие еще трех или четырех летчиков. Пятнадцать афганских курсантов учились в Париже, а в марте 1928 года еще 25 были отправлены в кадетскую школу итальянских Королевских ВВС (Regia Aeronautica) в Казерте для обучения в качестве пилотов, наблюдателей и механиков.
В 1928 году Советский Союз поставил новые самолеты. 13 мая восемь темно-зеленых и светло-голубых ударных вертолетов P-1 вылетели из Ташкента в Кабул, на крыльях их красовалась надпись «Аллах Акбар». Еще один самолет пропал без вести и был списан после аварийной посадки в Парачиндале. Десятая машина прибыла в Кабул 14 мая, а еще три машины прибыли 1 июня. Всего на этот раз было поставлено 16 самолетов R-1.
Летом 1928 года король Аманулла посетил Европу, и многие правительства решили преподнести в дар афганскому королю самолеты и другое оружие. Так, во время своего европейского турне он получил в Италии два броневика (один в подарок), две батареи полевых орудий, четыре батареи гаубиц и две батареи ранцевых орудий; в Германии — Junkers G24 (в подарок) и два Junkers F13. ; во Франции - Potez 25 (в подарок), два полевых орудия, одно ранцевое орудие и пять легких танков; в Польше - один учебный самолет Bartel BM 4b (в подарок); в СССР - два самолета (в подарок) , два танка и два трактора.

Ранее компания Junkers поставляла в Афганистан самолеты F13, A35/K53, W33 и G24. Одним из предложений было открытие летной школы с учебными классами в Кабуле, предоставление шести F13, двух K53, двух учебных самолетов и двух самолетов фоторазведки, а также просьба к компании организовать внутреннее обучение в Афганистане в апреле 1928 года. Авиационные услуги. В мае 1928 года, когда Аманулла посетил завод «Юнкерс» в Дессау, он приобрел два вышеупомянутых самолета F13 (серийные номера 2018 и 2019), а Министерство иностранных дел Германии подарило ему трехмоторный авиалайнер G24 (серийный номер 2019). Нет. 918). Три самолета вылетели из Дессау 15 июня, пролетели через Берлин и Москву и прибыли в Кабул 10 июля. На крыльях самолетов изображены черный флаг Афганистана и белый национальный герб. В дополнение к национальному флагу G24 приняла королевский красный флаг с парой скрещенных мечей и короной. Позднее G24 был зарегистрирован как YA-TMR (единственная известная довоенная регистрация гражданской авиации Афганистана).

В состав немецкого экипажа самолета Junkers G 24 и двух самолетов Junkers F13 входили пилоты Йоас, Книр и Роте. Обратите внимание на два флага, нарисованных на нижней стороне крыла.

Слева: Красный флаг афганского короля с его личной эмблемой. Справа: черный афганский флаг и национальный герб. Последний использовался в качестве национального символа с 1924 по 1928 год.

На «Юнкерсах» летали Вальтер Рот, Георг Йоас и Франц Книр. Рот должен был проработать на новой должности два года, а Йоас должен был остаться в Афганистане. В ноябре от имени GG прибыл Юнкерс. Хэгман обсуждает планы создания совместного авиапредприятия. В конечном итоге было решено, что Junkers достигнет окончательного соглашения с Афганистаном о поставке в страну дополнительных самолетов (два W33), если условия в Афганистане будут подходящими. Планируемый маршрут — из Кабула в Герат через Кандагар, Мазари-Шариф и Джелалабад. 22 августа в Кабул прибыл подаренный французским правительством двухместный самолет Potez 25, пилотируемый капитаном Вайзером (бортовой номер самолета в афганских ВВС — 33). Вайзер и механик Клемент вылетели из Парижа через Багдад и Тегеран.

восстание.
Когда король Аманулла попытался провести более радикальные реформы в западном стиле, многие традиционные силы в обществе начали восставать против него. В Кабуле вспыхнули беспорядки, иностранцам стали угрожать. В ноябре 1928 года в Афганистане началась гражданская война, и повстанцы-шинвари на востоке Афганистана заблокировали дороги и перерезали телеграфные линии. Подразделения ВВС вступили в бой с повстанцами, в то время как советские самолеты бомбили города мятежников в восточной провинции Нангархар. Аэропорт Джелалабада был эвакуирован 26 ноября, а следующей ночью повстанцы сожгли ангар. Возможно, два самолета там были уничтожены, а еще два разбились во время боевых вылетов. 14 декабря повстанцы двинулись в сторону Кабула и быстро перебросили свои силы на высоты Асмар, где 17 декабря их бомбили самолеты P-1.
18 декабря самолет P-1 совершил разведывательный полет над Баг-и-Бали, где шли боевые действия. На следующий день британские ВВС совершили несколько боевых вылетов, включая три самолета P-1, которые бомбили небольшое укрепление примерно в 1,5 милях к северо-западу от британского посольства в Кабуле. 20 декабря форт близ Багбары подвергся бомбардировке тремя самолетами Р-1, а на следующий день два самолета Р-1 осуществили еще одну атаку на ту же цель. Однако это не помешало лидеру повстанцев Бачу Сакао (или Бача-и-Сакао, что означает «Сын водоноса») захватить Кабул. 14 января 1929 года король Аманулла отрекся от престола, и его преемником стал его брат Инаят Шах, но Бача Исакао провозгласил себя Хабибуллой Гази (или Хабибуллой II). За эмира Афганистана. Аманулла отправился в изгнание в Италию.

Бача-и-Сакао и его спутники были в восторге. Этнический таджик, бывший басмач и бывший афганский офицер, он сочетал консервативные идеи с мечтами о социальной справедливости и был успешным полевым командиром, но не успешным политиком.

На момент начала восстания в составе Люфтваффе было около 19 боевых самолетов: 13 или 14 P-1, три Junkers F13, Junkers G24, Potez и биплан (вероятно, польский Bartel). Национальные опознавательные знаки были немедленно изменены. Вместо гравировки «Аллаху Акбар» от центра к краю под крылом был нарисован круговой узор из розеток зеленого, малинового и черного цветов. Кроме того, на руле имеются полосы в цветах национального флага. По некоторым более поздним данным, внутри розетки были выгравированы слова «Аллаху Акбар». Белый серийный номер на фюзеляже сохранен. Видимо, по какой-то причине некоторые Р-1 были перекрашены в светло-зеленый цвет вместо обычного темно-зеленого. На флаге G24 по-прежнему красуется серая королевская эмблема.
На борту находились 12 советских, 10 афганских и 2 немецких летчика, а также 12 афганских, 3 советских и 2 немецких механика. Однако лишь немногие афганские пилоты летают регулярно, поскольку большую часть работы выполняют более опытные россияне. Командующий ВВС Мохаммад Ихсан Хан и его помощник Мохаммад Хашим руководили ВВС совместно с советскими военными специалистами.
21 декабря Герман Рот вылетел в Кандагар на перегруженном самолете Junkers G 24, на борту которого находились королева Сорайя и остальные члены королевской семьи, а также два самолета F13 и один самолет P-1. Через три дня он вернулся в Кабул. 23 декабря рейс F13 вылетел в Кандагар с двумя женщинами на борту. В конце декабря два F13 были серьезно повреждены в ангаре из-за обвала снега, после чего весь личный состав «Юнкерса», за исключением пилота Йоаса, отправился домой (два самолета P-1, серийные номера 3233 и 3238, также были повреждены).
Королевские ВВС провели первую в мире крупномасштабную воздушную спасательную операцию во время Восстания. В декабре из Ирака для участия в операции в Карачи прибыло несколько транспортных самолетов Vickers Victoria и Handley Pejshinaidi, а в феврале прибыло еще пять транспортных самолетов Victoria. В период с 23 декабря 1928 года по 25 февраля 1929 года самолеты «Виктория» из 70-й эскадрильи эвакуировали из Афганистана в общей сложности 586 человек. Они пересекли Хайберский перевал и направились в Пешавар в сопровождении истребителей-бомбардировщиков «Вапити» 20-й эскадрильи.

В период с декабря 1928 года по февраль 1929 года самолет Vickers Victoria из 70-й эскадрильи эвакуировал 586 человек из Афганистана.

В течение некоторого времени афганские военно-воздушные силы из-за пределов контролируемых повстанцами районов продолжали проводить разведывательные полеты, обычно один или несколько раз в день на самолете P-1, над Койдаманом, и бомбардировки продолжались по крайней мере до 16 января 1929 года. Самолеты F13, перевозившие почту и бочки с горючим; 30 декабря из Советского Союза прибыли четыре советских самолета F13, перевозивших почту и бензин.
Некоторое время спустя лидер повстанцев Хабибулла Бача Сакао был свергнут бывшим военным министром генералом Мохаммадом Надир Шахом и его братом, которые были дальними родственниками бывшего короля Амануллы. 10 октября 1929 года Хабибулла был казнен вместе с 17 его последователями. Племенной совет избрал Надера-шаха новым монархом, а оппозиция подверглась кровавым преследованиям. В 1931 году Надир-шах обнародовал новую, более консервативную конституцию, чтобы успокоить исламских религиозных лидеров.

Конец текста дан первым комментарием.

[Моя] Военная история История авиации Афганистан Советский Союз Афганская война Военная авиация Гражданская авиация Российские авиалинии Доброрет Авиалинии Юнкерс Лонг Пост Средняя Азия Басмачи Перевод 1

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Авиация Афганистана, 1920-е гг.