"А я же тебе сказал реверс включи!" Авария Ил-62 Михаила Горбачева

Ил-62 VIP салон

Как пишут в финальных титрах некоторых фильмов: «Любое сходство и совпадение с реальными событиями и персонажами чисто случайно», за исключением описания самой аварии.

Ил-62 – одна из легенд советского авиапрома. Около 30% машин экспортируется в качестве пассажирских самолетов в зарубежные страны для управления. Куба, Южная Корея, Румыния, Германия, Ангола, Судан – все получили доски прямо с VIP-версии стапеля.

Наше Советское правительство тоже не отстает. На протяжении многих лет эта модель была Air Force One и Air Force Two. Но с распадом Советского Союза руководство ВВС поменялось. В 1995 году машинный борт № 1 Ил-62, доставшийся Б. Н. Ельцину от М. С. Горбачева, был заменен на Ил-96-300ПУ (ПУ — Пункт управления), оснащенный швейцарской фирмой Jet Aviation».

В неспокойные времена 1990-х годов авиакомпании испытывали финансовые трудности. Они приводят к задержкам выплат заработной платы, текучести кадров и, как следствие, вынужденной продаже автопарка. Бывший 235-й правительственный отдельный отряд, переименованный в «Россию», не является исключением. Была продана государственная техника, в том числе салон Ил-62М».

«Героем» африканского детектива является самолет Ил-62М RA-86511 (серийный номер 3036142), приобретенный компанией Central African Airlines в конце 1997 года. В январе 2000 года президент возглавил правительственную делегацию Центральноафриканской Республики в Габоне для участия в конференции. На платформе они встретили бело-голубой Ил-62М с регистрационным номером TL-ACL, несущий флаг Центральноафриканской Республики с выгравированной надписью «Centrafrican Airlines», и делегацию из Гамбии на борту! Под этой регистрацией лайнер уже два года плавает по «Пятому океану.

В ходе расследования прокуратура ЦАР установила, что директор Управления гражданской авиации республики незаконно зарегистрировал в реестре воздушных судов ЦАР более 20 частных самолетов советского производства. По одной из версий, он был военным переводчиком советских ВВС. По разным данным, ее парк насчитывает более пятидесяти самолетов, что делает его одним из крупнейших частных парков в мире.

В начале 2000 года герой этой истории, горбачевский RA-86554 (4053514) № 2, один из трех самолетов Ил-62М «Салон», был продан компании Cen-Sad (дочерней компании Central African Airlines, как известно) нам.), зарегистрированный в Буркина-Фасо. По одной из версий, в ОАЭ частыми гостями были Cen-Sad, Centrafrican Airlines, Air Cess, Jetline, San Air General Trading и ряд других операторов из Африки, Азии и Ближнего Востока, эксплуатировавших советские самолеты. Регулярное техническое обслуживание осуществляется на авиационно-технической базе Рас-Аль-Хайм, на которой работают выдающиеся инженеры и техники постсоветского региона. Туда же были перенесены все три салона на редизайн.

тот же совет в 2000 году. Автор: Эдди Источник: https://russianplanes.net/id57501

Созданный для обслуживания политических лидеров Сахельского региона Сахело-Сахарской страны, Ил-62М/VIP получил новую ливрею, название и надпись. А Air Force Two, позже 5A-DKR, заменили советский интерьер на восточную роскошь для лидера народа Джамахирии.

К 2006 году требования ИКАО к оборудованию самолетов системами предупреждения и навигации изменились. Предполагается, что самолеты были взяты в «мокрую аренду» у авиакомпаний. Арендодатели обязаны совершенствовать самолет и проводить регулярное техническое обслуживание для продления срока его службы. В 2001 году по «просьбе» заокеанских друзей и в связи с заинтересованностью деятельности вышеупомянутых компаний власти ОАЭ закрыли базу в Рас-Аль-Хайме. АТБ Домодедово остается единственным обладателем сертификата типа на ремонт. Наш лайнер зашел сюда одним из первых в 2006 году.

тот же совет в 2004 году. Автор: Ендальцев Юрий. Источник: https://russianplanes.net/id152625

Теперь, после долгого вступления, приступаем к обсуждению самой аварии.

29 марта 2006 г. В 20:45 на рулежной дорожке Домодедово Ил-62М готовился к посадке. В посадочной конфигурации высота и скорость были несколько завышены (317 км/ч вместо рекомендованных 290 км/ч). Официально он принадлежит ливийской авиакомпании «Ливия». На борту находились шесть российских членов экипажа. Радиомаяк ближнего направления летел на высоте 11 метров и не отклонялся от курса. После прохождения маяка тренд начал «отклоняться» от глиссады и сработала сигнализация «Опасный спуск».

Конец взлетно-посадочной полосы проходит на высоте 12-12,5 метров со скоростью 304 км/ч.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Когда пассажирский самолет поднимется на высоту около 5 метров над взлетно-посадочной полосой, КВС подаст команду «холостой ход». Это сделал бортинженер. На высоте примерно 2 метра в диктофоне будут слышны следующие звуки:

КВС: «Эстафета"

1,5 секунды спустя

КВС: «Реверс"

БИ: «Мы собираемся повернуть вспять?"

При проектировании Ила решение поставить за штурвал бортинженера, вероятно, было принято в последнюю минуту. Надо отметить, что бортинженер был одним из самых эргономически неблагополучных членов экипажа Ил-62. Его сиденье всегда мешало ему, и в нем не было гарнитуры для внутренней связи самолета. Он слушал команды через громкоговоритель и смог установить полноценную голосовую связь с экипажем, просто «попросив» радиста.

Кабина Ил-62

Ответ капитана на вопрос бортинженера о включении реверса на пленку не был записан. Перевел рычаг управления реверсом (РУР) в положение «реверс включен». Но при этом он не переведет рычаги управления двигателем №1 и №4 (орки) в режим максимальной реверсивной тяги. Рукоятка управления управляет только движением крыла; как и тяга вперед, обратная тяга регулируется дросселем.

Вернёмся к эргономике рабочего места. Я заметил, что панели систем, управляемые бортинженером, были разбросаны по салону на некотором расстоянии друг от друга. Возможно, в это время его внимание было переключено с центральной панели на боковую панель кондиционера, чтобы отключить выхлоп реверсивного двигателя.

Для легких пассажирских самолетов даже при открытых реверсивных закрылках высота подвески составляет 1-0,5 метра. Всего через несколько секунд, в 1100 метрах от порога взлетно-посадочной полосы, шасси коснулось бетона на скорости 258 км/ч. Одновременно с приземлением на записи прозвучала команда «реверс». Предположительно он принадлежал бортинженеру, подтверждающему выполнение приказа КВС. Внезапно руль переключается в положение «отключенный реверс», а заслонка реверса переключается в положение «прямая тяга». 1,8 секунды спустя. Диктофон записывает разговор:

Рисунок: «Я сказал тебе включить задний ход"

БИ: «Я только что сделал перевод".

Материалы расследования показывают: "В настоящее время до конца взлетно-посадочной полосы еще 2400 метров, что достаточно для того, чтобы экипаж мог оценить ситуацию, принять решение о движении задним ходом и припарковать самолет на взлетно-посадочной полосе необходимое время". Время переключения реверса закрылков на реверс тяги не превышает 2 секунд, процесс реверса занимает до 6 секунд. Запорно-регулирующие механизмы не допускают повторного перевода до полного закрытия створки. С учетом реакций в общей сложности теряется 9-10 секунд и 500-700 метров.

Однако бортинженер не понял, что не включил реверс, а выключил его. И он не использует инструменты для контроля своего положения. Он перевел дроссели первого и четвертого двигателей во взлетный режим, полагая, что двигатели работают на максимальной обратной тяге. Примерно в это же время без приказа КВС он заглушил внутренние двигатели №2 и №3. Самолет ускоряется, а не тормозит. Экипаж был в растерянности.

Ил-62 пролетел над взлетно-посадочной полосой на скорости 300 км/ч с двигателями №1 и №4 на взлетном режиме. В 680 метрах от финиша он врезался в склон оврага, опоры сломались и развалились на три части. Экипаж жив, двое из шести человек на борту получили ранения.

на месте происшествия

Думаю, нет необходимости объяснять, почему произошел инцидент и статьи об отсутствии обучения и недостаточной тренажерной или методической работы в африканских компаниях в 1990-е годы. Я согласен с выводом комиссии о том, что большое значение имеет психофизическое состояние экипажа, возвращающегося домой после длительной миссии в Африке. По словам корреспондента "Московского комсомольца", опрошенного экипажем ("Горячий", который в это время еще находился в больнице), пассажирский самолет из-за износа начал разрушаться на взлетно-посадочной полосе. Верить ему или нет – решать вам.

через некоторое время место ДТП. Автор: Антон Петров. Источник: https://russianplanes.net/id42025

Несмотря на эту аварию, в 2006 году в Домодедово прибыли три Ил-62М/ВИП в аналогичной форме. Но в АТБ они не поступили, а, как и несколько их собратьев в Африке и на Ближнем Востоке, остались на учете с пометкой «на хранении». За год до этого случая в Голливуде вышел фильм с Николасом Кейджем в главной роли. Все, кто знаком с прототипом главного героя, после просмотра фильма сказали однозначно – «Это такая чушь"!

Похожий инцидент с фотокопированием произошел в Якутске в 1990 году. Экипаж применил экстренное торможение и сорвал шину, но это не помешало ей разрушиться, когда она скатилась на землю за пределами взлетно-посадочной полосы. После этого более старые самолеты серии начали оснащать двумя индикаторами обратного положения на центральной панели.

Расследование авиакатастрофы в Telegram:

https://t.me/rumayday

[Мой] Полет гражданской авиации Самолеты Аварии в аэропорту Михаил Горбачев Советский пилот Длинный пост 31

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "А я же тебе сказал реверс включи!" Авария Ил-62 Михаила Горбачева.