"Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах

16 марта 2005 г самолет Ан-24РВ авиакомпании «Региональные авиалинии» выполнил внутренний рейс по маршруту Уфа-Пермь-Усинск-Варандей-Нарьян-Мар. На борту находились 52 человека: 45 пассажиров и 7 членов экипажа.

Та же доска за 1 год и 10 месяцев до краха

Рейсы выполнялись в обычном режиме. В 13:40 мск экипаж запросил разрешение на посадку в аэропорту Варандей. В 13:45 пилоты сообщили, что снизились до 250 метров. Командир доложил, что визуально осмотрел взлетно-посадочную полосу и что самолет готов к посадке. Он получил от авиадиспетчера разрешение на посадку с визуальным заходом на посадку, что, согласно инструкции по полетам в районе аэродрома Варандей, являлось нарушением.

Экипаж, вероятно, в условиях «белой мглы» и отсутствия ориентиров на заснеженной поверхности принял за взлетно-посадочную полосу участок дороги, идущий параллельно взлетно-посадочной полосе и расположенный в четырех километрах от взлетно-посадочной полосы. Это предположение позже будет подтверждено результатами летного эксперимента. Таким образом, был сделан вывод, что в таких условиях невозможно установить визуальный контакт с взлетно-посадочной полосой, когда самолет находится на расстоянии от 20 до 5 км от взлетно-посадочной полосы и высоте полета 250 метров. Таким образом, экипаж допустил ошибку в определении их местонахождения.

На удалении 6 км от ВПП и высоте 200 метров экипаж начал выполнять четвертый разворот. Из-за вышеуказанной ошибки экипаж решил, что он стартовал поздно. Исправление ситуации требовало от пилотов энергичных действий, и они развернулись с большим правым креном. Когда уходили, уже допустили большой левый крен. Дальнейшее снижение производилось с отогнутым влево рулем направления, скольжением на правое крыло и креном до 5°. На последнем участке полета наблюдались резкие отклонения руля направления, несвойственные нормальной технике пилотирования при отсутствии значительных внешних возмущений.

После донесения КВС о готовности к посадке, практически одновременно с разрешением диспетчера, стал звучать сигнал о прохождении высоты 60 метров. На высоте 26 метров и скорости полета 155 км/ч Ан-24 выходил на критические углы атаки и глох на левом крыле. На расстоянии четырех километров от взлетно-посадочной полосы самолет левым крылом ударился о кучу замерзшего песка, через 30 метров столкнулся с еще одной крупной кучей песка, разрушился и загорелся. В результате аварии погибли 26 пассажиров и 2 члена экипажа (пилот и штурман). 24 человека получили серьезные ранения.

На месте аварии

Следственной комиссией установлено, что для захода на посадку КВС совершил маневр длительного снижения с проскальзыванием и потерей скорости, с недостаточной работой двигателей и отсутствием контроля экипажа за скоростью полета. Из-за этого самолет снизил скорость до сваливания. Возможные ошибки в показаниях ряда приборов (указателей скорости, указателя угла атаки) могут затруднить членам экипажа контроль параметров полета.

На месте аварии

Примерно через год после катастрофы, 11 марта 2006 г., в село Варандей направлялся вертолет Ми-8 с родственниками погибших. Они должны были принять участие в церемонии открытия часовни, построенной в память о жертвах авиакатастрофы. При заходе на посадку, которая осуществлялась над заснеженной местностью с небольшим количеством ориентиров, в простых метеоусловиях вертолет начал резко снижаться на малой скорости движения вперед. На расстоянии 1830 м от места предполагаемой посадки Ми-8 столкнулся с землей носом в фюзеляж и перевернулся на правый борт.

Тот же Ми-8 за два с половиной года до катастрофы

В аварии погиб пассажир. Все 3 члена экипажа и 11 пассажиров получили травмы различной степени тяжести. Среди пострадавших — Геннадий Спирин, который также находился на борту разбившегося Ан-24. Там он получил несколько травм спинного мозга, ушиб головного мозга и частично потерял слух. Во второй аварии он отделался переломом ребра и ноги.

Причиной аварии вертолета стали ошибки в действиях командира экипажа при заходе на посадку: преждевременное и неоправданно сильное торможение вертолета с созданием тангажа до 10,6° и уменьшением полного шага несущего винта до 1,4°. За счет этого вертолет вошел в режим «вихревого кольца», что ухудшило устойчивость и управляемость, а также увеличило скорость снижения. Последующие непропорциональные и несогласованные действия экипажа начальника органов управления на малой высоте полета привели к столкновению вертолета с землей.

«Расследование авиакатастрофы» в Telegram

https://t.me/rumayday/

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.