Капитан Поярков - учебный полет, последний полет. Вьетнам, 1971. (Часть 2)

Начало: здесь.

Карта и арт последнего полета МиГ-21У капитана Юрия Пояркова. «Лейтенант Конг Фуонг Тао» была написана более 40 лет спустя, 30 апреля 1971 года, Нгуеном Ле Аном, вьетнамским военным топографом и энтузиастом поисковых систем. Он опирался на запланированные маршруты пилотов, показатели скорости и времени полета, а также информацию об обследованном районе национального парка Там Дао, где предположительно произошло крушение истребителя. Последнее помогло уменьшить площадь до 5 квадратных метров. Километровая территория, где могли быть обнаружены обломки самолета и останки экипажа.

Карта полета капитана Поякова/Санкт-Петербургского экипажа "Литературный Шао" под редакцией Руана Лэйинга.

Исследование ландшафта национального парка Там Дао.

В начале 2018 года Руан Ле Ань с помощью местных жителей (не бесплатно, конечно) начал обыскивать район, где он определил крушение самолета. 26 февраля первый фрагмент был обнаружен на склоне холма на высоте около 700 метров над уровнем моря. С помощью вьетнамских экспертов было «на 100% уверено», что это фрагмент кабины МиГ-21.

Интересное открытие подстегнуло поиски. К экспедиции Нгуен Ле Аня присоединились добровольцы, местные власти и вьетнамские войска. Посольство России в Ханое взяло ситуацию под контроль; Существенную информационную помощь оказали Межрегиональная общественная организация ветеранов Вьетнамской войны, а также бывшие коллеги покойного летчика по 921-му истребительному авиационному полку ВВС Демократической Республики Вьетнам и первый космонавт Вьетнама Фам Туан и братья Куанг и Куанг. Руан Цинвэй.

Фрагменты работы поисковой экспедиции.

После интенсивных поисков в конце концов были обнаружены обломки МиГ-21У, включая часть русской надписи. Однако двигатель истребителя найден не был. По мнению поисковиков, он мог скатиться в расщелину.

Также были «подняты» остатки желтого тормозного парашюта МиГ-21У (не раскрыт) и парашюта пилота цвета хаки. Это указывает на то, что как минимум один пилот успешно катапультировался.

На месте крушения нашли обломки парашюта.

К сожалению, большая часть фрагментов погибшего МиГ-29У была утеряна. Пышная природа вьетнамских джунглей буквально поглотила их, а предприимчивые местные жители (оказалось, место катастрофы никогда не было секретом) с радостью переплавляли куски авиационного дюраля на всевозможные полезные предметы для дома.

Считается, что эта прочная крышка котла была выплавлена ​​из останков МиГ-21У, дата производства - 1983 год.

В конце концов местные старейшины указали примерное местонахождение останков пилота. По понятным причинам альпинисты не раскрыли обстоятельства, при которых они нашли погибшего пилота вскоре после катастрофы, сказав лишь, что они «думали, что это американцы".
29 сентября 2018 года поисковая экспедиция официально сообщила: останки капитана Юрия Поякова и Арта Поякова. Лейтенант Конг Фуонг Тао обнаружил это после 47 лет безвестности. Ранее родственники двух погибших пилотов предоставили необходимые для идентификации образцы ДНК, так что для причастных к поискам личность пилота вроде бы подтвердилась...
Однако оказывается, что все не так просто.
В свой последний полет капитан Пояков и Арт. Лейтенант Тао одет в зеленый высотный компенсационный костюм и гермокаску ГС-4.

Летчики 921-го истребительного авиационного полка ВВС Демократической Республики Вьетнам носят гермошлемы и высотно-компенсационные костюмы.

Поисковики обнаружили фрагменты костюмов и относительно хорошо сохранившиеся летные ботинки обоих пилотов. Организатор поисков Нгуен Ле Ань рассказал, что в зависимости от их местоположения "возможно, один из пилотов (возможно, Боярков) успел выпрыгнуть с парашютом и затем пришел к месту крушения, чтобы помочь второму.

Обратите внимание: Музей Aeroscopia - авиационная сокровищница. Часть 2.

Пилот снял тяжелый комбинезон" также снял шлем и тяжелые ботинки. Возможно, они тогда попытались сбежать из джунглей, но погибли от полученных травм".

Остатки летной техники капитана Бояркова и ст. Лейтенант Тао был найден на месте их гибели.

1 октября 2018 г оперативная группа в составе Министерства национальной обороны, Сил ПВО и Института судебно-медицинских исследований армии Вьетнама прибыла в региональный центр провинции Тхай Нгуен для осмотра оставшейся техники и предполагаемых останков погибшего пилота.

Вьетнамские военные врачи осматривают материалы с места гибели капитана Поякова и Ст. Лейтенант Тао.

Вывод экспертов был ясен: человеческие останки, необходимые для анализа ДНК, не были частью открытия. Возможно, в условиях очень высокой влажности и агрессивной активности биологической среды они за последние 47 лет полностью разложились, а возможно, вообще не были обнаружены.
Поэтому последние минуты (часы или даже дни?) жизни советских и вьетнамских летчиков, погибших на горе Сандао, остаются окутанными загадочной черной мглой.
Скудные результаты поисковых систем указывают на то, что Юрий Поярков и Конг Фуонг Тао могли выжить при крушении своего МиГ-21У. Место крушения истребителя покрыто непроходимыми джунглями. Дойти до людей в принципе можно - рядом расположены деревни альпинистов - но для этого нужно знать тропы, а пилоты их не знают. Также неизвестно, везли ли они с собой предметы первой необходимости, но маловероятно, что они планировали короткий тренировочный полет. Кроме того, катапультирование из самолета сопряжено с риском серьезной травмы, что значительно снижает шансы пилота на выживание. На горе Тамдао обитают хищники, ядовитые змеи и насекомые, представляющие огромную опасность. Эти пилоты, скорее всего, были убиты местными альпинистами, которые приняли их за американцев и южновьетнамцев и даже не приняли - в качестве мести за некую обиду на "ханойский режим". При этом у пилота не было личного оружия, позволяющего защититься от естественных и двуногих захватчиков. Советские военные специалисты во Вьетнаме не имели права на ношение оружия, а летчикам ВВС ДРВ не выдавались пистолеты при выполнении учебных полетов.
В общем, вероятно, никто не знает, как долго длились страдания тех советских и вьетнамских офицеров на поле боя и какие испытания они прошли перед смертью...

Вот такие они...

***
47 лет спустя вьетнамское правительство и армия воздали павшим пилотам должное воинское почести. Их останки были помещены в военное командование провинции Тхай Нгуен для церемонии прощания. Почетный караул выстроили перед двумя символическими гробами, задрапированными вьетнамскими флагами. Спасибо Капитану Поякову и Арту за память. Лейтенанта Тао награждали представители военных и гражданских властей, поисковиков и жители провинции.

В 2019 году после завершения всех формальностей капитан Юрий Николаевич Поярков и лейтенант Цун Фантао были официально похоронены на Военном кладбище провинции Тайгуй. Они были рядом, тут же, как в кабине учебно-тренировочного самолета МиГ-21У, как в те последние страшные минуты в глуши Тамдао.

Использован материал с сайта Межрегиональной общественной организации ветеранов Вьетнамской войны и ресурсов Nyat-Nam.ru.
________________________________________________ Михаил Кожемякин.

[my]Военная историяВоенная авиацияВьетнамская войнаВьетнамВВСССР АвиакатастрофаДлинная авиацияИстория авиацииМиг-210

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Капитан Поярков - учебный полет, последний полет. Вьетнам, 1971. (Часть 2).