Тайна последнего полёта: как спустя 47 лет нашли место гибели капитана Пояркова во Вьетнаме

Начало истории можно прочитать здесь.

Карта, ведущая к истине

Более чем через 40 лет после трагедии, 30 апреля 1971 года, вьетнамский военный топограф и поисковик-энтузиаст Нгуен Ле Ань создал карту последнего полёта учебного МиГ-21У. Он назвал её «Лейтенант Конг Фуонг Тао». Для её составления были использованы плановые маршруты пилотов, данные о скорости и времени полёта, а также изучение местности национального парка Там Дао, где предположительно разбился истребитель. Эта кропотливая работа позволила сузить зону поиска до 5 квадратных километров — огромной, но всё же более управляемой территории в непроходимых джунглях, где могли находиться обломки и останки экипажа.

Карта полёта экипажа капитана Пояркова и лейтенанта Тао, составленная Нгуеном Ле Анем.

Ландшафт национального парка Там Дао, где проходили поиски.

Начало поисковой операции

В начале 2018 года Нгуен Ле Ань, заручившись помощью местных жителей (работа, разумеется, была оплачена), начал прочёсывать определённый им район. Уже 26 февраля на склоне холма на высоте около 700 метров был обнаружен первый фрагмент. Эксперты из Вьетнама со стопроцентной уверенностью идентифицировали его как часть кабины МиГ-21.

Эта находка дала мощный импульс поискам. К экспедиции присоединились добровольцы, местные власти и военные. Ситуацию взяло под контроль посольство России в Ханое. Существенную информационную поддержку оказали Межрегиональная общественная организация ветеранов Вьетнамской войны, бывшие сослуживцы погибшего лётчика по 921-му истребительному авиаполку ВВС ДРВ, а также первый вьетнамский космонавт Фам Туан и братья Куанг.

Работа поисковой экспедиции на месте.

Обнаружение обломков и новые загадки

После интенсивных работ были найдены многочисленные обломки МиГ-21У, включая фрагмент с русской надписью. Однако двигатель самолёта обнаружить не удалось. По мнению поисковиков, он мог упасть в глубокую расщелину.

Были также подняты остатки жёлтого тормозного парашюта истребителя (не раскрывшегося) и парашюта пилота цвета хаки. Эта находка стала ключевой: она указывала на то, что как минимум один из лётчиков успел катапультироваться.

Фрагменты парашютной системы, найденные на месте крушения.

К сожалению, значительная часть обломков была утрачена. Буйная тропическая растительность поглотила их, а местные жители, как выяснилось, давно знали о месте катастрофы и десятилетиями использовали прочный дюралюминий для бытовых нужд, переплавляя его на крышки для котлов и другие предметы.

Считается, что эта крышка котла, датированная 1983 годом, была изготовлена из обломков того самого МиГ-21У.

Трагическая развязка и неразгаданные тайны

В конечном итоге местные старейшины указали приблизительное место, где могли находиться останки пилота. Они лишь кратко пояснили, что нашли тело вскоре после катастрофы, но не стали вдаваться в подробности, сказав лишь, что «думали, это американцы». 29 сентября 2018 года поисковая экспедиция официально сообщила об обнаружении останков капитана Юрия Пояркова и лейтенанта Конг Фуонг Тао после 47 лет неизвестности. Для идентификации заранее были взяты образцы ДНК у родственников, так что личность, казалось бы, подтвердилась.

Однако вскоре выяснилось, что история куда сложнее. В свой последний полёт экипаж был одет в зелёные высотные компенсационные костюмы и гермошлемы ГШ-4.

Лётчики 921-го иап ВВС ДРВ в аналогичном обмундировании.

Поисковики нашли фрагменты этих костюмов и относительно хорошо сохранившиеся лётные ботинки обоих пилотов. Организатор поисков Нгуен Ле Ань выдвинул версию: судя по расположению находок, возможно, один из пилотов (вероятно, Поярков) успел катапультироваться, а затем вернулся к месту падения, чтобы помочь второму.

Обратите внимание: Музей Aeroscopia - авиационная сокровищница. Часть 2.

Он снял тяжёлый комбинезон, шлем и ботинки. Возможно, они тогда попытались выбраться из джунглей, но погибли от полученных травм.

Остатки снаряжения, найденные на месте гибели экипажа.

1 октября 2018 года для осмотра находок и предполагаемых останков в провинцию Тхай Нгуен прибыла оперативная группа из Министерства обороны, войск ПВО и армейского Института судебной медицины Вьетнама.

Вьетнамские военные эксперты изучают материалы с места катастрофы.

Вердикт экспертов и вечная тайна

Заключение специалистов было однозначным: пригодных для анализа ДНК человеческих останков обнаружено не было. За 47 лет в условиях высокой влажности и агрессивной биологической среды они могли полностью разложиться, а возможно, их и не нашли вовсе. Таким образом, последние минуты, часы или даже дни жизни советского и вьетнамского офицеров на горе Там Дао навсегда остались окутаны тайной.

Немногие находки позволяют предположить, что Юрий Поярков и Конг Фуонг Тао могли пережить саму катастрофу. Однако место падения находилось в непроходимых джунглях. Добраться до людей в принципе было возможно — рядом были деревни, — но для этого нужно было знать тропы, которых пилоты не знали. Неизвестно, было ли у них с собой аварийное снаряжение, ведь полёт планировался как учебный. Катапультирование само по себе чревато серьёзными травмами. К этому добавлялись смертельные опасности джунглей: хищники, ядовитые змеи и насекомые. Существует и мрачная версия, что лётчиков могли убить местные жители, приняв их за американцев или южновьетнамцев. Советские военспецы во Вьетнаме не имели права носить оружие, а вьетнамским лётчикам на учебные полёты пистолеты не выдавались. Так что, вероятно, мы никогда не узнаем, как долго длилась их борьба за жизнь и через какие испытания им пришлось пройти.

Капитан Юрий Поярков и лейтенант Конг Фуонг Тао.

Воинские почести и вечный покой

***
Спустя 47 лет вьетнамские власти и армия отдали павшим лётчикам все положенные воинские почести. Их символические останки были доставлены в штаб военного округа провинции Тхай Нгуен для церемонии прощания. Перед двумя гробами, покрытыми вьетнамскими флагами, стоял почётный караул. Память капитана Пояркова и лейтенанта Тао почтили представители военного командования, гражданских властей, поисковики и жители провинции.

В 2019 году, после завершения всех формальностей, капитан Юрий Николаевич Поярков и лейтенант Конг Фуонг Тао были с воинскими почестями похоронены на военном кладбище в Тхай Нгуене. Они остались рядом, как когда-то в кабине учебного МиГ-21У, как в те последние трагические мгновения в глуши Там Дао.

Использованы материалы сайта Межрегиональной общественной организации ветеранов Вьетнамской войны и ресурса Nyat-Nam.ru.
________________________________________________
Михаил Кожемякин.

Теги: Военная история, Военная авиация, Вьетнамская война, Вьетнам, ВВС СССР, Авиакатастрофа, Длиннопост, История авиации, МиГ-21

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Капитан Поярков - учебный полет, последний полет. Вьетнам, 1971. (Часть 2).