"Что-то двигатели потряхивать стали" Две катастрофы Ан-12 с разницей в 10 дней

Есть так называемый «Закон спаривания». Это редкий случай, когда событие происходит дважды за короткий период времени. Некоторые думают, что это просто совпадение. Другие – некая закономерность, природа которой остается неясной. Другие полагают, что это было загадочное вмешательство.

Ан-12

Это происходит и в авиации. Помните как минимум две катастрофы с участием Boeing 777 Malaysia Airlines в 2014 году? Сначала над морем пропал самолет, а через несколько месяцев под Донецком разбился второй самолет.

В январе 1971 года сыктывкарский Ан-12, получивший обозначение СССР-11000, временно базировался в аэропорту Омска, откуда осуществлял таможенные перевозки грузов. 22 января поступило распоряжение перевезти самолет в базовый аэропорт Сыктывкар, где он пройдет плановое техническое обслуживание. Также было решено лететь через Сургут для перевозки 12 тонн груза.

На борту находились 14 человек. Помимо собственно экипажа этого Ан-12, пассажирами летели еще один сыктывкарский экипаж, завершивший командировку в Омске, инженер по эксплуатации и женщина, сопровождавшая груз. По текущему прогнозу в Сургуте ожидаются слоисто-кучевые облака с видимостью 3-4 километра, в облаках снег и лед.

Пассажирский самолет вылетел из аэропорта Омска в 18:09 и начал приземляться в Сургуте в 19:20. В 19:36 на высоте 400 метров экипаж получил приказ сделать третий разворот. Ответ был: «Понятно». После этого пилот перестал выходить на связь и не отвечал на телефонные звонки.

Самолет был найден полностью разрушенным и сгоревшим в лесу на третьем развороте, в 18 километрах к северо-востоку от аэропорта Сургута. Все 14 человек на борту погибли. Столкновение с землей произошло на больших вертикальных скоростях и крене влево примерно на 90°. Самолет начал снижаться с высоты 400 метров с выпущенными шасси и закрылками. При ударе о землю все двигатели работали в штатном режиме посадки. Противообледенительная система включена.

Следственный комитет установил, что при развороте на скорости 330 км/ч (в пределах инструкции по эксплуатации самолета Ан-12) левое крыло пассажирского самолета заглохло. В тот день на высоте 400 метров в районе аэропорта образовался сильный лед.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Это подтверждают показания экипажа другого Ан-12, приземлившегося в Сургуте незадолго до катастрофы.

Аэропорт Сургут

Причиной катастрофы стало сваливание самолета на третьем развороте, вызванное резким ухудшением аэродинамики, вызванным обледенением крыльев во время полета в условиях сильного обледенения, и разницей скоростей, предписанных при выполнении полета. На третьем и четвертом разворотах посадочная масса превышала 55 тонн и крылья были холодными. Поскольку выпускной клапан двигателя открыт не полностью, передняя кромка крыла недостаточно нагревается, в результате чего на крыле образуется лед.

Всего через 10 дней, 31 января 1971 года, в том же районе аэропорта Сургута и в такой же тяжелой ледовой обстановке произошла еще одна катастрофа. На этот раз разбился тюменский Ан-12 с номером СССР-12996. Сцена катастрофы полностью повторяет катастрофу 22 января.

Пройдя высоту 800-900 метров, экипаж сообщил о сильном обледенении. Примерно через минуту – об очень сильном застывании. При этом активируется противообледенительная система. Когда экипаж начал третий разворот (влево) на высоте 400 метров, самолет начал вести себя ненормально. В кабине кто-то сказал: «Двигатель начинает трястись». Скорее всего, тряска была вызвана обтеканием крыльев потоком воздуха, приближающимся к состоянию сваливания.

Когда третий разворот был выполнен, капитан немедленно приказал опустить закрылки на 15°, но через 5 секунд был вынужден отдать приказ убрать закрылки, так как экипаж заметил, что скорость упала с 330 до 310 км/ч ч., несмотря на возросшие обороты двигателя.

Когда Ан-12 совершил третий разворот, он вырвался из левого крена. Через несколько секунд он снова вошел в легкий левый крен. Экипаж сначала отклонил штурвал влево, а затем вправо, поскольку после выхода из левого крена самолет быстро вошел в правый, а затем (после отклонения штурвала влево) снова отклонился влево, что привело к уменьшение подъемной силы крыла.

Пилот взял на себя управление, но это не помогло. Более крупный самолет с левого берега разбился возле озера в 13,6 км к северу от аэропорта Сургута, после чего самолет полностью развалился и сгорел. Все семь человек, находившиеся на борту, погибли.

Ан-12, компьютерная модель

После того как были выявлены причины катастроф СССР-11000 и СССР-12996, на Ан-12 был внесен ряд доработок для предотвращения подобных аварий в будущем. Поэтому была доработана система управления отводом горячего воздуха от двигателя. Сюда входят предупреждения о том, что клапаны противообледенительной системы самолета должны быть полностью открыты.

Также были проведены испытания по уточнению аэродинамических характеристик Ан-12 в условиях обледенения. Эксперты получили новые данные об эффективности противообледенительных систем крыла в периоды сильного обледенения и на основании этого дали рекомендации экипажам при полетах в таких условиях.

В случае с этим пейрингом никакой мистики нет. Обе катастрофы были вызваны суровыми погодными условиями и ошибками конструкции. То есть есть определенные закономерности.

Расследование авиакатастрофы в Telegram:

https://t.me/rumayday

[Наземная мина] Гражданская авиация Полет Самолет Аэропорт Ан-12 Советский Союз Катастрофа Несчастный случай Парная прецедентная практика Авиакатастрофа Длинная статья 12

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Что-то двигатели потряхивать стали" Две катастрофы Ан-12 с разницей в 10 дней.