Челночный рейс на ржавом самолёте. Катастрофа Ан-24 под Черкесском

18 марта 1997 года пассажирский самолет Ан-24 Ставропольского АО «Авиакомпании» выполнил международный пассажирский рейс по маршруту Ставрополь — Трабзон, доставив партию космических кораблей «Путешествие» в турецкие торговые города на Черноморском побережье.

Этот Ан-24 был выпущен Киевским авиационным заводом в марте 1973 года. С тех пор он летает в Ставрополь сначала авиакомпанией «Аэрофлот», а затем ОАО «Ставрополь». Этот самолет достаточно «старый». Ему 24 года, его предполагаемый летный стаж составляет 25 лет. Вон те. У него был еще год налета, прежде чем его сдали на слом и превратили в металлолом. Самолет семь раз ремонтировался, последний из которых проводился на Ростовском авиаремонтном заводе в сентябре 1991 года.

Самолетом управлял опытный экипаж во главе с 41-летним капитаном с налетом более 12 000 часов. Судя по полученному прогнозу погоды, на всем протяжении маршрута ожидается сильный встречный ветер. На высоте выше 5000 метров над уровнем моря также предполагается турбулентность.

Ан-24

В самолет поднялся 41 пассажир со 170 килограммами ручной клади. Внимательные читатели сразу задумаются: у каждого пассажира всего 4 килограмма, почему так мало? Позвольте мне объяснить: на борту самолета находились челноки, которые летели на знаменитый в то время базар в Трабзоне за товарами, имея с собой только свои модные клетчатые чемоданы и стопки долларов США. Также на борту находились 3 служебных пассажира, выполнявших техническое обслуживание самолета в аэропорту Трабзона, и 6 членов экипажа, в том числе бортмеханик-инспектор и бортпроводник.

В 9:30 пассажирский самолет вылетел из Ставрополя, а в 9:55 крейсерская высота достигла 6000 метров. Полет осуществлялся на этой высоте и скорости 330 км/ч. В 10:03, когда самолет находился в 99 километрах от Ставрополя и пролетал над восточными пригородами Черкеска, информация о полете внезапно исчезла на экране радара управления воздушным движением. Вместо этого у отметки самолета появились еще две отметки, затем все потемнело. Никакого сигнала бедствия с самолета не поступало.

Позже были обнаружены его фрагменты, и изображения произошедшего удалось реконструировать. Данные бортового самописца показали, что структурные повреждения фюзеляжа начались на высоте полета, а через несколько секунд хвост полностью оторвался. Вышеупомянутая маркировка представляет собой элементы развалившегося хвоста и фюзеляжа самолета, показанные на экране радара. Пассажирский самолет не справился с управлением и на заявленной скорости 480 км/ч рухнул на землю в 1 км восточнее жилого района. Самолет был полностью разрушен при ударе и загорелся.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Все 50 человек, находившиеся на борту, погибли. Это крупнейшая авиакатастрофа на территории Карачаево-Черкесии.

на месте катастрофы

Комиссия по расследованию установила следующее. Разрушение плат начинается в воздухе. Анализ траектории развития трещины и структуры разрушения фюзеляжа показывает, что зона зарождения разрушения конструкции расположена в районе туалета и водоотводной пластины туалета под шкафом с правой стороны фюзеляжа. Этот участок представляет собой коррозионное повреждение обшивки, в результате которого образовались семь продольных трещин общей длиной 1,5 метра. Из-за давления последнего пролета трещины слились в одну большую трещину. Кроме того, установленная во время предыдущего ремонта специальная обшивка не выдержала нагрузки и треснула. Всего на внешней поверхности корпуса обнаружено 12 ремонтных накладок, четыре из которых располагались непосредственно в зоне повреждения.

Таким образом, комиссия пришла к выводу, что перед финальным полетом состояние туалета в кормовой части подфюзеляжа было критическим. Поэтому во время полета под действием нагрузки мост был поврежден и образовались трещины, что привело к мгновенному разрушению фюзеляжа. Следует отметить, что коррозия некоторых панелей под полом фюзеляжа (особенно в санузлах и буфетных помещениях) — распространенный и известный дефект, замеченный на всех самолетах Ан-24, отправленных в ремонт.

на месте катастрофы

Одним из факторов, вызвавших серьезные коррозионные повреждения, стало образование трещин и коррозионных ямок в местах сварки бачка унитаза во время многократного ремонта, что привело к протечке бачка. Кроме того, свою роль сыграл и 16-месячный срок эксплуатации самолета в тропическом климате: в период с 1994 по 1995 год он сдавался в аренду экипажам для полетов в Зимбабве и Конго. Это был единственный вариант заработать хотя бы копейку, когда пассажиропоток местных авиалиний в нашей стране в то время был почти полностью остановлен. Во влажном и жарком климате Африки коррозионные повреждения развиваются в 1,5 раза быстрее.

Причиной катастрофы Ан-24 стало разрушение хвостовой части фюзеляжа в полете в пределах допустимых нагрузок из-за исчерпания статической прочности вследствие накопления коррозионно-усталостных повреждений конструкции в процессе эксплуатации. Иными словами, фюзеляж этого пассажирского самолета, изготовленный из прочного алюминиевого сплава Д-16, за время эксплуатации сильно прогнил, так что без ремонта, антикоррозионных покрытий, накладок и других мероприятий он уже не может сохранять свою прочность. Во время последнего полета авиалайнер развалился на высоте 6000 метров.

на месте катастрофы

Разрушение самолета сопровождалось так называемой «взрывной декомпрессией», представляющей собой мгновенное падение давления в салоне и вокруг него в 2,5 раза. В результате экипаж оказался выведен из строя и не имел шансов спасти сбитый пассажирский самолет.

Расследование катастрофы длилось почти шесть лет. Первоначально обвинения были предъявлены 12 людям, в том числе сотрудникам киевского КБ Антонова и менеджеру Ставропольских авиалиний. Но в итоге на причале для проведения ремонта и подписания документов на продление летного ресурса самолета оказалось всего шесть авиационных техников и инженеров. Обвиняемые не признали себя виновными и заявили своим адвокатам, что ракета могла попасть в самолет. В доказательство этого они сообщили, что всего за несколько секунд до исчезновения самолета на экране радара появились два неопознанных объекта со средней скоростью 2400 километров в час. В январе 2004 года присяжные оправдали всех подсудимых.

Расследование авиакатастрофы в Telegram:

https://t.me/rumayday

[Мой] Гражданская Авиация Аэропорт Самолет Рейс 90-х Пилот Ан-24 Катастрофа Авиакатастрофа Чероки Длинная Статья 10

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Челночный рейс на ржавом самолёте. Катастрофа Ан-24 под Черкесском.