"Кубусь" - неуклюжий герой Варшавского восстания 1944 г. (часть 1)

Вымышленная история бронированной машины.

Среди героических бронированных чудес Второй мировой войны особое место занимает угловатая машина Варшавского восстания — бронеавтомобиль (фактически бронетранспортер) «Кубус», который производился и использовался в восстании 1944 года в польской столице против нацистских оккупантов и впоследствии стал популярным памятником этим драматическим событиям.

Как и большинство «Братьев по стали», Кубус появился на свет из-за острой нехватки бронетехники, в данном случае — для решения конкретной боевой задачи.
История и обстоятельства Варшавского восстания 1944 года хорошо известны и заслуживают дальнейшего обсуждения.
Однако, несмотря на дилетантские махинации и безответственный авантюризм польского правительства в Лондоне и находившихся под его командованием польских подпольных вооруженных сил (Армии Крайовой), которые привели к гибели сотен тысяч поляков и разрушению одного из красивейших городов Европы, бескорыстное мужество и трагическая жертвенность Варшавского восстания навсегда запечатлены в анналах антифашистского движения сопротивления.

Мимолетные образы на фотографиях тех страшных дней трезво свидетельствуют о том, какими молодыми были большинство этих храбрых юношей и девушек в своих красно-белых боевых повязках, как они гордились своим грубым оружием и как они шли в бой с неугасимой надеждой...
Символом боевого духа Варшавы является наш тяжеловооруженный герой, Копейщик Кубус".

Тот факт, что варшавским повстанцам пришлось беспокоиться о создании собственной бронетехники, поскольку обстановка, в которой они находились, не внушала оптимизма, был еще одним свидетельством чрезмерной самоуверенности их военно-политического руководства, переоценившего силу «польского подполья".
после кратковременного успеха восстания, к 5 августа 1944 года, немецкому командованию удалось быстро перебросить к Варшаве мощную силу — весьма разношерстную (войска СС, полиция и резервные войска, коллаборационисты и т д.), но ее оказалось достаточно, чтобы сокрушить слабую оборону восставших. При мощной поддержке штурмовой артиллерии и люфтваффе «проклятые швабы» (проклятые швабы — наиболее распространенное название немцев, оккупировавших Польшу во время Второй мировой войны) атаковали и в течение нескольких дней фактически разделили удерживаемую повстанцами территорию города на изолированные анклавы. Связь между этими «мятежными островами» могла поддерживаться только с помощью подземных коммуникаций, по которым время от времени с риском для жизни пробирались посланники или небольшие группы. О централизованном снабжении осажденных гарнизонов не могло быть и речи (поскольку мятежники испытывали серьезную нехватку практически всех припасов.
Правда, Красная Армия и западные союзники пытались сбрасывать припасы повстанцам на парашютах, но прокормить город с миллионным населением и гарнизоном в 50 000 солдат было нереально, и многие контейнеры попадали прямо в руки «ханьцев» или бесследно исчезали в руинах.
Командующего войсками Варшавского восстания комдива Тадеуша Коморовского (псевдоним: «Бур») справедливо обвиняли (прежде всего) в безынициативности и нерешительности в руководстве военными действиями. Однако местные командиры повстанцев, большинство из которых были целеустремленными профессиональными офицерами польской армии с многолетним боевым опытом, отчаянно пытались переломить критическую ситуацию, особенно пытаясь прорвать линию обороны и объединиться друг с другом.
8 августа 1944 года один из полевых командиров, а точнее городской комендант капитан «Крыбар» (Циприан Одоркевич), командуя повстанческими отрядами, оборонявшими Повислье, задумал дерзкую контратаку на главный опорный пункт противника — Варшавский университетский городок. Выбив «Ганса» оттуда, капитан мог бы объединиться с войсками, сражавшимися на улицах Брованей и Северинова, и объединенными силами они получили бы возможность начать тактическое наступление или, по крайней мере, продержаться дольше.
План, несомненно, был амбициозным, но ситуация зашла в тупик: немецкие войска укрылись за крепостными стенами университетских зданий, а непрофессиональная пехота повстанцев, вооруженная только стрелковым оружием и гранатами, не смогла их выбить. Капитан «Крибала» тогда сделал ставку на бронетанковую группу, которая, прорвав оборонительный периметр, развернет свои силы в расположении противника.
В начале восстания жители Варшавы захватили несколько единиц немецкой бронетехники в разной степени повреждения. В распоряжении отряда Повисле имелся полностью исправный бронетранспортер Sd Kfz 251/1 Ausf.D из подразделения танковой дивизии СС «Викинг», которому было присвоено простое польское название «Яс).

В первые дни восстания повстанцы с гордостью обнародовали тот же «Яс:

Однако для захвата немецкого опорного пункта одного бронетранспортера было явно недостаточно. Если бы было два БТРа, это была бы другая история!
Не колеблясь, капитан Одоркевич («Крибаль») приказал своему квартирмейстеру, лейтенанту «Кацке» (Эдмунду Фридриху):
-Мистер. Эдмунд, пожалуйста, быстро организуй для нас второй бронетранспортер своими силами. Вы инженер, я прав?
- Да, господин капитан! - Лейтенант Фридович притопывал каблуками и думал: «А ведь я когда-то был инженером?"

«Офицеры связи командования» формирования «Кубус» — капитан Одоркевич (справа) и младший лейтенант Фридович, еще в полугражданской форме, в окружении подчиненных им командиров в начале восстания:

Капитан прав. Лейтенант Фридович не только считался до войны прекрасным инженером, но и имел подходящую «платформу», а его богатая техническая фантазия сразу облеклась в мощную броню. Это был полуторатонный грузовик Chevrolet модели 157, построенный до войны по лицензии на заводе Lilpop, Rau i Loewenstein SA в Варшаве. Эта «самоходка» оставалась на вооружении польской армии до 1939 года. Поэтому любой польский офицер был знаком с этой машиной и ее возможностями.

Один из 157 польских «Шевроле», захваченных Вермахтом в сентябре 1939 года.:

Время поджимало, «проклятые швабы» хлынули со всех сторон, и в тот же день, 8 августа, импровизированное (как почти всё в этом восстании) повстанческое конструкторское бюро приступило к работе.
Во-первых, лейтенант Фридович, будучи настоящим солдатом, нашел того, кто мог бы взять на себя ответственность за строительство бронетранспортера — другого инженера, и не «того времени», а настоящего. Естественным выбором на должность интенданта стал командир местной электростанции Станислав Скибневский, по прозвищу «Кубрыный», имевший в повстанческой армии звание капрала. Он был чистым пацифистом, и перед лицом звезд на своих погонах (даже если, как у Фридовича, их было всего по одной на каждом плече), перед лицом яростного скрипа сапог и боеприпасов он чувствовал робость, понятную во время войны. Короче говоря, стоило ему намекнуть, что вредительскую деятельность повстанцев можно привлечь к ответственности («Пан Станислав, собака, ты никчемный!»), и тогда он получал желаемый ответ:
- Ну что ж, дорогой мистер Эдмунд, у вас будет бронированный автомобиль!

Электростанция Поуйслер часто подвергалась обстрелам немецкой артиллерии и долгое время не вырабатывала электроэнергию, но она имела определенную техническую базу и коллектив квалифицированных рабочих с необходимыми знаниями — машинистов, сварщиков, слесарей.
В конце концов было решено сделать это в частной автомастерской на пересечении улиц Тамка и Топель (извините, автор слишком устал, чтобы транскрибировать польское название на родной язык), которая определенно не входила в список целей немецкой артиллерии.
Проблема была решена после предварительных переговоров с владельцем мастерской («хорошим поляком») и рядовым запаса Станиславом Квятковским, по кличке «Стах», который сидел на соседнем блокпосту с карабином:
- Эй, что ты делаешь в моей студии?
- Бронетехника для восстания!
- Ладно, продолжай, продолжай...

Чертежи будущей бронемашины были составлены человеком по имени «Инженер Ян», погибшим в огне восстания без имени и следа, о котором известно лишь, что до войны он был архитектором по профессии. Стоит отметить: впечатляющий силуэт Kubus больше похож на укрепление, чем на бронированную машину!

руководителем производства и фактическим создателем «Кубуса» был сержант (плутонов) «Глобус», «мир» Юзеф Ферник, который до войны был начальником механической мастерской филиала Окте-Палух Польского государственного авиационного завода PZL.
Строительство Кубуса началось 10 августа 1944 года.

Йозеф Ферник и его творчество, август 1944 года:

Вы, возможно, заметили, что у всех польских повстанцев были «подпольные имена», как сейчас говорят, позывные. На самом деле это (как и все польские движения сопротивления, за исключением коммунистических) было скорее романтической бравадой, чем реальным заговором, но в истории нашего бронетанкового героя псевдоним повстанца сыграл важную роль — он дал ему имя.
Kubuś Puchatek - так называется польский перевод Винни-Пуха, известного персонажа детских стихов и рассказов Алана А. Милна, маленького медвежонка-сладкоежку.
Очень милое имя, тусовочный псевдоним для жизнерадостной и оптимистичной девушки...
Это было игривое и ласковое имя жены Йозефа Ферника. Врач Йозеф Фельник погиб 15 августа при попытке сбежать из дома, где располагался госпиталь повстанцев, подожженный немцами.
Бронеавтомобиль был назван в ее честь. На протяжении всей истории солдаты часто давали оружию женские имена.
Неудивительно, что сержант Фельник одержим идеей мести убийце своей жены и работает практически без остановки, заражая своей мрачной решимостью всю команду. За рекордные 13 дней бронемашина была собрана и готова к бою.

Имя девушки в доспехах неизвестно, как и ее связь с этой историей. Но выглядит впечатляюще:

Я все еще не могу описать конструктивные особенности Kubus лучше, чем здесь: «Бронирование машины было полностью импровизированным, спроектированным на основе броневых листов и технологий соединения, доступных конструкторам в то время. Предположительно, материал брони был взят с поврежденных немецких и/или французских/советских бронемашин.

Обратите внимание: Нужна ли нам противотанковая артиллерия? Часть2..

Конечно, броневые листы толщиной 5-6 мм легко пробиваются винтовками и пулеметами, что заставило конструкторов машины установить внутри машины еще один броневой лист толщиной 6 мм, образующий внутренний борт пушки, который полностью защищал экипаж от огня стрелкового оружия. Наклон брони был максимально большим, так что геометрический размер лобового выступа достигал 15-20 мм, что также служило дополнительной защитой.
Автомобиль был лишен газогенератора и работал на дефицитном бензине — мощность двигателя составляла всего 78 лошадиных сил, а с учетом износа это было неплохо.
Еще одной проблемой является отсутствие видимости внутри машины — из-за больших щелей в броне углы обзора полностью отсутствуют. Основным люком для десанта стал люк в днище машины вместо изначально запланированного для этой цели заднего откидного люка — задний люк не мог быть использован из-за установки внутренней орудийной установки.
Машина была вооружена советским пулеметом ДП. 1928 г. (скорее всего, «воздушная посылка» Красной Армии – М.К.), трофейные немецкие огнеметы (по другой версии, это были импровизированные огнеметы wz.K – М.К.) Варшавского восстания, а также личное оружие экипажей и десанта. Десант весьма внушителен — в машине могут разместиться 12 человек. Водитель, стрелок башни и 6–10 десантников.".
Автомобиль окрашен в уникальный серый «городской камуфляж» с напечатанным на нем названием.

Тактико-технические характеристики этого новаторского чуда техники:

Снаружи и изнутри он выглядит как «Кубус.
Передний разрез:

Водительское сиденье:

Батарея для высадки десанта:

Высадка десантников под огнем противника осуществлялась через люк в днище:

Внизу достаточно места, чтобы осмотреться и развернуться:

Рядом с бронемашиной Кубуса стоит повстанец, вооруженный тем же самодельным огнеметом. Рисунки участников восстания:

На лобовой броне может быть эмблема подразделения — боевой группы «Крыбар» (zgrupowanie «Krybar»), названной по псевдониму командира, воевавшего в районе Повисля. Имеющаяся фотодокументация не подтверждает наличие подобных опознавательных знаков.

сразу после выхода из мастерской «Кубус» был включен в состав бронеавтомобильного взвода повстанческой моторизованной колонны «Выдра» (pluton samochodów pancernych Kolumny Motorowej «Wydra») и введен в бой.
В течение всего периода строительства бронетехники нападение на университетский городок тщательно и тайно готовил капитан Одоркевич («Крибаль.
В предрассветных сумерках 23 августа 1944 года немецкие военнопленные под конвоем повстанцев демонтировали польские оборонительные заграждения на улице Коперника, открыв путь наступающей бронетанковой группе.
в 4 часа утра командир бронетанкового взвода курсант-фельдфебель (plutonowy podchorąży) Адам Девич (псевдоним «Серый Вильк») на бронетранспортере «Ясь» во главе взвода, за ним следовал курсант-фельдфебель Тадеуш Зелинский (псевдоним «Мись») на бронетранспортере «Кубус» в конце взвода, которым управлял сержант Фиялковский (псевдоним «Анастазия»), и они вместе пошли в атаку.
капитан Одоркевич послал своих лучших солдат в решающую битву, чтобы защитить Повисиль. Экипажи и солдаты двух БТР частично состояли из младших лейтенантов (podchorąży), которые, согласно польской военной терминологии, были курсантами военного училища (здесь имеется в виду подпольное военное училище), кандидатами на офицерское звание, наиболее подготовленными и мотивированными.

Молодые лейтенанты Варшавского восстания обучали молодых повстанцев:

Общая численность экипажа «Кубуса» во время первого боя составляла 12 человек — два матроса и десять членов десантной группы.
Под прикрытием сильного артиллерийского огня и к удивлению тех, кто наблюдал за тревожными снами «Ганса», с позиций повстанцев перед университетским городком, из всех видов оружия, которое могло по ним стрелять, две польские бронемашины, при поддержке отборных пехотных штурмовых групп, атаковали укрепленные немцами ворота Варшавского университета.

Десантники садятся в бронетранспортер «Кубус» перед атакой 23 августа:

Целью атаки были те же самые ворота университета во время нацистской оккупации Варшавы:

Немцы, «истинные защитники европейской культуры», закрыли университет еще в 1939 году и отправили большую часть профессоров в концентрационные лагеря, а здания на территории университета были переоборудованы в полицейские казармы — образец нацистской «образовательной программы» для «восточных народов".

Битва была жестокой и хаотичной. Заложенные мятежными саперами взрывчатые вещества не смогли разрушить немецкие укрепления у городских ворот, которые затем были разрушены британскими противотанковыми гранатометами PIAT и таранами бронетранспортеров «Яс». Польская бронетехника, ведя интенсивный огонь из всего бортового вооружения, атаковала территорию университета и высадила десант. Немецкий дот, охранявший вход, был захвачен поляками; остатки его гарнизона бежали. Отважные лейтенанты подавили пулеметные позиции противника в здании библиотеки ручными гранатами и огнем из гранатометов...
Однако даже в резерве на случай исхода 1944 года немцы оставались сильным и решительным врагом, который оказался слишком сильным для молодых фанатиков Варшавы.
Войска 608-го охранного полка германского вермахта, охранявшие университетский городок, оправились от шока и открыли интенсивный ружейно-пулеметный огонь. Через несколько минут в бой вступили противотанковые орудия, хотя их огонь был неточным.
Повстанцы начали нести потери; Командир взвода бронеавтомобилей сержант Девич погиб. Битва была долгой и опасной, и вскоре мятежники утратили свое единственное преимущество — внезапность.
Войска, которые должны были атаковать университетский городок со стороны улиц Броване и Северинова, начали атаку поздно из-за отсутствия координации в командовании и были легко отбиты немцами.
Вскоре сквозь хаотичный шум перестрелки прорвался рев приближающихся танковых двигателей (вероятно, немцы стянули в угрожаемую зону бронетехнику, и не какую-то самодельную, а настоящую).
Командир «Кубуса» прапорщик Тадеуш Зелинский принял командование после гибели Адама Девича и принял запоздалое решение об отступлении. Раненого повстанца кое-как затащили в бронемашину, после чего «Яс» успешно совершил не самый удачный маневр: он выполз с поля боя задом наперед. Теперь настала очередь Кубуса отступить".
и тут в дело вступил проклятый закон войны Мерфи, который, хотя и был изобретен только в 1949 году, оказался весьма эффективным в 1944 году. Не выдержав веса транспортировки нескольких тонн стали, развалившийся двигатель Кубуса заглох в самый критический момент. Некоторое время немецкие пули градом били по броне танка, и танк оставался неподвижным под артиллерийским огнем. Когда мятежники собрались за бронированным прикрытием «Ганса» и вступили с ним в отчаянную перестрелку, экипаж вспомнил печально известные «пся крев», «холера ясну» и другие идиомы и с тревогой попытался запустить двигатели. К счастью, им это удалось, и Кубус изящно развернулся и врезался кормой в фонарный столб (от удара порвались швы брони), в конечном итоге выйдя из огня и отступив на улицу Тамка, чтобы оправиться от травм.
Командовавший боем капитан Одоркевич плюнул, грубо выругался и отдал приказ готовиться к новой атаке. Надо отдать должное польским офицерам: они не были избалованы военными победами во время Второй мировой войны, а сумели мужественно переносить поражения, не теряя воли к борьбе.

Оказание помощи раненым варшавским повстанцам:

В связи с многочисленными конструктивными и тактическими недостатками, выявленными во время первого боевого применения, в течение следующих нескольких дней «Кубус» подвергся значительным доработкам. В прицельной щели установлено бронированное стекло толщиной 80 мм для защиты водителя от пуль и осколков. Боевая башня состоит из верхней люковой панели с дополнительным броневым щитком, установленным спереди для защиты стрелка, и модифицирована для установки противотанкового гранатомета PIAT (доказавшего свою эффективность во время недавней атаки на «Научную крепость»). Теперь солдат, находившийся рядом с водителем, вел огонь из пулемета Дегтярева через амбразуру в лобовой броне. С бронетехники сняли ненадежные самодельные огнеметы (боже, благослови пана Иисуса и Маткабоску, там бы начался пожар!), так что вооружение «Кубуса» теперь было исключительно советским и британским. Нижний люк также был расширен для облегчения высадки десанта.
В таком виде наш герой принял участие во втором и последнем своем сражении 2 сентября 1944 года — снова взяв злополучный университетский городок.

Модернизированный «Кубус» в бою 2 сентября 1944 года, современный рисунок:

__________________________________________________М.Кожемякин.

продолжение следует.

[Мое] Военная техника Бронетехника Оружие Бронетехника Танки «Шуш» Военная история Вторая мировая война Польша Варшавское восстание Польское движение сопротивления Ад Поляки на танках Танкостроение История автомобилестроения Исторические фотографии Сражения 20 века Красная Армия Длинная колонна 19

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: "Кубусь" - неуклюжий герой Варшавского восстания 1944 г. (часть 1).