Как советские инженеры заставили танк летать

Технологии времен Второй мировой войны: Как советские инженеры заставили танки летать

Необходимость приводит инженеров к удивительным изобретениям, независимо от того, будут ли они впоследствии использованы или нет. Сейчас трудно представить, как мог летать многотонный танк, не предназначенный для этой цели. Тем не менее прецедент был. Ранней осенью 1942 года Т-60 поднялся в небо, удивив руководство аэродрома.

1. Когда отсутствует транспорт

танкер-перевозчик. /Фото: kolesa.ru

Танки быстро доказали свою полезность и стали играть важную роль на поле боя. Им не было замены, и те, у кого их было достаточно, могли получить огромное преимущество. Правда, недостатки танков накладывали существенные ограничения. В частности, большие расстояния нужно было каким-то образом преодолевать быстро. Танкероносцы никак не могли спасти положение, а грузовая авиация для этих целей не годилась, так как их транспортные возможности на тот момент оставляли желать лучшего и не могли сравниться с характеристиками современных самолетов. Именно тогда родилась идея летающих танков. Теоретически он мог преодолевать большие расстояния своим ходом, приземляться и сразу же вступать в бой. Возможно, вам даже придется стрелять по противнику с воздуха. Советским инженерам удалось воплотить эту идею в жизнь, но изначально она была детищем американского дизайнера Джорджа Уолтера Кристи в 1932 году.

2. Танк Кристи

летающий танк Кристи. / Фото: 24.hu

Кристи уже пытался продвигать сконструированную им военную технику, но военные игнорировали все его усилия. На этот раз это произошло снова, поэтому я решил сделать следующий проект сам. По его планам легкий танк должен был быть изготовлен из алюминиевого сплава с колесным шасси. Танк не имел башни, передвигался на пневматических колесах и гусеницах и весил без экипажа и боекомплекта 4 тонны.

летающий танк Кристи. / Фото: alterathistory.com

по замыслу конструкторов, танк должен был подниматься в небо на съемной бипланной сборке и использовать для полета авиационные винты. Танк планировалось иметь двигатель мощностью 750 л.с и 75-мм пушку, но проект застопорился, не успев завершить его даже наполовину. Предусматривалось, что двигатель будет приводить в движение как шасси, так и винт, но техническая реализация оказалась далека от возможностей того времени.

3.

Обратите внимание: Могут ли пилоты летать на разных самолетах одновременно.

Отечественные разработки

МАС-1, летающий танк Smarco. /Фото: newsgomel.by

Хотя Джордж Уолтер Кристи не смог реализовать идею, он вселил интересную идею в сознание своих советских коллег и консультировался с ними во время работы. Следующим, кто попытался это осуществить, стал инженер Михаил Смарко, который решил сам проявить инициативу.

МАС-1, летающий танк Smarco. /Фото: newsgomel.by

За основу проекта он взял скоростной танк БТ-7. Он радикально отличался от своего американского аналога складными крыльями, убирающимся хвостовым оперением, пропеллером в носовой части и крупнокалиберным пулеметом. Инженеры создали модель летающего танка, но позже отказались от этой идеи.

Летающий танк А-40. / Фото: Profile.ru

Наилучших результатов добились советские инженеры ОКБ Антонова в 1941 году. В настоящее время они работали над официальными правительственными заказами, полученными во время войны. Антонов оценил все аспекты проблемы и связанные с ней технические трудности и решил объединить танки и планеры. При этом танк был изготовлен не из алюминия, а на базе обычного Т-60. Чтобы облегчить конструкцию, крылья сделали деревянными, но они все равно весили 2 тонны, а общая масса в собранном виде составляла около 7,5 тонн. Согласно расчетам, шасси танка должно было выдерживать постоянно возникающие нагрузки при разгоне до необходимой для взлета скорости.

Летающий танк А-40. /Фото: dzen.ru

Чтобы не утяжелять и без того гигантский танк, планировалось не устанавливать винт или авиадвигатель, а использовать в качестве тягача обычный бомбардировщик ТБ-3 и разгонять его с помощью тросов. У самолета был усиленный двигатель, поэтому тяги у него было бы достаточно для ускорения. Конструкторы считали, что крылья будут только мешать приземляющемуся танку, и предусмотрели простой механизм сброса, управляемый водителем с помощью одной рукоятки. Танки, лишенные бипланных крыльев, были готовы к бою.

Бомбардировщик ТБ-3 / Фото: Profile.ru

Разработка и сборка авиационного танка А-40, как его назвало КБ, проходила в Тюмени, а летные испытания проводились в подмосковном городе Жуковский. Испытания были назначены на начало сентября 1941 года с пилотом за рулем танка. Самое интересное, что хотя бомбардировщик и боролся, танк без проблем поднялся на своих деревянных сдвоенных крыльях. А-40 создавал большое сопротивление потоку воздуха, а перегруженный двигатель работал на пределе возможностей и быстро начинал перегреваться. Поэтому пилот внутри танка отсоединил трос и начал свободный полет.

Летающий танк А-40. / Фото: Profile.ru

Лучшим местом для посадки оказался близлежащий аэродром Быково. Однако А-40 вынужден был приземлиться в аварийной ситуации и слишком рано был снят с троса, поэтому сотрудники аэродрома не знали об испытаниях, а уникальное и совершенно дикое зрелище падающего с неба танка я стал его свидетелем. Летчику повезло, что присутствовавшие войска не открыли по нему огонь, а просто взяли в плен. Проект не был продолжен, и дальнейших попыток полета на танке предпринято не было.

Эксперимент с авиационным самолетом, длинный пост 0

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Как советские инженеры заставили танк летать.