Американский средний танк М3 Ли был разработан инженерами Абердинского испытательного полигона в 1940 году, базой для создания машины послужил американский танк М2, у которого М3 позаимствовал основную компоновочную схему. Изначально американские военные больше смотрели в сторону флота и авиации, однако, когда боевые машины Панцерваффе показали в Европе на что способны танки, американские инженеры в сотрудничестве с многими другими фирмами спешно начали разработку танка.
В качестве основного вооружения с самого начала рассматривалась 75-мм пушка М2 чуть позже ее модифицированный вариант М3, при рассмотрении идеи размещения этой пушки в башне кругового вращения возникли нестыковки, на решение которых нужно было время, пришлось использовать старую компоновочную схему танка М2. 75-мм орудие разместили в бортовом спонсоне справой стороны корпуса, общий угол наведения по горизонтали составил 30 градусов, наведение в сторону направления цели осуществлялось поворотом танка, в качестве дополнительного вооружения, предназначенного для борьбы с танками, сверху на корпус в небольшой башне кругового вращения была установлена 37-мм противотанковая пушка М5.
При этом, 75-мм пушка оснащалась гироскопическим устройством стабилизации орудия в вертикальной плоскости. Также, танк имел на вооружении 3-4 пулемета Браунинг М1919А4, один устанавливался как спаренный с 37-мм пушкой, и 2 пулемета ставились жестко в одной связке через проемы в лобовой броне, на многих вариантах четвертый пулемет ставился в командирскую башенку. Ходовая часть была заимствована у М2 с различными доработками и несколькими вариантами гусениц. В качестве двигателя использовался карбюраторный 9-ти цилиндровый авиационный двигатель Континенталь.
Машина получилась достаточно крупных размеров, что делало танк хорошей мишенью, весь корпус машины собирался заклепками и имел различные люки для действий экипажа и для доступа к агрегатам. Ограниченные сроки разработки машины были дополнительно продиктованы необходимостью отправки танков англичанам, боевое крещение танк получил в Северной Африке, где он и был назван британскими танкистами как «Генерал Ли». От британцев танки получали по большей части положительные отзывы, в частности было хорошим вооружение, негативные отзывы машина получала из-за высокого силуэта и общей пожароопасности.
Экипаж танка составлял 6 человек: командир, наводчик и заряжающий 37-мм орудия, наводчик и заряжающий 75-мм орудия в спонсоне и механик-водитель. С весны 1942 года эти американские танки стали поступать и в СССР. В войсках Красной армии машины именовались как М3с «Ли», буква «с» означает «средний». Эти танки получали как положительные, так и отрицательные отзывы от советских танковых экипажей. Прежде всего отмечалась высокая плотность огня из всех видов вооружения, 75-мм пушка имела очень хороший фугасный снаряд и вообще была довольно мощной, однако, следует помнить, что танки М3 поставлялись в СССР без бронебойных снарядов к 75-мм орудиям и без осколочных к 37-мм пушкам.
Наводка орудия была делом не простым, так как приходилось разворачивать корпус машины, при этом, танк имел слишком большое время разворота из-за своих соответствующих динамических свойств. Огневая мощь всех видов оружия достигалась только при маневрировании, так как 75-мм орудие имело слишком ограниченный сектор стрельбы, а из всех пулеметов возможность наведения имел только один, который был спарен с 37-мм орудием в башенке все остальные пулеметы наводились корпусом танка и больше использовались для усиления общей огневой мощи.
Крайне положительно воспринималось наличие радиосвязи, которая работала надежно, без помех и на приличное расстояние.
Обратите внимание: Мнение: стоит ли покупать большие новогодние коробки 2021.
Танкистам очень нравилось расположение членов экипажа в машине, все отделения были продуманны до мелочей, было очень просторно и удобно находиться в танке, но без увеличения общих размеров машины такого добиться бы не получилось, а последнее было очень даже «на руку» противнику. Экипажам очень нравилась система приборов обзора и наблюдения за полем боя, особенно удачно была разработана командирская башенка. Также, основные узлы и агрегаты танка не требовали частой регулировки, работали исправно, для подзарядки аккумуляторов имелся специальный зарядный агрегат.Машина обладала хорошей мягкостью хода, но была недостаточно скоростной. На поле боя танк М3с был малоподвижен, очень боялся глубокого снега и грязи, часто застревал, при движении по колее танк садился на «брюхо» и не мог из нее выйти. Всему виной была ходовая часть танка, которая совсем не соответствовала местности и климатическим условиям. Крутые подъемы и скаты танк преодолеть не мог вообще, так как были гладкими гусеницы, плюс высокий корпус. Крупный силуэт делал танк отличной мишенью, к тому же его броня была катастрофически слабой, а бензин совсем не способствовал выживаемости экипажа, эти танки горели как «спичечные коробки», часто после пожара они не подлежали восстановлению.
Корпуса танков с заклепками представляли большую опасность для экипажей, при попадании снаряда их срезало, и они поражали танкистов. Вызывало нарекание расположение моторного отделения в танке, двигатели стояли очень низко, из-за этого танк боялся брода, при этом к двигателям и связанным агрегатам было тяжело добраться при ремонте. Был очень затруднен выход всех членов экипажа из танка через верхний башенный люк, это было возможно только при положении башни по курсу или назад, если башня была повернута на борт – выход был невозможен, так как орудие блокировало выход части экипажа из корпуса.
Также, наши танкисты в список недостатков занесли и «свою тему» - невозможность танкового тарана, так как сразу после удара вся группа агрегатов трансмиссии выходила бы из строя. В СССР было отправлено около 1000 этих танков, в дальнейшем разработанный средний танк М4 Шерман, имеющий 75-мм орудие уже в одной общей башне кругового вращения, конечно же был достойной заменой внешне архаичному танку М3 Ли.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Какое мнение советские танкисты сложили об американском танке м3 Ли.