Последний бой кораблей Черноморского Флота в Великой Отечественной войне

Наши вооруженные силы предприняли несколько попыток захвата части территории Крыма, находящейся под фашистской оккупацией. Проводились также подготовительные операции, в которых планировалось пролить кровь, чтобы фашисты не смогли полностью противостоять нашему десанту. Осенью 1943 года у берегов Крыма, относительно недалеко от Артека, произошел неравный бой между тремя кораблями Черноморского флота, несущими фашистскую авиацию, и береговой артиллерией противника.

Сделав маневр и обрушив на противника сильный артиллерийский огонь, корабль отошел в открытое море и скрылся в тумане. Через некоторое время волны бурного моря вынесли к берегам Артека тела погибших в этом бою черноморских моряков.

Местные жители тайно похоронили его на пустынном берегу восточнее Нижнего лагеря (ныне Морской лагерь, где установлен памятник «Неизвестному матросу»).

Теперь о том, что произошло в море.

Утром 5 октября 1943 года начальник разведки Черноморского флота доложил его командующему вице-адмиралу Л.А. Господин Владимирский утверждал, что в Крыму было всего 40 немецких самолетов. На этом основании было решено в ту ночь (до запланированного высадки Керченско-Эртигенского десанта 28 октября 1943 г.) совершить рейд на морские коммуникации противника у южного берега Крыма. Цель — уничтожить немецкие десантные корабли и коммуникации в Ялте, Феодосии и Керчи.

Позже выяснилось, что информация разведки не соответствовала действительности. За два дня до вышеупомянутых событий количество бомбардировщиков и истребителей противника в Крыму удвоилось. Для проведения этой операции флот выделил отряд в составе следующих кораблей: лидер [1] «Харьков» (311 моряков), эсминец [2] «Беспощадный» (235 моряков) и «Спосовный» (247 моряков).), флот из 8 миноносцев и самолетов ВВС.

1/2

Эсминец «Беспоштядный» 1943 г., тактический номер 17, водоизмещение: 2402 тонны, экипаж: 236 человек

Обстрел Ялты и Феодосии должен был осуществляться на рассвете 6 октября 1943 года. Если бы немецкие береговые батареи открыли огонь по нашей группе, наши бомбардировщики должны были их [подавить]

Прикрывать отход корабля должны были шесть истребителей ВВС флота («Китти Хоукс») и двенадцать истребителей ЛаГГ-3. Корабль вышел из Туапсе в 20:30 5 октября 1943 года.

Около часа ночи 6 октября группа распалась. Руководители «Харькова» обратились к Ялте, а эсминцы — к Феодосии.

1/2

Лидер «Харьков» Водоизмещение: 2597 тонн, длина 127 метров, ширина 12 метров, осадка 4 метра. Скорость: 43 узла. Дальность плавания: 1800 миль. Силовая установка: 66 000 л.с. Экипаж: 243 человека

В 2 часа ночи эсминец был замечен немецким самолетом-разведчиком. Вскоре капитану сообщили, что корабль обнаружен. Так думали наши моряки.

На самом деле, согласно немецким документам, немцы обнаружили нашу группу утром 5 октября, а вечером того же дня немецкая радиопеленгационная станция в Евпатории зафиксировала их выход из Туапсе случилось.

Нацисты объявили боевую тревогу в 2:37 ночи 6 октября 1943 года, а атака советских кораблей уже была ожидаема и подготовлена. И хотя наши моряки заметили, что немецкий самолет-разведчик долгое время следил за эсминцем, сообщая о его положении, курсе и скорости, он только случайно попал в поле зрения, но это уже не было проблемой. Так продолжалось до 4 часов утра, когда корабль повернул на север, в сторону Феодосии. После того, как немецкие самолеты сбросили сигнальные ракеты на пути следования эсминца, наши моряки наконец поняли, что их действия не являются секретом для немецкой стороны, и в 05:30 вернулись на командный пункт в Геленджике, о чем я доложил.

Заметив немецкие миноносцы в непосредственной близости от группы, в 5:30 утра «Беспощадный» и «Спосовный» открыли огонь по атакующим немецким миноносцам с дистанции около 1 км, и они уклонились от выпущенных по ней четырех торпед. Вскоре обстрел начала и немецкая береговая артиллерия. Нашей группе не хватило смелости подойти к Феодосии из-за систематического отказа. Поддержки с воздуха не было. Эсминец изменил курс и направился на встречу с лидером «Харьковым».

В 6 часов утра немецкий радар под Ялтой обнаружил Харьков в 15 км, а береговые батареи открыли по Харькову огонь. «Харьков» перешел в контратаку. 144 130-мм осколочных снаряда (по немецким данным) повредили несколько домов в Ялте. Затем наш корабль повернул в сторону Алушты и произвел еще 30 выстрелов. Опять же, по немецким данным, все снаряды перелетели и приземлились.

В 7 часов утра соединилась группа из трёх кораблей.

В 8 часов утра, как и было запланировано, над отрядом появились три советских истребителя-разведчика «Китти Хок».

1/5

Китти Хоук истребитель

Группа уже должна была начать отход в сторону Кавказа, но через десять минут завязался воздушный бой и был сбит немецкий самолет-разведчик. Двум фашистским летчикам удалось спрыгнуть с парашютом в пределах видимости нашего корабля. Было решено взять их на борт. Лодка нашей группы остановилась. Чтобы доставить немецкого пилота на борт «Спосовного», потребовалось 30 минут. Думаю, именно эта 30-минутная задержка оказалась фатальной для нашего корабля. Через час из-за облаков неожиданно появился немецкий военный самолет. Восемь «юнкерсов» прикрывали четыре истребителя «мессер». Наших бойцов было от 3 до 12, и они не смогли сорвать их атаку. «Харьков» был атакован первым, получив три прямых попадания. Получив сообщение о повреждениях «Харька», командующий Черноморским флотом адмирал Владимирский приказал распустить экипаж, а сам «Харьков» затопить. По неизвестным причинам этот приказ не дошел до Харькова. Поэтому в реальном бою командир группы приказал командиру Спосовному первым отбуксировать поврежденную корму «Харькова», и это была вторая фатальная ошибка. Между тем драгоценное время, когда нужно было как можно быстрее отступить к кавказскому побережью, которое могла бы прикрыть наша авиация, ушло, как вода в песок...

«Харьков» мог бы стать героическим щитом, прикрывающим отход оставшихся кораблей, тем более, что с такими повреждениями он уже не мог двигаться...

Наступило затишье. Наша группа двигалась со скоростью 6 узлов[5], и гитлеровцы вернулись на аэродром Каланкут (Янкёй), где дозаправились и пополнили запасы бомб.

Около 10:00 для прикрытия корабля прибыли девять советских бомбардировщиков, сменивших 12 истребителей ЛаГГ-3. У Bf-109G («Мессершмитт»), отличавшегося высокой маневренностью и превосходством во всех отношениях, шансов на победу не было.

1/4

Bf-109G (Мессершмитт)

В полдень уже 14 немецких бомбардировщиков почти беспрепятственно начали бомбить медленно ползущие корабли нашей группы. В результате взрыва бомбы «Безжалостный» оказался обездвиженным и накренился внутри корабля.[6] «Харьков» во второй атаке новых повреждений не понес.

Однако «Спообный» не потерял скорость, хотя от близкого взрыва был разорван правый кормовой шов и он принял на себя несколько тонн воды. После бомбардировки вражеский самолет взлетел. Наступило очередное затишье. Пытаясь спасти все три корабля, Спообный начал поочередно буксировать «Харьков» и «Беспощадный».

1/2

эсминец «Спосовный». Общая длина 112,5м Ширина 10,2м Скорость 36 узлов (свыше 66км/ч) Вооружение: артиллерийское, пулеметное, бомбометное, торпедный аппарат, якорная мина. Экипаж: 271 человек

В 14.00 началась третья атака. В операции участвовали пять бомбардировщиков Ju-87D при поддержке 12 Bf-109G. Merciless, стоявший на месте, первым получил повреждения и затонул в 14:25. Экипаж покидает корабль и попадает в воронку. [7] «Способный» избежал прямого попадания, но его скорость снизилась. «Харьков» получил два прямых попадания и начал пикирование носом вперед, кренясь на правый борт.

1/5

Юнкерс Ю-87Д

В 15:37 головной корабль «Харькова» затонул в результате артиллерийского и зенитно-пулеметного огня. Последний выстрел по фашистскому самолету был слышен из-под воды...

«Спообный» начал операцию по подбору оставшихся в живых моряков «Харькова». Через два часа эсминец взял на борт всех моряков и начал их поиск с Беспощадного. Я нашел и подобрал только два.

В 6 часов вечера началась заключительная часть трагедии.

25 Юнкерсов атаковали единственный уцелевший эсминец. Несмотря на героическое сопротивление советских моряков, силы были неравны. «Спообный», получивший огромное количество пробоин, затонул.

В 18:30 6 октября 1943 года все закончилось. Наступила тишина, только крики матросов о помощи, шум волн и шум корабля, который матросы успели спустить на воду... Там уже произошла очередная трагедия... Корабль был почти на месте нет, но было также много измученных и раненых моряков...

Жители Алушты и Ялты до вечера слышали непрерывный звук взрывов бомб на море. Наши самолеты пытались противостоять большому количеству самолетов противника, но не были готовы к такому бою. Немецкая армия превосходила их как по количеству, так и по качеству участвовавших фашистских самолетов. Что касается интеллекта, то здесь все было иначе все.

Для фрицев поединок тоже закончился не слишком хорошо.

Вместе с нашими летчиками наши моряки сбили 14 самолетов противника. Однако их потери несопоставимы с теми, которые понес наш флот. За ночь наши миноносцы вытащили из моря 123 человека, а утром мы спасли еще 66 моряков. На третий день гидросамолет забрал последних трех моряков.

От харьковского руководства был спасен 31 человек, в том числе четверо полицейских. Погибли 280 человек, в том числе 14 полицейских.

С эсминца «Беспощадный» были спасены 53 человека, в том числе семь офицеров. Погибли 182 человека, в том числе 10 полицейских.

С эсминца «Спообный» был спасен 21 человек, в том числе шесть офицеров. Погибло 226 человек. Девять из них являются руководителями. Были и прикомандированные сотрудники, курсанты, бортпроводники...

Всего погибло 733 человека, в том числе 36 офицеров и 697 старших офицеров и рядовых.

Похоронен только один. Неизвестный. Через несколько дней после этого боя тела моряков выбросило на берег Артека. После гибели последнего Черноморского лидера и двух эсминцев в составе Черноморского флота из довоенного состава (13 эсминцев) осталось три корабля: «Бойкий», «Бодрый» и «Сображный».Корабль остался всего один и два более старых — «Железняков» и «Незаможник».

11 октября 1943 года Верховное командование разрешило крупным кораблям выходить в море для ведения боевых действий без разрешения, только под личную ответственность хорошо известного моим читателям адмирала Октябрьского. Никакая военная операция не проводится до окончания военной операции – морской операции, в которой участвуют корабли Черноморского флота. Флот оставался на базе почти до конца войны, а для систем ПВО на базе использовалась только морская авиация.

1/4

Памятник «Неизвестному матросу» в Международном детском центре «Артек


[1] Лидер (фрегат). Эсминцы-лидеры представляли собой крупные, хорошо вооруженные эсминцы (водоизмещением около 3000 т), занимавшие промежуточный класс между эсминцами и легкими крейсерами. Лидер эсминца обычно был флагманом соединения эсминцев. Прежде всего, высокая скорость, обычно более 40 узлов, и как следствие – маневренность, а это было главное оружие корабля – лидера эсминца. Размер и относительно приличное вооружение были второстепенными. Например, задача легкого крейсера – ведение маневренного боя. Для него также важна скорость. Но при оценке возможностей крейсера в первую очередь решается количество вооружения.

[2] Эсминец есть разрушитель. Нам нужен еще один эсминец, чтобы догнать его. Чтобы потопить эсминец, нужна пушка большего калибра, например, крейсера. Это зависит от дальности стрельбы, калибра ружья и длины ствола (калибра). Кроме того, необходимо превосходить противника как по объему, так и по силе залпов, а желательно и по скорости – это для того, чтобы догнать и форсировать бой.

Разница между крейсерами и эсминцами заключается в их разных задачах, таких как водоизмещение, крейсерская и максимальная скорость, а также автономность. Эсминцы ценят скорость, крейсеры ценят автономность. До появления дизельных двигателей силовые установки примерно одинаковой мощности могли более чем удвоить рабочий объем. Как класс кораблей они унаследовали свою историю от минных крейсеров (больших эсминцев). В СССР и военно-морскому руководству, и правительству очень понравилась идея разработки лидеров. Они обратились к итальянцам, которые предложили построить такие корабли дешево. Ведь в Советском Союзе предполагалось иметь на вооружении советское оружие. Хотя итальянские военные потерпели сокрушительные поражения как в Первой, так и во Второй мировых войнах, Италия сама по себе была сокровищницей военных технологий.

[3] Шесть штурмовиков Ил-2.

[4] Радар – станция радиолокационного слежения. Сравните оснащение эсминцев воюющих сторон. Немецкие корабли были оснащены радиолокационной станцией обнаружения воздушных целей и более десятка зенитных орудий. На наших кораблях такого оборудования нет, например, на наших кораблях «Спообный» имеет 7 37-мм пулеметов, «Беспощадный» — 5 орудий, «Харьков» — 6. Был затвор. Правда, все корабли были оснащены пулеметами калибра 12,7 мм, но всерьез на это никто не полагался. Уже с 1942 года в Генеральном штабе и соответствующих ведомствах ВМФ и флота ходили донесения и доклады о том, что зенитное вооружение кораблей не соответствует задачам воздушных угроз. Все это знали, но ничего радикального сделать было нельзя. Зенитных орудий не хватало. Кроме того, многие корабли, например эсминцы, были перегружены и им некуда было поставить пулеметы. Аналогичные проблемы возникли и на флотах других воюющих государств. Несколько радиолокационных станций, полученных от союзников, были установлены на кораблях Северного флота. До конца войны Черноморский флот так и не получил РЛС. В результате эсминцы оказались под угрозой ударов с воздуха и не могли действовать без поддержки истребителей. И это было очевидно.

[5] Скорость корабля когда-то рассчитывалась по бревнам (доскам, к которым были привязаны веревки и выброшены за борт) или веревкам. Моряки определили длину веревки за бортом, скажем, за 30 минут. Это делается путем подсчета узлов, завязанных на леске через равные промежутки времени. Кроме того, интервал на берегу был выбран таким образом, чтобы количество подсчитанных узлов указывало на скорость корабля в морских милях в час. Эту единицу скорости теперь называют узлами. Это было особенно полезно для навигации, поскольку одна миля соответствовала одной угловой минуте меридиана. 6 узлов = 11 километров в час.

[6] Крен – крен корабля или самолета в одну сторону. В данном случае это вызвано дырой в корпусе.

[7] Когда корабль тонет, он быстро погружается в воду, создавая вихрь (воронку) того же диаметра, что и тонущий корабль. Он образуется на месте затопления и заканчивается на глубине около 50-60 метров. Попав в такую ​​воронку, люди, оказавшиеся рядом с местом кораблекрушения, не смогли бы выплыть из глубокого моря.


Отрывок из двухтомного документального военно-исторического романа «Лебедь в полете.

Том 1 – «Другая война»

Том 2 – «Пропавшие мертвецы"

Нажмите здесь, чтобы просмотреть краткое описание романа

Если он вам понравится, мы отправим его всем жителям, которым интересен этот ресурс

Напишите, пожалуйста, мне в личное сообщение с позывным «Сила Пикабу» (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.). Пожалуйста, сообщите мне свой адрес электронной почты. Отправьте (профессионально созданные электронные книги в трёх самых популярных форматах fb2\epub\pdf). Два тома сейчас продаются, и, даст Бог, третий том находится в работе.

Доступны 2 печатных издания в твердом переплете


Предыдущие мои публикации на Пикабу:

Ликвидация белорусского гауляйтера

Как Левитан говорил по Берлинскому радио во время войны - уже 5000 с лишним

Послевоенная история – Грозный лейтенант – Уже 2500 с лишним

Siege Story – Babydoll – уже 5250 плюс

История Франчески – Не все в Освенциме погибли без боя – уже более 4000 человек

1 человек на танковую дивизию - и 1 боец ​​на том поле, скроенный по-русски - уже 3500 с лишним

Венгрия. Одно из удивительных происшествий Великой Отечественной войны

Судьба немецкого врача из концлагеря – частично нечеловека, частично нового гражданина – уже 2200 с лишним

Единственной женщине из морской пехоты - товарищу старшине - уже 1600 с лишним

[Мой] Великая Отечественная война Вторая мировая война Военная история Повторите Черноморский флот Артекский эсминец Черноморский Мессершмитт Фокке Волк Длинный пост 13

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Последний бой кораблей Черноморского Флота в Великой Отечественной войне.