Sea Harrier на Фолклендской войне

В январе 1982 года компания BAe поставила Королевскому флоту 29 самолетов Sea Harrier FRS 1 и 800 членов летного экипажа. 801-я и 899-я эскадрильи достигли необходимого уровня боевой подготовки. Задержались только лодки. В то время HMS Illustrious все еще проходил испытания, а HMS Ark Royal должен был вступить в строй в 1984 году. Такая ситуация серьезно ослабила Королевский флот и была совершенно неприемлемой, учитывая резкое ухудшение отношений между Великобританией и Аргентиной из-за вопроса о малых островах в Южной Атлантике. Британцы считали острова принадлежащими Британской короне и называли их Фолклендами, в то время как аргентинцы также претендовали на суверенитет над островами (в конце концов, они находятся в 900 километрах от Буэнос-Айреса и в 12 800 километрах от Лондона) и называли их Мальвинскими островами. В ходе переговоров дипломатам не удалось достичь компромисса, и 2 апреля Аргентина ввела на острова войска. Британцы также усиленно готовились к военной операции (кодовое название «Энтерпрайз»). 31 марта 1982 года был готов комплексный план действий по возвращению островов.

В 4 часа утра 2 апреля на авиабазу Йовилтон поступил приказ о передислокации вместе с известием о высадке аргентинских войск на острове. В течение 13 часов 800-я эскадрилья под командованием Эндрю Олда была на борту авианосца «Гермес» в Портсмуте, а 801-я эскадрилья под командованием Найджела Уорда была готова к перелету на «Инвинсибл». Когда 5 апреля авианосные ударные силы вышли в море, на борту Hermes было 12 самолетов, а на борту Invincible — 8. В состав AUS также входят 4 подводные лодки, 16 корветов, эсминцев и фрегатов с управляемым ракетным оружием, 5 десантных кораблей и 14 вспомогательных судов. Помимо самолетов, на кораблях имеется около 20 вертолетов Sea King и Lynx".

Другая эскадрилья, 809-я эскадрилья, продолжала срочно формироваться на берегу, при этом все ее самолеты находились на хранении. К 27 апреля еще восемь самолетов Sea Harrier были готовы к операции «Энтерпрайз», окрашенные в два матово-серых цвета: темно-серый сверху и белый снизу. Во время полета нижние поверхности блестящих самолетов Hermes и Invincible были окрашены в базовый темно-серый цвет. В сопровождении танкера Victor самолет вылетел на американскую базу на острове Вознесения, расположенную в 5500 км от Фолклендских островов.
Еще до выхода авианосных соединений в море стало ясно, что даже с подкреплением из 809-й эскадрильи 28 «Си Харриеров» не смогут прикрыть британские силы от атак с воздуха и обеспечить интенсивную ударную кампанию, особенно после неизбежных потерь. Единственным самолетом, который мог повысить боевые возможности Австралийских ВВС, в то время был Harrier GR-3. Решение об использовании этих самолетов было принято на том основании, что они лучше подходят для атак наземных войск, а их включение «освободит» «Си Харриеры» для выполнения задач по противовоздушной обороне.

Для выполнения этой миссии была выбрана 1-я эскадрилья, базирующаяся в Уиттеринге. В принципе, его личный состав обучен оказывать поддержку силам быстрого реагирования. Однако сам самолет требует некоторых доработок для возможности взлета с авианосца — защиты от коррозии, установки швартовочных устройств и сверления дренажных отверстий для слива конденсата из полости фюзеляжа. В носовой части, под лазерным дальномером, был установлен усовершенствованный радиоответчик. Для этого необходимо заменить старую выпуклую декоративную панель на новую. Самой трудоемкой задачей была установка на самолет оборонительного ракетного оружия «Сайдвиндер». После конфликта выяснилось, что ранее опубликованные фотографии GR.3 с ракетами класса «воздух-воздух» были подделкой, поскольку у самолета не было надлежащей проводки. Первый реальный запуск состоялся 30 апреля 1982 года на испытательном полигоне Аберкур. Любопытно, что установка ракетного вооружения производилась техническими специалистами эскадрильи в Уиттеринге под руководством небольшой группы экспертов BAe; большинство проблем решалось на месте, без необходимости проведения встреч представителей или оформления кучи документов.

Пока в ангаре кипела работа, пилоты 1-й эскадрильи под командованием Питера Сквайра отрабатывали взлеты с трамплина и бомбометания. Чтобы сделать ситуацию еще более реалистичной, 22 и 23 апреля над Северным морем «Харриеры» вступили в учебный воздушный бой с французскими «Миражами» и «Супер Этандарами» — самолетами, идентичными тем, что использовались в Аргентине.
Не имея возможности отплыть из Ливерпуля на реквизированном контейнеровозе Atlantic Transporter, 1-я эскадрилья надеялась догнать ее в районе острова Вознесения. 3 мая первые три истребителя Harrier GR.3 вылетели из аэропорта Сент-Морган в сопровождении танкера. Они пролетели 7400 километров за 9 часов и успешно завершили этот беспрецедентный полет. На следующий день еще три самолета повторили «рекорд». Последняя четверка покинула Великобританию 5 мая; Три из них прибыли на остров Вознесения, а третий задержался из-за проблем с топливной системой. Из 10 истребителей «Харриер», вылетевших из Великобритании, шесть были погружены в пластиковые контейнеры на атлантический транспортный самолет, один вернулся в страну для технического обслуживания, а три выполнили задачи по противовоздушной обороне острова. 21 мая туда прибыли «Фантомы» 29-й эскадрильи, и, выполнив несвязанные с этим задания, штурмовики улетели на юг.

Впервые британские летчики заметили противника 21 апреля, когда лейтенант авиации Саймон Харгривз перехватил самолет Boeing 707 аргентинских ВВС в 320 км к северо-востоку от Австралии. В тот момент Boeing летел за пределами зоны боевых действий, поэтому «Харриеры» просто «сбили» его, а не атаковали.
На следующий день был разбомблен склад топлива на берегу залива Фокс (Западные Фолкленды), а 1 мая двенадцать «Си Харриеров» из 800-й эскадрильи атаковали аэродромы в Порт-Стэнли и Гуз-Грин. Лейтенант Дэйв Морган сбил самолет Аргентинских островов на взлетно-посадочной полосе, но его самолет был поврежден зенитным огнем из орудий с радиолокационным наведением, плотно размещенных вокруг аргентинской обороны. Британцы осознали опасность, которую представляют эти орудия, и в спешном порядке начали модифицировать противорадиолокационные ракеты «Шрайк» для подвешивания на самолетах вертикального взлета и посадки. Один из самолетов был готов к концу мая, но в боевых действиях участия не принимал. «Blue Eric» — прозвище, которое завод BAe дал самолету Harrier GR.3, переоборудованному в самолет радиоэлектронной борьбы, — также опоздал. Свое прозвище они получили от представителя Министерства обороны Эрика Оннелла, который предложил установить на модифицированном самолете Tornado систему активных помех Sky Shadow в гнезде для правой пушки. От технического предложения до завершения десяти релизов прошло 15 дней. Сам «отец идей» признавался, что в мирное время на это ушло бы два года. Еще четыре самолета были оснащены кассетами ALE-40, ЛТК которых располагались за тормозным щитком. 1 июня лейтенант Маклеод прибыл в Гермес с лейтенантом Бичем на модифицированном GR.3 XV778, но в бою участия не принимал. К моменту снятия крышки прибыли специальные балки, которые позволили одновременно подвесить на внешних пилонах «Си Харриера» две ракеты «Сайдуиндер".

Понеся первые потери, британские летчики изменили тактику бомбометания и стали приближаться к цели на малой высоте 5 километров, затем резко набрали высоту и спикировали для атаки. Всего в ходе операций по наземным целям 800-я эскадрилья сбросила более 80 тонн бомб.
1 мая также стал днем ​​ожесточенных воздушных боев. В 16:30 (по местному времени) лейтенант Пол Паттон сбил аргентинский Mirage IIIEA (точнее, Daguerreotype, поскольку Аргентина закупила эти самолеты у Израиля, который производил их без лицензии) ракетой Sidewinder. В 16:31 лейтенант Стив Томас уничтожил ракетой второй аналогичный самолет, который затем попытался приземлиться в аэропорту Порт-Стэнли, но по ошибке был сбит аргентинской артиллерией. Пилот, капитан Курвуа, погиб. В 16:41 лейтенант Тони Пенфолд доложил об очередной победе — захвате острова
Над Западными Фолклендами он сбил еще один дагерротип, а в 16:45 лейтенант Кертис из 801-й эскадрильи сбил «Канберру» во время патрулирования над морем".
Неизбежные потери войны омрачили радость первоначальной победы. 4 мая во время атаки на Гуз-Грин зенитным огнем был сбит самолет Sea Harrier XZ450 — тот самый самолет, на котором Майк Сперлинг летел, чтобы объявить о выпуске нового самолета. Пилот, лейтенант Тейлор, погиб, а самолет так и не стал музейным экспонатом.
6 мая Джон Эйтон Джонс и Алан Кертис не вернулись с боевого патрулирования в море. Что с ними случилось, неизвестно; Радары австралийских кораблей не зафиксировали присутствия противника в воздухе. По всей видимости, два самолета столкнулись.

Бои на море и вокруг островов не утихают. 9 мая Дэйв Морган потопил аргентинское разведывательное судно «Нарвал». Это стало последней каплей для аргентинцев, которые отозвали свой флот и не участвовали в сражении. Хотя у Аргентины есть собственный авианосец, истребители Sky Hawk палубной авиационной группы не способны эффективно сражаться из-за отсутствия противокорабельных ракет Exocet. Кроме того, пилоты шести самолетов Super Etendard, недавно полученных из Франции, не прошли подготовку по посадке на авианосец. Авианосец может действовать только как пассивный наблюдатель. Опасаясь повреждения своих новых самолетов, аргентинцы использовали их только в аэропортах на европейском континенте. Такая ситуация существенно снижала их боевую эффективность, поскольку время нахождения на цели не превышало нескольких минут.

Обратите внимание: Последний бой кораблей Черноморского Флота в Великой Отечественной войне.

Фактически все аргентинские самолеты находились на пределе дальности полета и могли приблизиться к цели только один раз. Однако, несмотря на это, Австралия имеет мощные и глубокие возможности противовоздушной обороны. Им удалось потопить несколько британских кораблей, продемонстрировав высокое мастерство пилотирования и мужество. Однако в воздушном бою, хотя Аргентина и имела преимущество в численности самолетов, преимущество все равно было за истребителями «Харриер». Британские летчики использовали целеуказания своих кораблей, а также уникальные пилотажные характеристики своих самолетов. Хотя британцы и умели тормозить поворотом сопла, они никогда не использовали этот метод в групповом бою, вместо этого снижая скорость, делая резкие повороты или снижаясь по «бочке.

Именно это и произошло, когда 21 мая Найджел Уорд и Стив Томас вступили в бой с шестью истребителями «Даггер». Британцы уклонились от пяти ракет и сбили три вражеских самолета.
Ракета AIM-91 Sidewinder была оснащена усовершенствованной инфракрасной головкой самонаведения, которая была чувствительна даже к самому слабому тепловому излучению от фюзеляжа самолета, что позволяло британцам наносить ракетные удары на встречных курсах. 8 июня 1982 года пилоты 800-й эскадрильи (Морган и Смит) таким образом сбили три аргентинских «Скайхока» над проливом Шуазель".
21 мая британские экспедиционные силы начали высадку в бухтах Сан-Карлос и Аякс на Западном Фолкленде, при этом основная тяжесть боевых действий легла на плечи пилотов. Во время утреннего разведывательного полета командир 1-й эскадрильи Полк и его ведомый лейтенант Хэлли
Четыре аргентинских вертолета замечены над холмами Кент. «Чинук» и два «Кугуара» были уничтожены огнем, а четвертому, «Ирокезу», удалось взлететь и скрыться в темноте рассвета. В тот же день британцы понесли еще одну потерю: лейтенант Джефф Гловер был сбит переносным зенитно-ракетным комплексом «Блоупайп». Пролетев 400 метров, Гловер катапультировался и спрыгнул с парашютом в воду. Гловер был захвачен аргентинскими солдатами и оказался единственным пленником, удерживаемым Аргентиной.

В суровых условиях Атлантического океана осенью пилоты обычно совершают пять-шесть вылетов в день. Лейтенант Уотт также потерпел крушение из-за усталости. Ночью 24 мая он разбился при взлете самолета Hermes. Это был 30-й полет молодого летчика. Лейтенант Кэнтон вылетел ночью в ясную погоду, но к рассвету туман стал настолько густым, что прожекторы корабля не могли его пробить. Отключив радар, который был неэффективен на близком расстоянии, «Кантон» попытался приземлиться во второй раз, имея в баке последнюю каплю топлива. Включив фонарь, он едва мог различить огни надстройки. Техники должны «пометить» пилота, чтобы подобраться поближе к пропавшему самолету. Позже с похожей ситуацией столкнулся Саймон Харгривз, но ему повезло больше — его полет был в светлое время суток, а некоторые австралийские самолеты находились вне зоны тумана. Харгривз не стал рисковать и посадил свой Sea Harrier на вертолетную площадку HMS Intrepid".

 27 мая истребитель Harrier GR.3 лейтенанта Ивсена был сбит зенитным огнем. Летевший по маршруту самолет фоторазведки не смог выйти на связь с пилотом. Когда его нашли три дня спустя и эвакуировали на борт Hermes на вертолете Marine Gazelle, выяснилось, что он катапультировался через 40 секунд после попадания снаряда в самолет и прятался недалеко от деревни Парагон-Хаус.
Пока Айвсон управлял «Газелью», его командир Бокен был вынужден катапультироваться после того, как его Harrier GR.3 XZ972 был пробит винтовочным огнем, а топливо в баках полностью закончилось, в результате чего самолет повис на парашюте в 72 километрах от авианосца. Покера удалось спасти в течение 10 минут, но события дня на этом не закончились. Чтобы переломить ход войны, аргентинцы решили нанести широкомасштабный удар по авианосцам, составлявшим основу британского флота. Два самолета Super Etendard скрытно приблизились к району Австралии на высоте 30 метров. Включив радар, они обнаружили большую цель, окруженную большим количеством мелких целей. На расстоянии 50 км от них пилот выпустил две ракеты Exocet и немедленно вернулся. Британская система противоракетной обороны обнаружила приближающуюся ракету, и все корабли и вертолеты выпустили облака металлической фольги. Несмотря на «бросок» в него ракет Exocet, он все же захватил самую большую цель и атаковал ее. К несчастью для аргентинцев, целью оказался не авианосец, а контейнеровоз Atlantic Transporter. Однако его затопление создало серьезные трудности для британцев, поскольку на дне моря затонули 15 вертолетов, большая часть кассетных авиабомб BL755 и почти все части самолета. Авианосец остался цел, и бой продолжался еще две недели. На заключительном этапе операции «Энтерпрайз» 13 июня 1-я эскадрилья провела два успешных удара с применением высокоточных бомб «Пейввей» по позициям на холме Тамбурин. Сквайр использовал подсветку цели с наземной станции наведения, расположенной на близлежащем холме. После прямого попадания Бок быстро предпринял еще одну атаку и уничтожил вторую цель — 105-мм орудие. На следующий день лейтенант Харрис вылетел с передового аэродрома в Сан-Карлосе, неся с собой бомбы для укладки на тротуар. Когда самолет маневрировал над целью, наземное управление внезапно прекратилось, и командир звена доложил, что гарнизон Стэнли-Порта поднял белый флаг. Война окончена.

В ходе конфликта британские самолеты потеряли шесть «Си Харриеров» и четыре «Харриера GR 3». Пять пилотов погибли. Потери Аргентины были гораздо выше — около 80 самолетов.
В последней «Белой книге по обороне», анализируя ход военных операций, указывалось, что без использования «Си Харриера» и его наземных «братьев» Великобритания не смогла бы вернуть себе Фолклендские острова военным путем. Самолеты вертикального взлета и посадки продемонстрировали прекрасные боевые качества в воздушных боях с такими опасными противниками, как самолеты «Мираж» и «Дагерр», полностью подтвердив разработанные в Великобритании концепции боевого применения. При этом необходимо совершенствовать бортовые системы и вооружение самолетов вертикального взлета и посадки с целью обнаружения и поражения низколетящих целей в нижней полусфере и на больших дальностях. После окончания войны в Южной Атлантике в 1983 году BAe начала разработку улучшенного самолета Sea Harrier FRS.2. Он был оснащен усовершенствованной РЛС Blue Vicksin (носовой обтекатель также изменился из-за антенны). Для размещения дополнительного электронного оборудования хвостовую часть самолета пришлось удлинить на 0,36 метра. Изменениям подверглась и кабина экипажа — вместо стрелочных приборов она оснащена двумя многофункциональными дисплеями.

Завершая рассказ о «Си Харриере», стоит упомянуть еще один случай, который, хотя и не имеет боевого характера, весьма примечателен. 6 июня 1983 года лейтенант авиации Ян Уотсон (801-я эскадрилья) поднялся в воздух на самолете Sea Harrier ZA176 с авианосца HMS Illustrious. Завершив свою миссию, Уотсон не смог определить курс своего космического корабля, или, проще говоря, он заблудился. Топливо у него почти закончилось, но он не смог прийти в себя и собирался покинуть самолет, когда заметил под собой корабль. Позже было подтверждено, что это испанский контейнеровоз Alraigo длиной 83 метра и водоизмещением 23 000 тонн. Не колеблясь, Уотсон снизился, замедлился и приземлился вертикально на грузовой контейнер с первого захода. Самолет приземлился на брюхо, но повреждений не получил. Потрясенный капитан контейнеровоза так и не пришел в себя до конца рейса и даже не потребовал вовремя компенсацию, которую он заслужил за спасение на море. Удивительно в этой истории не только то, что самолет успешно приземлился на совершенно неподготовленном корабле, но и то, что Уотсон быстро получил повышение и продолжил службу на своем самолете, который он назвал в свою честь «Alraigo Kid.

истребитель Harrier штурмовик авиация палубная авиация вертикальный взлет авианосец Англия Аргентина Фолклендская война Длинная колонна 4

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Sea Harrier на Фолклендской войне.