
К концу 1930-х годов основными истребителями Советского Союза были моноплан И-16 и биплан И-15. Если у И-16 были ресурсы для дальнейшей модернизации, то дни И-15, хорошо зарекомендовавшего себя в первые годы гражданской войны в Испании и Китае, неизбежно подходили к концу. Необходимо было создать новый истребитель, простой и легкий в производстве.

А создал этот самолет «король истребителей» Николай Николаевич Поликарпов, переживший в своей жизни немало успехов и неудач. Всего за три месяца был спроектирован новый самолет, который стал самым совершенным и последним советским бипланом, выпускавшимся серийно. В мировой авиационной промышленности уже намечался переход к монопланной конструкции, и Поликарпов решил усовершенствовать известную бипланную схему. Помимо очевидного недостатка — самолет не мог долго удерживать превосходство в воздухе — решение советских конструкторов имело множество преимуществ. Во-первых, армия быстро получила вполне неплохой по меркам 1939 года истребитель, пусть и на короткое время (1-2 года), который мог заменить И-15, а дальнейшая модернизация И-15 была бессмысленна. Во-вторых, с самого начала появление нового истребителя И-153 («Чайка») было вынужденной мерой, призванной выиграть время для разработки и производства совершенно нового истребителя.

И-153 получил прозвище «Чайка» из-за характерной формы верхнего крыла. По многим характеристикам «Чайка» значительно превосходила И-15: новый истребитель был быстрее и имел убирающееся шасси. Существенно изменился и состав вооружения. Установленный на И-15 пулемет ПВ-1 из-за своей низкой скорострельности уже не считался надежным средством поражения в воздушном бою для авиационного пулемета. На необходимость установки крупнокалиберных пулеметов и авиационных пушек, исходя из опыта Испанской войны, неоднократно указывали военные летчики. Однако в силу ряда производственно-технических факторов подавляющее большинство И-153 оснащалось четырьмя скорострельными пулеметами системы Шпитального-Комарицкого (ШКАС). Помимо стрелкового вооружения, И-153 может нести ракеты или бомбы весом до 200 кг. Производство И-153 началось на Московском авиационном заводе № 1. За два года производства было построено 3437 «Чаек.

Первое боевое применение «Чайки» состоялось во время Нормандской кампании, где развернулась ожесточенная битва за превосходство в воздухе, в которой зачастую участвовали десятки самолетов с обеих сторон. После первого краха советской авиации в мае 1939 года в Монголию были направлены лучшие летчики, получившие боевой опыт в Испании и Китае и освоившие новейшую технику. И-153 был замечен в районе боевых действий в июле 1939 года, в разгар боев.

Первоначально предполагалось, что «Чайки», очень похожие на И-15, будут служить приманкой для японских истребителей. Эта технология успешно применилась в первой боевой операции «Чайки».
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Известен случай, когда Сергей Иванович Грицевиц командовал группой из девяти истребителей И-153 в контратаке, застигшей японцев врасплох, и уничтожил четыре вражеских самолета, не потеряв ни одного своего. Действительно, японцы быстро заметили появление нового советского самолета и обозначили его И-17. Хотя «Чайка» имела очень мощное вооружение по сравнению с японскими истребителями (японский Ki-27 имел два 7,7-мм пулемета), она не стала основным самолетом для завоевания превосходства в воздухе. Новейшие И-16 сыграли решающую роль в Нормандской битве, но замена устаревших И-15 на «Чайки» была, несомненно, правильным и необходимым решением.
Самые большие потери И-153 понесли в последнем крупном воздушном сражении — ответном нападении японцев на советские аэродромы 14 сентября 1939 года, как раз перед подписанием перемирия. Если бомбы японских бомбардировщиков не достигли цели, то в последовавшем воздушном бою советская сторона потеряла 6 истребителей, 5 из которых были И-153, эскадрилья, по которой пришелся первый удар. Всего в воздушном сражении за Нормандию приняло участие семьдесят «Чаек». Общие потери составили 22 бойца, 16 из которых погибли в боях и 6 — в чрезвычайных ситуациях. Значительная часть смертельных случаев на трассе I-153 происходит из-за обрыва кабелей.

Вторым важным походом И-153 стала советско-финская война, в которой «Чайки» применялись для решения самых разных задач — от боев с небольшими финскими воздушными флотами до внезапных ударов по наземным целям. Если в начале войны с Финляндией количество И-153 было небольшим (119), то к марту 1940 года их число возросло до 578. После Финской войны «Чайка» находилась на вооружении менее года, прежде чем ее стали считать устаревшим истребителем, не способным конкурировать с монопланами мировых сверхдержав. Между тем И-153 и «Ишак» (И-16) продолжали оставаться одними из основных истребителей Советского Союза. По состоянию на 22 июня 1941 года только в составе ВВС Западной пограничной зоны насчитывалось не менее 1300 «Чаек».

И-153 принимала активное участие во всех крупных операциях лета и осени 1941 года, а затем участвовала в битве под Москвой. С 1942 года «Чайка» стала использоваться в качестве истребителя сопровождения легкого ночного бомбардировщика У-2, а со второй половины лета И-153 начал принимать участие в боевых действиях в горах на Кавказе. Долгое время И-153 также принимал участие в противовоздушной обороне Ленинграда. Хотя истребитель И-153 прекратил участие в войне с Японией в августе-сентябре 1945 года, он дольше всего оставался на Дальневосточном фронте.

С 1940 по 1942 год Советский Союз поставлял в Китай самолеты «Чайка». Всего в Китай было поставлено девяносто три истребителя И-153. Истребители были отправлены в Алматы в разобранном виде, затем переправлены в Хами по суше, а затем уже в собранном виде переправлены к месту назначения по воздуху.



Тактико-технические характеристики И-153 «Чайка:
- Производитель: ГАЗ №1 (Москва)
- Главный конструктор: Н.Н. Поликарпов
- Первый полет: август 1938 г
- Окончание службы: 1945 г
- Год выпуска: Осень 1939 - 1941
- Вывод: 3437

Весь персонал:
- 1 пилот
аспект:
Длина: 6,275 м
- Размах крыльев: верхнее 10,0 м, нижнее 7,5 м
- Высота: 3425 м
- Площадь крыла: 22,14 кв.м. (двойные крылья)
Нагрузка на крыло: 84 кг/м2

масса:
Масса пустого: 1348 кг
Нормальная взлетная масса: 1765 кг
Максимальный взлетный вес: 1859 кг
- Вес топлива во внутреннем баке: 240 кг
Емкость топливного бака: 316 литров
двигатель:
- 1 × Радиальный М-62
- Мощность двигателя: 1 x 1000 л.с. (1 x 610 кВт (номинальная, на земле))
- Удельная тяга: 328 Вт/кг
Пропеллер: ВИШ АВ-1
Диаметр пропеллера: 2,8 метра

скорость:
- Максимальная скорость: 366 км/ч на земле, 426 км/ч на высоте
Скорость сваливания: 110 км/ч
Скорость набора высоты: 15 м/с
- Время подъема на высоту 3000 метров: 5,5 минут.
- Время подъема на высоту 11 000 метров: 31 минута.
- Длина взлетно-посадочной полосы: 106 метров
Дальность полета:
- 740 км (фактически)
Потолок для хозяйственных нужд:
11,000м

Вооружение и снаряжение И-153 «Чайка
- Винтовки и пушки: 4 х 7,62-мм пулемета ШКАС с боезапасом 2500 патронов.
- Неуправляемые ракеты: до 8 × РС-82
- Бомбы: до 200 кг




Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: "Чайка".