"Экипажа на борту не было!" Катастрофа Ту-134 в ЮАР

Та же доска

19 октября 1986 года президент Мозамбика Самора Машел и его советники вернулись из Замбии и встретились с президентами Заира, Анголы и Замбии. На самолете Ту-134А, подаренном Мозамбику советским правительством, находилось 44 человека. Самолет, которым управлял опытный советский экипаж из пяти человек из Ленинградского УГА, был отправлен в Мапуту по контракту, подписанному компанией «Авиаэкспорт» с ВВС Мозамбика. В салоне работают четыре местных бортпроводника.

В 16:38 самолет вылетел из Мбалы. Полет осуществлялся под управлением автопилота на скорости 750 км/ч и высоте 10 650 метров. При заходе в воздушное пространство Мозамбика бортрадист связался с центром управления в Мапуту. Ожидается, что отчет комитета прибудет в Мапуту в 19:25. Диспетчер дал указание снизиться до высоты 900 метров и сообщил о визуальном контакте с огнями взлетно-посадочной полосы.

В 19:09 штурман сообщил, что расстояние до радиомаяка Мапуту составляет 120 километров. По мере продолжения снижения штурман скорректировал курс самолета на 37° вправо, на 10 минут раньше, чем ожидалось. В результате этого разворота самолет отклонился от курса в сторону ВОР Мапуту и ​​продолжил движение вправо в сторону границы Мозамбика и ЮАР, пересекающей холмистую местность высотой до 800 м. Сообщайте об изменениях курса капитану. Когда командир заметил это, произошел следующий разговор:

Изображение: Блин, есть поворот? Я не могу говорить прямо, черт возьми!

Навигатор: VOR указывает туда.

В 19:15 штурман сообщил, что расстояние составляет 60 километров. Командир был удивлен, поскольку не увидел огней взлетно-посадочной полосы. Высказывались предположения, что в городе произошло отключение электроэнергии, что не было чем-то необычным в то время из-за продолжающейся гражданской войны в стране. После этого системы ILS (погрузка и глиссада) и DME (радионавигация) были отключены. В этом случае экипаж не предпринял никаких действий, полагая, что они подойдут непосредственно к взлетно-посадочной полосе 23 аэропорта Мапуту. Однако самолет летел курсом, параллельным взлетно-посадочной полосе, за пределами дальности действия маяков системы посадки по приборам, и экипаж не знал о своем местоположении.

Аэропорт Мапуту

В 19:18 экипаж сообщил, что высота достигла 900 метров и огней взлетно-посадочной полосы не видно. В ответ диспетчер дал указание ILS приблизиться к взлетно-посадочной полосе 23. Затем радист спросил диспетчера, действительно ли система ILS не работает. Диспетчер ответил «Подтверждаю», что ввело экипаж в заблуждение, позволив ему выполнить визуальный заход на посадку и приземлиться на левом круге ВПП 05.

В 19:19 штурман сообщил, что расстояние составило 30 километров, на что капитан сказал: «Что-то пошло не так». Экипаж не увидел огней взлетно-посадочной полосы. Но радист полета напомнил, что по метеорологическим данным на высоте 600 метров были облака. Кроме того, сотрудники предложили выключить свет.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Операторы рейсов расспросили диспетчеров об их работе. Диспетчер просто повторил команду визуального захода на посадку на левый круг и передал данные о ветре. Без согласования с пилотом бортрадист сообщил диспетчеру, что они хотят зайти на посадку по правильному кругу. Диспетчер дал на это разрешение.

в 19:21 штурман сообщил, что расстояние составляет 20 километров. Эксплуатант по указанию пилота еще раз спросил диспетчера, исправны ли огни взлетно-посадочной полосы. Не ответив экипажу по поводу светофоров, диспетчер снова разрешил визуальный заход на посадку по правому кругу к ВПП 05. Самолет продолжал снижаться ночью со средней вертикальной скоростью 2,5 м/с. Фактически снижение самолета произошло за пределами всего навигационного оборудования аэропорта и его точное местонахождение экипажу было неизвестно. На высоте 800 метров дважды прозвучал сигнал тревоги SSOS (предупреждение о близости земли), и капитан выругался: «Он действительно заражен!», но не остановил снижение.

В 19:21:39 по местному времени на высоте 666,6 метра над уровнем моря скейтборд в полете врезался в холм и был полностью разрушен. Катастрофа произошла в Драконовых горах недалеко от границы ЮАР со Свазилендом. Всего в катастрофе выжило 10 человек — 1 член экипажа (бортинмеханик) и 9 пассажиров, остальные 34 человека погибли, в том числе президент Самора Машел.

обломки

Поскольку катастрофа произошла в ЮАР, расследование проводилось в Кейптауне. Окончательный отчет о расследовании был опубликован 2 июля 1987 года. Официальная версия гласит, что крушение Ту-134 произошло полностью из-за неправильного поведения экипажа, который перешел на визуальный полет при полете по приборам и продолжал снижаться во время полета ночью и в облаках, игнорируя сигналы об опасности. Близко к земле.

на месте катастрофы

Отклонение от траектории захода на посадку было вызвано тем, что экипаж настроил свое навигационное оборудование не на радиомаяк Мапуту, а на радиомаяк в аэропорту Масафа в Свазиленде (ныне Свазиленд). Отсутствие подсветки на ВЧ-селекторе также может стать причиной данной ошибки. Обеспечивает голосовую проверку выбранных радиочастот в зависимости от навыков работы экипажа. Однако, по данным регистратора, никаких голосовых проверок во время спуска экипаж не проводил.

Другая версия широко распространена в Южной Африке. Считалось, что убийство президента пойдет на пользу спецслужбам страны по политическим мотивам. Самора Машел является лидером Мозамбика с 1975 года и проводит решительную социалистическую политику. За его спиной его называли «Черным Сталиным» и «Африканским Че Геварой». Предполагается, что отклонение самолета от курса было вызвано срабатыванием ложного радиомаяка, установленного на склоне холма возле населенного пункта Мбузини в Драконовых горах. Посылая мощный сигнал, этот ложный маяк заставляет самолет изменить курс. Таким мобильным устройством может стать установленный на прицепе радиомаяк VOR модели 531 массой около двух тонн производства американской компании Northrop».

На этой версии настаивало и советское руководство. Член советского комитета Селяков Леонид Леонидович (главный конструктор МАП) в своей книге «Человек, среда, машина» писал:

Диверсии, конечно, были, но поведение экипажа было возмутительным, и американский астронавт Фрэнк Борман, член следственного комитета, справедливо сказал: «Я бы сказал, экипаж проделал ужасную работу, Планка не было!"

Расследование авиакатастрофы в Telegram

https://t.me/rumayday

[Мой] Авиация Полет Самолет Аэропорт Пилот Катастрофа Авиакатастрофа Катастрофа Гражданской Авиации СССРА Африка Длинный Столб 6

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Экипажа на борту не было!" Катастрофа Ту-134 в ЮАР.