Трагедия под Наро-Фоминском: как отказ авиагоризонта привёл к катастрофе Ту-124

Самолёт Ту-124Б авиакомпании «Аэрофлот»

Утром 3 января 1976 года в аэропорту Внуково шла обычная предполётная подготовка. Самолёт Ту-124Б, принадлежавший «Аэрофлоту», должен был выполнить рейс из Москвы в Минск. Погодные условия были сложными: небо затянули низкие облака, нижняя граница которых находилась на высоте всего 150 метров. На борту воздушного судна находились 56 пассажиров, четыре члена лётного экипажа и один бортпроводник.

Роковой взлёт и потеря связи

Самолёт успешно взлетел с полосы и скрылся в облаках. Набрав высоту 250 метров, экипаж начал выполнять стандартный правый разворот и доложил об этом диспетчеру. С земли поступила команда на набор высоты до 1500 метров. Однако ответа от экипажа больше не последовало. Многочисленные попытки диспетчера выйти на связь остались безрезультатными, что заставило его объявить тревогу.

Катастрофа в деревне Санино

Вскоре пришло страшное известие: полностью заправленный топливом Ту-124 потерпел катастрофу всего в 5 километрах от аэропорта вылета. По словам очевидцев, лайнер вышел из облаков в почти вертикальном левом крене (около 80 градусов) и с огромной скоростью устремился к земле. Сначала о землю ударилось крыло, произошёл взрыв, а затем горящие обломки врезались в деревянный дом в деревне Санино, повредив ещё два соседних строения. Время полёта с момента взлёта до падения составило чуть более минуты. В результате трагедии погибли 62 человека: все 61 человек на борту (5 членов экипажа и 56 пассажиров) и 74-летний житель деревни. Ещё один местный житель получил тяжёлые ранения.

Загадка для следователей

Первоначально катастрофа казалась необъяснимой. Все системы самолёта, судя по первым данным, работали штатно. Не было ни сообщений о неисправностях, ни признаков внешнего воздействия. Пилоты до последнего момента пытались вывести машину из пике, что говорило об их борьбе за жизнь. Разгадку удалось найти, лишь восстановив картину событий, происходивших в кабине пилотов в те роковые секунды.

Кабина пилотов самолёта Ту-124

После взлёта и начала правого разворота экипаж доложил диспетчеру и продолжил набор высоты в облаках.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Однако в этот момент командир корабля заметил на своём авиагоризонте (основном приборе, показывающем положение самолёта относительно земли), что правый крен начал опасно увеличиваться. Поскольку самолёт находился в сплошной облачности, визуально проверить положение машины было невозможно. Все пилотажные приборы в кабине — как у командира, так и у второго пилота — подтверждали информацию о возрастающем правом крене.

Роковая ошибка, продиктованная прибором

Действуя строго по логике и данным приборов, пилот начал парировать мнимый правый крен, отклоняя штурвал и педали влево. Но, к его ужасу, показания авиагоризонта продолжали сигнализировать об увеличении крена вправо. Загорелась сигнализация предельного крена. Пилот ещё сильнее отклонил органы управления. Ничего не помогало — самолёт начал терять высоту. Внезапно лайнер вышел из облаков, и экипаж с ужасом увидел, что они несутся к земле в крутом левом крене. Всё это время их действия, основанные на ложных показаниях приборов, только усугубляли ситуацию. Отчаянные попытки вывести самолёт из пикирования на малой высоте и с огромной вертикальной скоростью были обречены.

Выводы комиссии

Следователи установили главную причину катастрофы — отказ пилотажно-навигационных приборов, в частности, авиагоризонтов. К моменту столкновения с землёй их показания отличались от реального пространственного положения самолёта на колоссальные 120–134 градуса. Фактически, когда самолёт выполнял нормальный правый разворот, приборы показывали экипажу, что крен катастрофически растёт. Дезориентированные в облаках пилоты начали бороться с несуществующим правым креном, на самом деле закладывая самолёт в левую спираль.

Авиагоризонт — ключевой прибор для ориентации в пространстве

Когда реальный левый крен достиг 32 градусов, сработала сигнализация. Пилот, глядя на свой отказавший указатель, решил, что это следствие сильнейшего правого крена, и ещё больше отклонил управление, окончательно вводя самолёт в неуправляемое падение со скоростью снижения до 50 метров в секунду. Осознание истинного положения дел пришло к экипажу слишком поздно.

Важным фактором, способствовавшим трагедии, стало отсутствие в то время специализированной подготовки лётных экипажей по распознаванию и парированию отказов приборов ориентации. Экипаж не был готов к столь коварной неисправности. К сожалению, сам авиагоризонт был разрушен при ударе, и установить точную техническую причину его ложных показаний так и не удалось.

Расследование авиакатастроф ВК:

https://vk.com/club227048718

[Мой] Авиация Полет Самолет Аэропорт Катастрофа Авиакатастрофа СССР ТУ-124 Гражданская Авиация Длинная История Минус 15

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Полёт по отказавшим приборам. Катастрофа Ту-124 под Наро-Фоминском.