Ту-124
Утром 3 января 1976 года самолет Ту-124Б «Российских авиалиний» готовился к вылету из Москвы (Внуково) в Минск. Небо над Внуково было затянуто темными облаками, минимальная высота которых составила 150 метров. Всего на борту находились 56 пассажиров. Четыре члена экипажа находились в кабине. В салоне работал только один бортпроводник.
Самолет ускорился по взлетно-посадочной полосе, взлетел, взмыл в небо и скрылся за облаками. На высоте 250 метров экипаж начал разворот направо и доложил диспетчеру. Он дал указание подняться на высоту 1500 метров. Однако ответом была тишина. Многочисленные звонки не увенчались успехом. Диспетчер забил тревогу.
Вскоре пришло известие, что Ту-124, полностью заправленный топливом, разбился в 5 километрах от аэропорта. По словам очевидцев, он упал из облаков с большого левого берега (около 80°) и быстро помчался на землю. Затем его крыло ударилось о землю, взорвалось и столкнулось с деревянным домом в деревне Санино, повредив еще два соседних деревянных дома. В общей сложности Ту-124 оставался в воздухе более минуты. Всего в катастрофе погибли 62 человека: все пять членов экипажа и 56 пассажиров, а также 74-летний житель села. Еще один житель села получил ранения.
Катастрофа – это загадка. На первый взгляд все системы работают нормально. Но без видимой причины пилот врезался в большой левый берег и до последних мгновений перед ударом пытался выбраться из него. Ситуация прояснилась, когда следователи попытались выяснить, что в то время происходило внутри хижины.
Кабина Ту-124
В результате самолет повернул направо, и экипаж доложил о ситуации диспетчеру.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Но тут пилот увидел на авиагоризонте, что правый крен начал значительно увеличиваться. Поскольку самолет летел сквозь густые облака, проверить истинный горизонт и ориентиры было невозможно. Все приборы экипажа показали, что борт наклонен вправо.Правый крен пилот парировал логичным ходом - поворотом руля направления влево. Однако индикаторы настроений показывают, что правый берег продолжает расти. Включить сигнализацию максимального крена. Пилот переместил рычаг управления еще левее. Ничего не помогает. Самолет теряет высоту. Внезапно авиалайнер вышел из облаков и экипаж увидел, что он мчится к земле огромным левым креном. Все это время их действия были неправильными. Пилоты попытались вывести самолет из пикирования, но малая высота и огромная скорость снижения не оставили им шансов.
Следователи установили виновника катастрофы - ментальные показатели. К моменту столкновения с землей показания основных приборов ориентации капитана и второго пилота отличались от фактического крена самолета на 120-134°. То есть при развороте вправо экипаж видит на авиагоризонте, что правый крен значительно увеличивается, хотя на самом деле он остается прежним. Дезориентированный во время полета в облаках экипаж начал, как они полагали, сопротивляться нарастающему правому крену. Но на самом деле пилот развернул самолет на левый берег.
горизонт отношения
когда левый уклон достигает 32°, включается сигнализация предела уклона. Пилот проверил указатель ориентации и определил, что это произошло из-за сильного крена самолета вправо и усугубления ситуации за счет отклонения органов управления еще больше влево. В результате самолет вошел в крутую левую спираль со скоростью вертикального снижения до 50 м/с. Когда экипаж понял, что произошло, было уже слишком поздно.
Специализированной подготовки по выявлению неисправностей приборов ориентации на тот момент не было, поэтому экипаж не смог своевременно выявить нештатную ситуацию. К сожалению, сам авиагоризонталь был сильно поврежден и невозможно было определить, почему его показания неверны.
Расследование авиакатастроф ВК:
https://vk.com/club227048718
[Мой] Авиация Полет Самолет Аэропорт Катастрофа Авиакатастрофа СССРТУ-124 Гражданская Авиация Длинная История Минус 15Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Полёт по отказавшим приборам. Катастрофа Ту-124 под Наро-Фоминском.