JP-7. Несколько слов о керосине, на котором летал SR-71

Автозаправщик KC-135Q для дозаправки в воздухе SR-71

Что пьют дрозды»?

Келли Джонсон как-то сказала, что для SR-71 пришлось всё изобретать с нуля — даже керосин.

Вывоз SR-71 к месту (Фото из архива НАСА)

Для самолета, который потребляет 44 000 фунтов (почти 20 тонн) керосина в час, утоление жажды является огромной проблемой. Даже если бы SR-71 заправлялся обычным сортом керосина, потребляемого большинством самолетов, обеспечить его необходимым количеством питья было бы проблемой.

Однако «Блэкберд» — специальный самолет, которому требуется специальное топливо, которое стоит в три раза дороже, чем керосин, потребляемый пассажирскими самолетами.

SR-71 потребляет керосин, соответствующий военному стандарту 1970 года, обозначенному MIL-T 38219, или просто «Реактивное топливо типа 7» («JP-7).

Технические требования к JP-7 были чрезвычайно строгими. Согласно требованиям, запах этого топлива «не должен вызывать рвоту и раздражение кожи» при комнатной температуре. Что касается цвета, то это топливо «должно быть бесцветным, прозрачным и ярким».

Для удовлетворения этих требований производитель топлива (Shell Oil Company) разработал сложную смесь керосиновых фракций и сотен углеводородов, таких как парафины, нафтены или нафтены и олефины. В процессе производства из смеси удаляется 5% ароматических углеводородов.

Для инженеров низкое содержание ароматических веществ в смеси означает, что смесь чистая, содержит незначительное количество примесей серы и незначительное количество азота и кислорода.

Керосин JP-7 обладает «высокой термоокислительной стабильностью», другими словами, его поведение чрезвычайно предсказуемо в условиях высоких температур.

Поскольку низкие ароматические соединения имеют меньшую смазывающую способность, представители Shell добавили в формулу JP-7 новое вещество (PWA-536) в соотношении не менее 200 частей на миллион.

Обратите внимание: Покажу "самолет-вездеход" в котором пассажир сидит на месте второго пилота, а стюардесса вообще не предусмотрена.

Это делается для обеспечения смазывающих свойств топлива и уменьшения износа узлов топливного насоса.

Тепло, выделяемое обшивкой SR-71 при полете на скорости 3,2 Маха, теряется внутри самолета. Для JP-7 массой 80 000 фунтов (36,2 тонны) требовалось вещество, которое при воспламенении немедленно вызывало бы высокие температуры, чтобы предотвратить случайное возгорание керосина.

Частично это требование связано с тем, что JP-7 используется в качестве основного радиатора для снижения температуры планера.

Одна история, рассказанная инженерами Skunk Works, рассказывает о том, как руководитель бригады технического обслуживания самолетов спокойно бросил зажженную спичку или тлеющего быка в бочку с керосином.

В истории не упоминается, как такой человек был нанят руководителем ремонтной бригады, но из нее можно сделать вывод, что горение этого керосина прекратилось. (Любое топливо с низкой летучестью будет иметь аналогичные свойства.)

Для запуска двигателя Pratt & Whitney J-58 требуется впрыск порции триэтилборана (ТЭБ), обеспечивающего более высокие температуры сгорания. Контейнер топливных элементов внутри СР-71 рассчитан на 16 впрысков триэтилборана.

JP-7 был способен растворять стенки топливных баков любого самолета того времени, поэтому шесть основных топливных баков SR-71 составляли часть его фюзеляжа.

Эти баки не полностью герметичны, поэтому существует вероятность утечки керосина и удлинения обшивки самолета при полете на высоких скоростях. На фотографиях SR-71, летающих на малых высотах, часто видны утечки керосина из топливных баков.

Когда JP-7 сгорает во время полета, образовавшаяся пустота заполняется инертным газом (азотом), который подается опорой носового колеса для вытеснения летучих паров и предотвращения использования пустых топливных баков при спуске SR-71 на большую высоту раздавлен. - Зона давления.

Перед взлетом экипажу SR-71 было предложено по секундомеру подсчитать количество падений в минуту и ​​составить график, отметив на карте расположение текущего участка, после чего экипаж приступил к очистке пола ангара.

После дождя или ливня из-за протечек воды из JP-7 поверхность взлетно-посадочной полосы (ВПП) стала чрезвычайно скользкой, а при заруливании самолета в ангар пневматика SR-71 скользила по бетонному полу, заставляя работающих в ангаре технических специалистов искать за любые выступы на его корпусе, за которые можно ухватиться, чтобы не допустить столкновения «Черного дрозда» с газоотделителем (иногда это столкновение удается предотвратить буквально в последний момент).

Это пример катастрофы, чудесным образом предотвращенной в последнюю минуту. История о том, как мужество и удача предотвратили гибель SR-71

истребительВоенныеИсторияАвиацияВоенныеТехникаВоенныеАвиацияПилотОружиеЧангангСамолет19

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: JP-7. Несколько слов о керосине, на котором летал SR-71.