Ан-14 «Пчелка»: уникальный самолет-вездеход с пассажиром в кресле второго пилота

Замысел и предназначение

Самолет Ан-14 «Пчелка» появился в конце 1950-х годов как логичное развитие концепции легкого многоцелевого воздушного судна. Его создавали под руководством самого Олега Антонова в качестве дополнения и частичной замены знаменитого Ан-2. Главной идеей было создать машину, способную работать в самых сложных условиях, практически с любой ровной площадки. Для взлета Ан-14 требовалось всего 100–110 метров, а при наличии встречного ветра разбег мог сокращаться до рекордных 60 метров. Эта особенность делала его по-настоящему всесезонным и всепогодным транспортом: зимой самолет легко переоборудовался на лыжное шасси.

Фабрика «Прогресс». Самолет Ан-14 «Пчелка» 1958 г.

История создания и модификации

Первый полет «Пчелки» состоялся 14 марта 1958 года, однако путь к серийному производству оказался долгим. Массовый выпуск был налажен только в 1965 году на авиазаводе в Арсеньеве.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Изначально Ан-14 проектировался как универсальная платформа. Помимо пассажирского варианта, существовали военно-транспортная (десантная), санитарная и сельскохозяйственная модификации, что подчеркивало его гибкость и практичность.

Конструктивные особенности

Самолет имел классическую для легкой авиации того времени конструкцию: прямое подкосное крыло, расположенное в верхней части фюзеляжа. Силовая установка состояла из двух поршневых двигателей АИ-14РФ, каждый мощностью 300 лошадиных сил. Хвостовое оперение было выполнено по двухкилевой схеме, что повышало устойчивость в полете.

Оригинальным решением стала задняя дверь для входа и выхода. Такая компоновка не только упрощала посадку пассажиров, но и делала самолет идеальным для десантных операций, позволяя парашютистам быстро покидать борт.

Комфорт и уникальная компоновка салона

Внутреннее пространство «Пчелки» было продумано до мелочей. Салон был рассчитан на шесть пассажиров, а седьмой пассажир размещался справа в кабине экипажа, по сути, на месте второго пилота. Это была уникальная особенность, дававшая пассажиру ощущение полного участия в полете. Каждое место было оборудовано комфортабельным креслом, индивидуальным иллюминатором, светильником и системой вентиляции. Такой уровень комфорта кардинально отличал Ан-14 от его предшественника Ан-2, где пассажиры часто размещались на простых боковых скамейках.

Летные характеристики и управление

Ан-14 заслужил славу очень простой и послушной в пилотировании машины. Для освоения управления этим самолетом пилотам требовалось всего несколько часов обучения. Экипаж состоял из одного пилота, что снижало эксплуатационные расходы. Самолет мог преодолевать расстояния до 470 километров, летая с крейсерской скоростью 170–180 км/ч, что было вполне достаточно для его региональных миссий.

Производство и служба

Серийный выпуск «Пчелки» продолжался недолго, с 1965 по 1972 год. За это время было построено всего 333 экземпляра. Самолет использовался как в гражданской авиации (Аэрофлот), так и в Военно-воздушных силах СССР, где выполнял роль связного и вспомогательного судна.

На фотографии представлен экспонат Музея гражданской авиации в Ульяновске — борт СССР-48104. Этот самолет был построен в 1971 году, а после списания в 1984 году занял почетное место в музейной экспозиции, сохраняя память об этой необычной машине.

[моё]АвиацияСамолетыТехникаГражданская авиацияПилотДлинный постФото 45 Поддержите чувства

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Покажу "самолет-вездеход" в котором пассажир сидит на месте второго пилота, а стюардесса вообще не предусмотрена.