Авианосцы Японии. Часть шестая. Напрасные усилия. 3 часть

"Кайо" ("Кайо»).

Кайян. Верфь Mitsubishi в Нагасаки. Строительство началось 22 февраля 1938 г., принят в строй 12 сентября 1938 г. Вступил в строй 23 ноября 1943 г. Выведен из состава флота 28 июля 1945 г в связи с невозможностью ремонта, а был разобран в 1946 году.

Водоизмещение стандартное — 13 600 тонн, полное — 17 300 тонн.
длина 159,6 м (дюйм/л). Ширина 23,5 м. Осадка 8,3 м.
Механизм: 4 котла, 2 турбины.
Мощность и скорость: 52 000 л.с., 23,8 узла.
артиллерия: 4х2 127-мм/40 Тип 89.
МЗА: 8х3 25мм/60 Тип 96.
Авиационная группа 24 самолета (18 истребителей А6М5, 6 бомбардировщиков Д3А).
Экипаж 829 человек.

Бывший пассажирский лайнер Аргентина Мару. Он был реквизирован в декабре 1941 года и в течение года использовался в качестве военного транспорта. В декабре 1942 года его приказали переоборудовать в эскортный авианосец и переименовать в «Кайо». Проект реорганизации в целом был аналогичен проекту «Тайо», но предусматривал замену дизельной установки на паротурбинную, заимствованную у серийного эсминца. В остальном конструкция стандартная: одноэтажный ангар, два лифта, легкая полетная палуба с деревянным полом. Катапульты нет. В июле 1944 года количество 25-мм пулеметов было увеличено до 44 и установлены 2-4 (по разным данным) 28-трубных 120-мм зенитных ракетных установок.

Подобная модернизация однотипной программы «Бразил Мару» не была реализована – она была потоплена американской подводной лодкой.

Используется для перевозки самолетов на Филиппины и Марианские острова, а также сопровождения конвоев из Японии на Тайвань и Филиппины. 19 марта 1945 года «Кайо» был поврежден палубным самолетом США. 24 июля 1945 года подорвался на мине ближнего действия (кормовая часть была повреждена) и застрял в бухте Беппу. 28 июля 1945 года он был серьезно поврежден бомбами британских авианосцев, был выведен из состава флота и разобран в 1946 году.

"Новое поле».

Синьян. Дешмаг, Германия. Спущен на воду 22 апреля 1925 года, вступил в строй 15 декабря 1943 года и потоплен авианосцем USS Whitefin 17 ноября 1944 года.
Водоизмещение стандартное — 17 500 тонн, полное — 20 916 тонн.
длина 185 м (дюйм/л). Ширина 25,6 м. Осадка 8,2 м.
Состав: 4 котла, 2 ТГ.
Мощность и скорость: 26 000 л.с., 21 узел.
Дальность плавания 8000 миль (18 узлов).
артиллерия: 4х2 127-мм/40 Тип 89.
МЗА: 10х3 25мм/60 Тип 96.
Самолеты авиагруппы 30-33 (личный состав: 9 истребителей А6М5, 18-21 торпедоносцев Б5Н).
Экипаж 834-942 человека.

Синьо (Кондор) — переоборудованный бывший немецкий пассажирский лайнер «Шарнхорст». Продан в Японию 7 декабря 1942 года в то время в порту Кобе. Первоначально он предназначался для использования в качестве военного транспорта, но после битвы за Мидуэй было решено переоборудовать его в эскортный авианосец.
Компоновка была типичной для японского эскортного авианосца — одноэтажный ангар, легкая полетная палуба и никакой защиты, кроме бетонного «короба» для магазина боеприпасов и топливных баков с авиационным бензином. Но в отличие от типов Кайо и Тайо, эта лодка оснащена шарикоподшипниками. Особенностью корабля является то, что турбоэнергетическая установка «остается» на лайнере.
Из-за замены котла он фактически не вошел в состав флота до июля 1944 года. Он сопровождал конвои на Филиппины и в Сингапур и доставлял самолеты. 17 ноября 1944 года он был поражен четырьмя торпедами авианосца «Уайт Тревалли» и затонул. Четыре торпеды попали в корму корабля, вызвав взрыв авиационного топлива и вызвав серьезный пожар. Погибло 1130 моряков и выжило только 70.

Тип Титосэ».

Титосэ. Вуская военно-морская верфь. Строительство начато 26 ноября 1934 г., спущено на воду 29 ноября 1936 г., вступило в строй 25 июля 1938 г., перестроено на Военно-морской верфи Сасебо 1 января 1944 г и затонуло 25 октября 1944 г.

ВМС Титосэ, Сасебо, 31 августа 1943 г

Чиёда. Вуская военно-морская верфь. Строительство началось 14 декабря 1936 года, спущено на воду 19 ноября 1937 года и введено в эксплуатацию 15 декабря 1938 года. Реконструкция военно-морской верфи Йокосука была завершена 31 октября 1943 года, она затонула 25 октября 1944 года.

Водоизмещение стандартное — 11 190 тонн, полное — 15 300 тонн.
длина 185,9 м (дюйм/л). Ширина 23 м. Осадка 7,5 м.
Состав: 4 котла, 2 топливных насоса + 2 дизеля.
Мощность и скорость: 44000+12800 л.с., 23 узла.
Дальность плавания 11 810 миль (18 узлов).
Броня: палуба 25-70 мм, частичная броня 25 мм
артиллерия: 4х2 127-мм/40 Тип 89.
МЗА: 10х3 25мм/60 Тип 96.
Авиационная группа состоит из 30 самолетов (6 истребителей А6М5, 15 истребителей-бомбардировщиков А6М2, 9 торпедоносцев Б5Н).
Экипаж 785 человек.

Тиёда, Япония.

Авианосец типа «Титосэ» был введен в строй в 1938 году как гидроавианосец. После потери четырех авианосцев в битве за Мидуэй в 1942 году этот тип было решено преобразовать в легкий авианосец. Эта задача упростилась, поскольку еще на этапе разработки проекта «Титосэ» предусматривалась возможность переоборудования этих кораблей в полноценные авианосцы, однако переоборудование заняло почти целый год. Считается, что их конструкция изначально предусматривала лишь установку небольшой палубы для десантирования самолетов, а не переоборудование в полноценный авианосец.
до переоборудования корабли имели водоизмещение 11 190 тонн. Проект реконструкции в основном повторял тип Zuiho, но не предусматривал замены силовой установки. В целях повышения остойчивости и усиления корпуса корпус был оснащен округлой сталью, что увеличило ширину корабля на 2 м, а водоизмещение - на 4100 тонн. Особенностью конструкции авианосца является наличие на корпусе двух широко расположенных труб корпус. Правый борт - большой носовой - от КО, кормовой (малый) - от дизеля.
корабль оборудован сплошной полетной палубой размером 180х23 метра и оборудован одноэтажным ангаром с двумя самолетоподъемниками. Катапульты нет. Комбинированная дизель-турбинная установка позволяет развивать скорость до 29 узлов.

22 мая 1944 года «Титосэ» был слегка поврежден двумя неразорвавшимися торпедами подводной лодки USS Bonefish. 25 октября 1944 года он был потоплен тремя авиабомбами во время боя у мыса Энганьон и погиб.
20 июня 1944 года в «Чиёду» попала бомба. Она оставалась в ремонте до сентября 1944 года.

Обратите внимание: Музей Aeroscopia - авиационная сокровищница. Часть 2.

Он погиб в бою у мыса Энганьон 25 октября 1944 года, серьезно пострадал от прямых попаданий и взрывов с близкого расстояния авиабомб и был уничтожен обстрелом крейсеров «Уичито» и «Новый Орлеан.

Невозможно не сказать несколько слов о японском авианосце. Официально они не входят в состав ВМС Японии, но по-прежнему представляют собой реплики авианосцев, способные запускать и принимать (в случае чрезвычайной ситуации) самолеты.

В сентябре 1945 года «Акицу Мару» затонул в порту Иокогамы.

Строительство началось 17 сентября 1939 года. В 1942–1944 годах переоборудовалось. Потоплено эсминцем «Куинфиш» 15 ноября 1944 года.
6 февраля 1941 г. – переоборудован в 1943–1944 гг., потоплен авианосцем «Хэйк» 12 января 1944 г.
Водоизмещение стандартное — 11 800 тонн.
длина 152,1 м (дюйм/л). Ширина 23 м. Осадка 7,9 м.
Организация: 4 котла, 2 технических оборудования.
Мощность и скорость: 13 435 л.с., 21 узел.
Вооружение и техника: 2 75-мм ЗО, 10 75-мм полевых орудий, 20 десантных катеров.
Авиационная группа в составе до 20 зенитных (Ки-76) и винтокрылых машин Ка-1.

Строительство легких авианосцев типа «Акицу Мару» началось как пассажирские корабли «Акицу Мару» и «Фудзи Мару». Летом 1941 года эти недостроенные корабли были реквизированы армейским (сухопутным) командованием и переоборудованы в десантные корабли с полетными палубами. Их основная цель — высадка десанта и прикрытие с воздуха в отдаленных районах Тихого океана. Они являются частью военного командования и не являются формальной частью военно-морского флота. В состав авиационной группы также входят самолеты армейской авиации.
модификация лайнера заключалась в оснащении его полетной палубой размером 123х22,5 м (на высоте носовой палубы корабля), установке небольшого «острова» и переносе воронки на правый борт. Поверните в горизонтальное положение.
ангара нет, а есть открытая площадка под полетной палубой, способная разместить 20 сухопутных самолетов и 20 больших десантных кораблей. Самолет поднимается вверх кормовым лифтом или краном. Полетная палуба имеет размеры 123х22,5 м и используется только для взлета самолетов, которые планируется приземлять в наземных аэропортах. Катапульты нет. Позднее, в ходе модернизации, палуба была укорочена для увеличения площади стрельбы орудия и оснащена четырьмя пневмоагрегатами.

Эти корабли вошли в историю как первые вертолетоносцы. В 1939 году японцы через манекен приобрели в США автожир Kellett KD-1A. Характеристики, продемонстрированные в ходе летных испытаний, начавшихся вскоре после поставки КД-1 в Японию, оправдали надежды военных, однако во время одного из полетов на малой скорости автожир разбился и получил весьма серьезные повреждения. Отремонтировать машину не удалось, поэтому военные передали ее останки Kayaba Seisakuso Co., небольшой компании, работающей в сфере винтокрылой техники, и запросили изготовление аналогичной техники.
Специалисты компании Kayaba спроектировали двухместный винтокрылый разведчик, внешне похожий на КД-1А, но модифицированный с учетом японских стандартов и особенностей отечественного авиастроения. Автожир, получивший название Ка-1, выпускался на заводе в Сендае и совершил первый полет 26 мая 1941 года. После завершения испытаний Ка-1 был принят на вооружение и вскоре начал поступать в артиллерийский корпус японской армии. Машины этого типа активно использовались в боевых действиях, всего было построено 240 штук и вошли в историю как одни из первых боевых винтокрылых машин.
Успех Ка-1 в наземном бою привел к решению оснастить его легкими авианосцами типа «Акицу Мару». Из-за меньшей грузоподъемности двухместного варианта Ка-1 экипаж корабельного Ка-1 сокращен до одного человека, что позволяет кораблю нести две глубинные бомбы по 60 кг. В своей новой роли Ка-1 патрулирует территориальные воды Японии. Результат нулевой. Автожиры не обнаружили ни одной подводной лодки, и в сводках подводных лодок США во время боя они не были отмечены.

Винтокрылая машина Каяба Ка-1


«Акицу Мару» использовался как военный транспорт, а с конца 1943 года участвовал в противовоздушной обороне конвоев, перевозивших войска на острова Тихого океана. 15 ноября 1944 года была потоплена подводная лодка «Куинфиш.
«Футосицумару» использовался в качестве военного транспорта для перевозки войск на острова Тихого океана. Он был потоплен подводной лодкой USS Hake к востоку от Тайваня 12 января 1944 года.

«Кумано Мару».
Кумано Мару. Верфь Инносима Хитачи. 15 августа 1944 г. - 28 января 1945 г. - 31 марта 1945 г. - снесен в 1948 году.
Водоизмещение стандартное — 8000 тонн, полное — 10500 тонн.
длина 152,7 м (дюйм/л). Ширина 21,5 м. Осадка 7 м.
Организация: 4 котла, 2 технических оборудования.
Мощность и скорость 10 000 л.с., 20 узлов.
Дальность плавания 6000 миль (17 узлов).
вооружение: 8х1 75-мм ЗО, 6х1 25-мм/60 Тип 96, 6х28 128-мм НУРС, 13 десантных катеров.
Авиационная группа состоит из 37 самолетов (Армейская авиация, Ки-76).

Этот армейский десантный корабль концептуально похож на «Акицу Мару», но имеет более совершенную конструкцию. Проект создавался в 1942 году на базе типового грузового транспортного корабля типа М с гладкой палубой и ангаром, вмещавшим вместо самолетов 13 больших десантных кораблей и различную военную технику. Для разгрузки последних на корме установили широкие двери и специальные аппарели.
кабина экипажа размером 110х21,5 м используется только для взлета. Эжектора нет, есть 3 тормоза для экстренной посадки. Самолет поднимается из ангара с помощью лифта или крана.
Корабль не принимал участия в боевых действиях. После войны переоборудовали в торговое судно, но в 1948 году сдали на металлолом.

Также имеются четыре японских эскортных танкера типа «Ямасиро Мару» (он и «Чигуса Мару») и «Симанэ Мару» (он и Отакияма Мару) Все они были переоборудованы из танкеров. В боевых действиях они не участвовали. Мы не будем говорить о гидроавианосцах, ни японских, ни американских.

Поэтому, когда Япония вступила в войну, у нее было 4 тяжелых самолета (Акаги, Кага, Сёкаку и Дзуйкаку), 2 средних самолета (Сорю и Хирю) и 7 легких самолетов (Хосё, Рюсэй), «Зихо» и «Сянфэн». «, «Дракон Феникс», «Дзуньо» и «Хиё»).
За время Второй мировой войны было построено или перестроено 2 тяжелых корабля (Тахо, Синано), 6 средних кораблей (типа Унрю, 2 в строю), 1 легкий корабль (достроен и в строю - не все), 5 кораблей. Были переоборудованы эскортный авианосец и два морских транспортных самолета. Ну и японская армия тоже "играла" с "авианосцами" (только в кавычках, их боевая эффективность не может даже сравниться с американскими или британскими кораблями сопровождения).

Общие результаты оказались неутешительными - все эти корабли практически не принесли реальной пользы японскому флоту (не считая конвойных операций), не потопили и серьезно не повредили ни один корабль, не нанесли существенного ущерба прибрежным сооружениям американского государства и его союзники. Конечно, причин для этого много, и количество и качество этих кораблей занимают среди них далеко не первое место, но стоит отметить, что, как и корабли ПВО и ПВО, японские авианосцы тоже не могут даже защитить сами - они То, что было потоплено, было либо палубным самолетом, либо подводной лодкой (о ПВО и ПВО японских эсминцев и эскортов здесь говорить не будем). Все известные нам сегодня громкие победы японского авианосного флота принадлежали именно довоенным авианосцам. А войска и деньги, затраченные на постройку этих кораблей, были «растрачены» с позором, в том числе и руками их американских «коллег»…

вот и все!

Получил это здесь

Военная техника Военная история Корабли Оружие и техника Длинная история Японии 8

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Авианосцы Японии. Часть шестая. Напрасные усилия. 3 часть.