Эсминцы Японии. Часть восьмая. Японское «Вундерваффе»

Последняя часть, без которой весь цикл статей был бы бессмыслен.

610-мм торпедный аппарат на эсминце «Сирануи». Справа — система быстрой загрузки торпед.

Поговорим об оружии, подарившем большую часть боевых побед и славы японским эсминцам и крейсерам, - 610-мм кислородной торпеде Тип 93.
Одним из японских «супероружий», удививших США и Великобританию вместе с истребителем «Зеро» (Тип 0) в войне на Тихом океане, стал «61-см торпедный модуль». 93" (официальное название японского военно-морского флота), позднее получил от историка Сэмюэля Моррисона прозвище, прочно укоренившееся в английской и мировой литературе - "Ланс" (средневековый термин, обозначающий тяжелое рыцарское копье для соревнований), до 4,5 метров в длину).

Хорошо видна носовая надстройка IJN Takao, корабельные четырехтрубные 610-мм ТА и торпеды Тип 93

История создания этого оружия, скорее всего, напоминает одну из шуток Эйнштейна: «Все с детства знают, что «что-то» невозможно. Но всегда находятся невежественные люди, которые этого не знают. Он сделал это открытие» история о цене недооценки врага и игнорирования разведданных, а также о высокомерии «белых людей».
Торпеды, как и самолеты, построены на основе двигателей. Самой распространенной корабельной торпедой во время Второй мировой войны была парогазовая (или мокрая грелка в английской терминологии). Упрощенно принцип работы их двигателя можно описать так: подача углеводородного топлива (керосина, спирта и т.п.), окислителя (по понятным причинам невозможно использовать атмосферный кислород) и рабочей жидкости (воды) в камеру сгорания/ газообразование. Образующийся водяной пар поступает в цилиндр паровой машины (или лопатки паровой турбины) вместе с продуктами сгорания и приводит в движение гребной винт. Главный недостаток — большая часть объема торпеды должна отводиться под окислитель — даже сильно сжатые газы гораздо менее плотны, чем жидкости.

Компоновка корабельных торпед моделей 21 дюйм (533 мм) Mark 15 (США, 1935 г.) и 61 см. 93 (Япония, 1935 г.):

1. Боевая часть. 2. Резервуар с окислителем. 3. Резервуар для пресной воды. 4. Топливный бак. 5. Технический отсек - камера сгорания/газогенератор, паровая турбина или двигатель, редуктор, приводной вал, системы управления и стабилизации. 6. Приводное устройство руля направления и руля глубины. 7. Пропеллер.
Чисто визуальное сравнение габаритов торпед (и соответствующей массы, включая боевую часть.

Использование кислорода в качестве окислителя более эффективно, чем воздуха, который на 78% состоит из азота, никак не участвует в процессе сгорания топлива и имеет собственный вес. Следовательно, автоматический переход на кислород позволяет существенно увеличить скорость и дальность, а также увеличить размеры боевой части при тех же габаритах и ​​массе. Кроме того, парогазовые двигатели теоретически могут работать на любом окислителе. Но это всего лишь теория – как известно, дьявол кроется в деталях. Сам по себе кислород не горит и не взрывается, но температура воспламенения многих других веществ (часто сопровождающаяся взрывами) в кислородной атмосфере быстро падает со всеми вытекающими последствиями. Возможно, вы слышали историю о том, как из кислородных баллонов попало масло в редукторы. Именно с такими проблемами столкнулись инженеры в США, Англии, Италии – словом, везде, где в начале 1920-х годов пытались экспериментировать с кислородом как окислителем.
Японцы также пробовали кислородные торпеды, но примерно в 1924 году, после серии взрывов и пожаров, это направление, как и другие страны, было признано безнадежным и закрытым. Эта история могла бы закончиться, если бы Императорский флот Японии не направил в 1927 году делегацию специалистов во главе с инженером-лейтенантом (впоследствии анти-адмиралом) Сидзуо Охянаги для ознакомления с новыми британскими торпедами и выбора, какую модель приобрести. Подробности того, что произошло дальше, неизвестны. По одной из версий, когда японцы посетили линкор «Нельсон», они заметили кислородное оборудование в торпедно-компрессорном отделении корабля, а может быть, до них просто дошли какие-то слухи. Тем не менее, в 1928 году в Японию был отправлен подробный отчет, в котором говорилось, что британцы тайно испытывали и планировали принять на вооружение 24-дюймовую (610-мм) кислородную торпеду.
Истина, как всегда, лежит где-то посередине. Британцы действительно разработали и приняли на вооружение 24,5-дюймовую (622-мм) торпеду Mark I, а также экспериментировали с кислородно-топливными двигателями (точнее, со сжатым воздухом, обогащенным кислородом), которые планировали использовать на 24,5-дюймовых и 21-дюймовых. (533-мм) Торпеда Mark VII Однако в результате отказались даже от богатого воздуха (да и сами вскоре отказались от парогазовых двигателей), только два линкора типа «Нельсон» были оснащены 24,5-дюймовыми торпедами. Провел единственную в истории эффективную торпедную атаку линкора против другого - знаменитый бой с Бисмарком 27 мая 1941 года. Предполагается, что одна из торпед линкора Родни все же поразила цель.
Но вернемся к японцам. Узнав, что британцы каким-то образом решили кислородную проблему, соответствующий японский проект обрел новую жизнь, и в конце того же 1928 года лаборатории Военно-морского арсенала Курэ начали кипит. Японцы теперь верили, по крайней мере, что проблема может быть решена в принципе; оставалось только найти решение – и они его нашли. Японские инженеры не пытались изобретать велосипед; они взяли стандартный парогазовый двигатель Уайтхеда и модифицировали его, чтобы безопасно использовать окислитель, изготовленный из чистого кислорода. Начинается упорная борьба с деталями «дьявола таится».
Конструкторы «Куре» переконфигурировали мотогондолу торпеды, исключив изгибы малого радиуса в линиях подачи окислителя, чтобы в этих изгибах не скапливались посторонние вещества. С этой же целью были разработаны методики полировки внутренних поверхностей труб, арматуры и редукторов. Поскольку большинство пожаров и взрывов происходит при запуске двигателя, для запуска системы добавлялся сжатый воздух, а затем его постепенно заменяли кислородом. Была разработана технология промывки, продувки и последующей герметизации линий окислителя перед заправкой кислородного бака.

Выглядит как «живой».

1. Мотогондола торпедного модуля диаметром 61 см. 93. Слева — баллон сжатого воздуха для безопасного запуска двигателя, справа — паровая машина. За многочисленными трубами виднеется камера сгорания/газогенератор. 2. Независимая камера сгорания/газогенератор, учебная секция. 3. Двухцилиндровая паровая машина Уайтхеда и трансмиссионный вал.

на первый взгляд все эти усовершенствования кажутся довольно небольшими и очевидными, но на самом деле на это ушло более четырех лет усилий и экспериментов – к 1930 году уже был доступен сжатый воздух, обогащенный 50% кислорода, и только в 1933 году появился первый Стабильный воздух. Рабочий прототип использует практически чистый кислород (98%). Последовали обширные испытания и доводки, а также разработка новых торпедных аппаратов вооружения (предыдущая модель японской 610-мм торпеды была на полметра короче и значительно легче, кроме того, увеличение скорости и дальности потребовало внесения изменений в конструкцию); система управления (в основном гироскоп) подверглась серьезным доработкам. Наконец, 28 ноября 1935 года на вооружение была принята новая торпеда под кодовым названием «кусан-сики гёрай» (модель торпеды 93).

Из таблицы хорошо видно, что новые японские торпеды (а также разработанные на их основе 533-мм «сестринские» торпеды Тип 95 для вооружения подводных лодок) по всем параметрам превосходят торпеды потенциальных противников в Тихоокеанской войне.

Два построенных тогда крейсера типа «Могами» стали первыми крейсерами, перевооружёнными новыми торпедами (по иронии судьбы, примерно в это же время американцы сняли торпеды с крейсеров типа «Пенсакола» и пусковых труб крейсеров типа «Нортгемптон», более поздние модели строились без использования торпед) С самого начала стратеги Военно-морского колледжа США пришли к выводу, что крейсерам торпеды не нужны) и новейшие эсминцы типа «Сиро». В дальнейшем этими торпедными аппаратами оснащались все новые или современные надводные корабли, оснащенные 610-мм торпедными аппаратами, хотя на некоторых старых эсминцах процесс перевооружения затянулся почти до конца войны, в результате чего многие корабли его так и не увидели; все на этот раз перевооружились.
Императорский флот Японии, традиционно уделявший большое внимание торпедному оружию, сразу оценил новые возможности, имеющиеся в их распоряжении. Если раньше торпеды считались специализированным оружием ближнего боя (особенно ночного), то теперь они могут эффективно применяться в эскадренных боях днем ​​и на предельной дальности орудий главного калибра тяжелых крейсеров, из которых на таких дистанциях происходит нет Люди могут атаковать торпедами. Еще одним важным преимуществом новых торпед является их скрытность: поскольку они не содержат азота, они практически не оставляют следов пены на поверхности.

Обратите внимание: Музей Aeroscopia - авиационная сокровищница. Часть 2.

Не говоря уже о мощной боеголовке, которая может гарантировать, что одно попадание выведет из строя, а то и потопит практически любой корабль. Все это повлекло за собой существенные изменения в тактике действий торпедных войск.

Во время Второй мировой войны торпеда Тип 93 экспонировалась в штабе ВМС США в Вашингтоне.

поскольку японская военно-морская доктрина была построена вокруг «решающего сражения», направленного на разгром линейного соединения американского флота, продвигавшегося к японским островам, по мере появления нового оружия первое, что нужно было сделать, — это пересмотреть «решающее сражение». «Дебют» — часть этой всеобщей войны. В новой версии первым ударом станет «энкери онмицу хаша» — «дальняя скрытая атака», то есть масштабная (120-200 торпед) только размер залпа, скрытность и скорость торпед, но и то, что противник просто не ожидал, что торпеды атакуют с такой запредельной дистанции и поэтому даже не успел совершить маневры уклонения, которые существенно увеличивая эффективность первого ошеломляющего удара, японские стратеги оптимистично ожидают, что его результативность составит около 10.
вершиной мрачного японского торпедного гения стал уникальный корабль, спроектированный специально для «энкёри онмицу хася», ничуть не меньше, чем торпедный крейсер. Осенью 1941 года два устаревших легких крейсера типа «Кума» лишились трех кормовых 140-мм орудий и взамен получили 10 счетверенных торпедных аппаратов — всего в бортовом залпе было выпущено 20 торпед, но ни одной из них кораблю не суждено спуститься на воду.
успех этого и других новых тактических замыслов во многом зависел от незнания противником возросших возможностей японских торпед, поэтому руководство Императорского флота приложило все усилия, чтобы сохранить в тайне качественный скачок в ТТХ своего нового оружия - главное - Да , речь идет об использовании кислорода в качестве окислителя - справедливо полагая, что, даже зная об этом факте, потенциальный противник сможет просчитать все остальное и разработать соответствующие меры противодействия. В технической документации, маркировке деталей, инструкциях по эксплуатации и т д под запретом было даже само слово «кислород» — теперь окислитель новых торпед упрощали до «не-печенье» — «Воздух № 2». Артиллерийская подготовка Имперского Флота была гораздо более масштабной, чем у других флотов, и неотъемлемым условием был поиск и сбор каждой выпущенной работоспособной торпеды – в основном в целях секретности. Если возникнут малейшие сомнения в выполнении этого условия (например, из-за ухудшения погоды), съемка будет отменена. Словом, японцы очень серьезно относятся к этой проблеме, и, к счастью, у них уже есть большой опыт – например, им на протяжении десятилетий удавалось даже скрывать калибр основных корабельных торпед.
Сразу после окончания Первой мировой войны Япония приступила к разработке первой партии 610-мм торпед (возможно, по образцу немецкой 60-см «суперторпеды» H8) и приняла их на вооружение в 1920 году. Первоначально предназначавшиеся для использования в составе новых линкоров и линейных крейсеров, построенных по плану 8-8-го флота, строительство этих кораблей вскоре было прекращено по условиям Вашингтонского военно-морского договора 1922 года. Однако, если судить по новому "торпедному модулю 61 см". 8-дюймовой — самой мощной в мире на тот момент — никто не смог отказаться, и в 1923 году лёгкий крейсер «Нагара», оснащённый 610-мм торпедным аппаратом, был принят в состав Императорского флота Японии. С этого времени все последующие японские крейсеры также оснащались 610-мм торпедами, а с момента вступления в строй в 1926 году головных кораблей класса «Муцуки» все последующие эсминцы также оснащались 610-мм торпедами. В 1933 году эти торпеды начали заменять новыми моделями – моделью 61 см. 90", но через два года появились образцы кислорода. 93, предыдущая модель осталась только на кораблях, не прошедших модернизацию.
Так, к началу Тихоокеанской войны 18 тяжелых, 20 легких крейсеров и более 80 эсминцев Имперского флота были оснащены 610-мм торпедами различных типов. Однако если мы просмотрим британский справочник «Линкор Джейн», опубликованный в 1942 году, или секретное «Руководство по идентификации», изданное Управлением военно-морской разведки США в том же году, мы с удивлением обнаружим, что американцы, будь то британцы, или американские, Даже к концу первого года войны они понятия не имели, с чем столкнулись - в двух справочниках калибром торпед всех японских крейсеров и эсминцев значился 21 дюйм (533 мм), и несмотря на тот факт, что они много раз сталкивались с ними в бою. Это может показаться невероятным, но факт остается фактом: уже более двух десятилетий ни одна разведывательная служба в мире не смогла (или просто не увидела необходимости) достоверно определить калибр хотя бы основных торпед Японии. Что мы можем сказать о новом секрете кислорода? Однако нельзя сказать, что союзники не получали никакой информации на эту тему.

Страница из "Линкоров Джейн" Информация о перевооружении этих крейсеров (1939-1940 годы, еще до войны на Тихом океане) В 1942 году "Джейн" еще не имела на борту орудий (!).

Весной 1940 года один из немногих местных информаторов военно-морского атташе США в Японии, капитан 2-го ранга Генри Смит-Хаттон, китайско-японский студент-медик, по идеологическим причинам сообщил американцам, что предлагает помощь (во время зверств японцев в Китае). - Сообщает ему, что стал членом Клуба Патриотов, чтобы иметь возможность участвовать в экскурсиях по военным объектам, и вскоре планирует посетить эсминец Имперского Флота. Смит-Хаттон не мог упустить возможность проверить слухи о калибре японских торпед, поэтому первым делом он пригласил своего информатора на прогулку в парк, где вместо любования цветущей сакурой обучал его определять диаметр «на глазок»», в качестве примера возьмем ствол дерева.
Полученная информация превзошла все ожидания – студент-медик не только уверенно подтвердил, что калибр японских торпед был ближе к 25 дюймам (635 мм), чем к 20 дюймам (508 мм), но, среди прочего, даже подтвердил. Командир с гордостью представил самые совершенные в мире японские торпеды для офицера. Эти торпеды питаются не сжатым воздухом, а чистым кислородом. 22 апреля 1940 года ценная информация достигла Управления военно-морской разведки (ONI) в Вашингтоне. Но, как и в случае с истребителем «Зеро», американские специалисты просто не верили, что «отсталые азиаты» смогут добиться того, что находится за пределами возможностей конструкторов «цивилизованных стран». Сообщения о японских кислородных торпедах увеличенного калибра были оценены как ненадежные, отложены и быстро забыты.
В первом морском сражении Тихоокеанской войны, начавшемся полтора года спустя, новая торпеда Японии оправдала ожидания, хотя и несколько отличалась от довоенных планов. По понятным причинам линейные силы двух флотов никогда не вступали в грандиозный «тотальный бой», а настоящие торпедные и артиллерийские бои в первый год войны велись между сравнительно небольшими соединениями крейсеров и эсминцев (в редких случаях , два линкора, усиленные крейсерами и эсминцами), полностью решал локальную задачу по обеспечению десанта или противодесантной операции. Поэтому существует множество типов торпед. 93 оказались во многом невостребованными — торпедные атаки на больших дальностях (10 миль и более) были крайне редки, а торпедные атаки на таких дальностях обычно носили спорадический характер. Однако высокая скорость, точность, скрытность, мощная боеголовка и надежный взрыватель японской кислородной торпеды сделали ее козырной картой Имперского флота даже на коротких дистанциях. Не менее важным козырем была прекрасная подготовка и отточенная тактика японских торпедоносцев (торпедные залпы в составе войск/соединений, ночные торпедные атаки и т.п).
Это была одна из первых жертв модели торпеды. 93 были обнаружены во время оккупации Голландской Ост-Индии. В четырех боях с 20 февраля по 1 марта 1942 года они потопили два тяжелых крейсера (USS Houston, USS Exeter) и три легких крейсера (USS Druitt, USS Java), а также два эсминца (USS Peter Hein, USS). Кортенар из состава флота ABDA) и два собственных транспорта. Но основные успехи «Японское чудо» были потоплены и повреждены вражеские корабли во время битвы за Гуадалканал, которая развернулась шесть месяцев спустя. В нескольких боях с 8 августа по 30 ноября 1942 года японские корабельные торпеды (или одновременные артиллерийские и торпедные попадания) потопили четыре тяжелых корабля («Канберра», «Куинси», «Винсеннес», «Нортгемптон») и легкий крейсер («Нортгемптон»). «Атланта»), плюс пять эсминцев («Блю», «Паттон», «Лаффи», «Уокер», «Бенхэм»). Кроме того, имелось пять тяжелых крейсеров (USS Chicago, USS Portland USS Minneapolis, USS New Orleans), USS Pensacola) и легкий крейсер (USS Juneau, тоже вскоре торпедированный, но уже с подводной лодки).

Осенью 1942 года во время битвы за Гудалканал был торпедирован авианосец USS CA-32 New Orleans.

Этот список потерь выглядит еще более впечатляющим, поскольку эсминцы и легкие крейсера союзников, также широко применявшие торпеды в этих боях, поразили всего три японских корабля: линкор «Хиеи» (предположительно), тяжелый корабль. Крейсер Фурутака и эсминец Юта. Даже попытка потопить собственный сильно поврежденный авианосец «Хорнет» закончилась полным провалом — только три из 16 21-дюймовых (533-мм) торпед Mark 15, выпущенных эсминцами США вблизи полигона, попали в корабль «Обреченных авианосцев»: остальные были либо слишком глубоко под килем, либо взрыватели не сработали (обычное дело для американских торпед с конструктивными недостатками, но об этом ниже). Все еще находившийся на плаву корабль был уничтожен той же торпедой. Прибыло 93 японских эсминца.

Основная причина таких катастрофических результатов заключалась в том, что именно в это время в кабинетах руководителей ВМС США набирало обороты то, что стало известно как «Великий торпедный скандал». Если корабельная торпеда Mark 15 применяется в сравнительно редких боях надводных кораблей, то часто применяется меньшая по размеру (но с тем же двигателем, системой управления и взрывателем) версия Mark 14, стоящая на вооружении американских подводных лодок. Таким образом, к лету 1942 года статистика вполне убедительно доказала, что с американскими торпедами что-то не так. Хотя производители торпед пытались убедить командование флота в том, что виноваты собственные ошибки подводников, серия испытаний, проведенных летом и осенью 1942 года, выявила весьма неприятные истины.

Сначала выяснилось, что эти торпеды в большинстве случаев уходят на три метра и более глубже заданной глубины. Оказалось, что датчик давления, отвечающий за поддержание необходимой глубины, неправильно учитывал гидродинамическое давление, создаваемое движением торпеды. Следующей проблемой стал магнитный взрыватель, который теоретически сильно повышал эффективность торпеды – ее боевая часть должна была взорваться не на торпедозащищенном борту корабля, а под килем. Однако оказывается, что эти взрыватели хорошо работают на широтах Ньюпорта, США, где они были разработаны, а не на широтах ближе к экватору, где силовые линии магнитного поля Земли наклонены под разными углами.

В результате от магнитных взрывателей просто отказались, и только к концу 1943 года проблемы глубинных и контактных взрывателей были более или менее решены. В течение двух лет войны экипажи американских эсминцев и подводных лодок были вынуждены рисковать, а зачастую и жертвовать своей жизнью, имея минимальные шансы нанести противнику урон основным оружием.

В то же время 20 апреля 1943 года в отчете Управления военно-морской разведки США № 44-43 впервые упоминается, что, судя по материалам допросов пленных японских моряков, крейсеры и эсминцы Императорского флота были оснащены Торпеды калибра 24 дюйма, но информации о реальных возможностях этих торпед у американцев до сих пор нет. Прошло почти ровно три года с тех пор, как было получено первое сообщение от военно-морского атташе Генри Смит-Хаттона…

PS Справедливости ради стоит отметить, что длинноствольное оружие «помогало» и тем, на кого оно было нацелено. Считается, что они несут ответственность за потерю половины японских крейсеров и неизвестного количества эсминцев из-за взрывов кислородных баллонов и взрывов боеголовок во время авианосных боев. Поэтому в этом контексте решение адмиралов ВМС США снять ТА с крейсеров (при наличии большого количества эсминцев сопровождения) не кажется таким уж необоснованным.

Взял здесь

военная техника военная история корабль эсминец вооружение длинный столб Япония 2

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Эсминцы Японии. Часть восьмая. Японское «Вундерваффе».