Работы по разработке импортозамещающей версии Суперджета с двигателем ПД-8 и бортовыми системами отечественного производства начались в 2018 году, но серьезно активизировались после введения западных санкций. На территории производственного центра ПАО «Яковлев» в Комсомольске-на-Амуре заложили два опытных летных образца самолета и планер для ресурсных и статических испытаний.
Первым серийным самолетом стал рабочий прототип (97002), который в конце июля 2022 года был отправлен в Жуковский для испытаний в ЦАГИ. Сборка летного образца с серийным номером 97001 началась в августе того же года, за ним последовала вторая модель 97003 в ноябре и планер для сертификационных статических испытаний в СибНИА в декабре.
В конце августа 2023 года первый прототип SJ-100 (б/н 97021), частично замененный на зарубежные детали, совершил первый полет в Комсомольске-на-Амуре. Для ускорения программы испытаний были установлены французские и российские двигатели SaM146. Для проведения доиспытаний нового двигателя ПД-8 был подключен еще один опытный самолет (оснащенный 97012), подготовленный на базе серийного SSJ100 з/н 95157. В рамках этого впервые был запущен двигатель ПД-8. Самолет планируется ввести в эксплуатацию в начале октября 2023 года.
Вся страна участвует в разработке последней версии Суперджета в рамках промышленной кооперации. Двигатель ПД-8 производят в Рыбинске, блок рычагов управления двигателем — в Курске, топливную систему — в Санкт-Петербурге, шины — в Ярославле, тормоза — в Балашихе, систему питания — в Уфе, систему водоснабжения — в Дубне. RU. Светотехническое оборудование - Ульяновск, авиационное светостекло - Обнинск, кабинное стекло - Смоленск, интерьер кабины - Казань, тепло- и звукоизоляция - Тула и Амур, где окончательная сборка будет проходить в Комсомольске-на-На.
Нижегородское научно-производственное предприятие «Полиет» поставляет оборудование связи, такое как комплект антенн связи ближнего действия АМЗ-МВ, комплект устройств внутренней связи и сигнализации. НПП «Полет» также разработало программное обеспечение для передачи данных в сетях гражданской авиации для SJ-100. По заказу НПП "Полет" пензенское предприятие "НИИЭМП" разработало электронные компоненты для бортовой аппаратуры радиосвязи самолетов "Суперджет" и МС-21. Технические параметры нового вакуумного высокочастотного выключателя позволяют заменить продукцию американских производителей Jennings Technology и Kilovac.
Авионика самолета разработана и изготовлена Ульяновским конструкторским бюро приборостроения (УКБП) КРЭТ. Здесь освоен весь цикл производства авионики: от проектирования до сервисного обслуживания. Раньше UKBP производил только одну установку для Superjet (SSJ100), но сейчас производит полную линейку авионики для SJ-100. Инженеры UKBP ставят удобство пилота на первое место. Например, отечественные экраны в кабине стали крупнее с учетом многолетнего опыта эксплуатации и предложений авиакомпаний.
Обозначения на панели на английском языке. UKBP объяснил это тем, что пилоты дальнемагистральных авиалайнеров и национальные диспетчеры говорят на одном языке: английском. Анализ авиационных происшествий показывает, что использование одного рабочего языка существенно повышает эффективность общения в критических ситуациях и снижает вероятность происшествий.
Обратите внимание: Музей Aeroscopia - авиационная сокровищница. Часть 2.
Кроме того, ПАО «Яковлев» не теряет надежды на то, что «Суперджет» рано или поздно выйдет на международный рынок. Потому что он отвечает всем требованиям, а английская кабина позволит эксплуатировать самолет без дополнительных доработок.самолет импортозамещающего типа имел увеличенный с 27 м 80 см размах крыла до 29 м 70 см за счет установки винглетов саблевидной формы, или киберлетов. На SSJ100 такие аэродинамические законцовки устанавливались в качестве опции по желанию заказчика, но сейчас эти аэродинамические законцовки становятся стандартным оборудованием. Cyber Bullet предназначена для уменьшения индуцированного сопротивления крыла, увеличения удлинения и повышения топливной эффективности самолета.
Новые возможности SSJ-Cyberlet
Первоначально базовая версия SSJ100 имела удлинение крыла (AUC) 10. Это очень высокий показатель аэродинамического совершенства, причем в 2000-е годы конструкторы ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» добились этого без использования законцовок крыла. Для сравнения, у B787 AUC составляет 10,03, а у A320CEO — 9,48, несмотря на то, что эти высокотехнологичные авиалайнеры не производятся без аэродинамических законцовок крыла. Это обязательный элемент конструкции. Благодаря Cyberette удлинение крыла SJ-100 приближается к 11, что увеличивает топливную эффективность на 4.
"В первых самолетах ничего подобного не было. Это законцовка родилась в результате работ по совершенствованию конструкции исходного самолета", - заявил в программе "Военная приемка" телеканала "Звезда" Владимир Лавров главный дизайнер программы».
Киберетта самолета SJ-100 изготовлена из композиционных материалов. Обтекатель, поверхности управления и створки шасси теперь также выполнены из композитных материалов. При этом крылья остались металлическими, как и в оригинальной модели, и такое решение, по мнению конструкторов, оказалось наиболее подходящим.
«Использование композиционных материалов — достаточно сложный процесс с точки зрения максимальной эффективности и максимальной осуществимости. Размеры нашего самолета таковы, что лучше всего использовать традиционные конструкции крыла», — пояснил Владимир Лавров.
Кроме того, на новом самолете заменена механизированная система привода крыла зарубежного производства на аналог российского производства, разработанный специалистами Московского института электромеханической автоматики (ПАО «МИЭА»).
Компании Tecnodinamica Holdings играют важную роль в программах импортозамещения. Уфимское агрегатное производственное предприятие (УАПО) построило систему электроснабжения, состоящую из подсистем производства и распределения энергии. Уфимская АЭС «Молния» - система контроля вибрации двигателя, компьютер встроенной системы кондиционирования и предупреждения обледенения противообледенительной системы Superjet. Компания Tecnodinamica разработала и изготовила шасси SJ-100, системы водоснабжения и утилизации отходов.
Всего на обновленном самолете было заменено около 97% зарубежных деталей, включая двигатель SaM146. Новый российский ПД-8 уже установлен на двух опытных самолетах. Первым самолетом стал самолет 97012 (серийный номер 95157), на котором были частично заменены импортные детали, а третьим опытным самолетом был серийный номер 97003, который был практически полностью заменен.
Три прототипа SJ-100 примут участие в сертификационных испытаниях в течение следующих двух лет:
-
борт 97021 (серийный номер 97001) — двигатель SaM146, частично импортное оборудование заменено на российское. Первый полет состоялся 29 августа 2023 года;
-
борт 97012 (серийный номер 95157) – двигатель ПД-8, частичная замена импортных комплектующих, проводятся наземные испытания силовой установки;
-
Борт с заводским номером 97003 – двигатель ПД-8, практически полная замена импортных комплектующих.
Андрей Беличко
Сайт «Российские авиалинии»
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: SJ-100 – «Суперджет» импортозамещённый. Часть 2.