SJ-100: Разработка и испытания полностью российского «Суперджета»

Начало программы и создание опытных образцов

Программа по созданию импортозамещенной версии самолета «Суперджет» с отечественным двигателем ПД-8 и бортовыми системами стартовала в 2018 году, однако получила мощный импульс для развития после введения западных санкций. В производственном центре ПАО «Яковлев» в Комсомольске-на-Амуре были заложены два летных прототипа и один планер для проведения ресурсных и статических испытаний, что ознаменовало переход от проектирования к практической реализации.

Первым серийным образцом стал рабочий прототип с номером 97002, который в июле 2022 года отправили в Жуковский для испытаний в ЦАГИ. Вслед за ним, в августе, началась сборка летного образца 97001, а в ноябре — третьего прототипа 97003. В декабре того же года был изготовлен планер для сертификационных статических испытаний в СибНИА, что позволило вести работы по нескольким направлениям одновременно.

Первый полет и промышленная кооперация

Важной вехой стал первый полет прототипа SJ-100 с бортовым номером 97021, который состоялся в конце августа 2023 года в Комсомольске-на-Амуре. Для ускорения программы на этом самолете были временно установлены французско-российские двигатели SaM146. Параллельно, на другом опытном борте (97012) начались испытания нового российского двигателя ПД-8, который впервые был запущен в рамках этой программы. План ввода самолета в эксплуатацию был намечен на начало октября 2023 года.

Создание SJ-100 стало общенациональным проектом, объединившим предприятия из разных регионов России в рамках промышленной кооперации. Двигатель ПД-8 производится в Рыбинске, блок рычагов управления — в Курске, топливная система — в Санкт-Петербурге. Шины поставляет Ярославль, тормоза — Балашиха, систему питания — Уфа, а систему водоснабжения — Дубна. Светотехническое оборудование создается в Ульяновске, авиационное стекло — в Обнинске, кабинное стекло — в Смоленске, интерьер салона — в Казани, а тепло- и звукоизоляция — в Туле и Амурске. Финальная сборка осуществляется в Комсомольске-на-Амуре.

Ключевые системы и авионика

Нижегородское НПП «Полет» отвечает за оборудование связи, включая комплект антенн ближнего действия АМЗ-МВ и систему внутренней связи и сигнализации. Предприятие также разработало специализированное программное обеспечение для передачи данных в сетях гражданской авиации для SJ-100. По его заказу пензенское НИИЭМП создало электронные компоненты для бортовой аппаратуры радиосвязи, что позволило заменить продукцию американских компаний Jennings Technology и Kilovac.

Авионика самолета полностью разработана и производится Ульяновским конструкторским бюро приборостроения (УКБП) КРЭТ. Бюро освоило полный цикл — от проектирования до сервисного обслуживания. Если раньше УКБП выпускало лишь одну систему для SSJ100, то теперь оно производит всю линейку авионики для SJ-100. Инженеры уделили особое внимание эргономике, увеличив размеры отечественных дисплеев в кабине с учетом многолетнего опыта эксплуатации и пожеланий авиакомпаний.

Примечательно, что обозначения на панелях управления выполнены на английском языке. В УКБП объяснили это решение тем, что английский является универсальным языком общения для пилотов и диспетчеров по всему миру. Анализ авиационных происшествий показывает, что использование единого рабочего языка значительно повышает эффективность коммуникации в критических ситуациях и снижает риски.

Обратите внимание: Музей Aeroscopia - авиационная сокровищница. Часть 2.

Кроме того, ПАО «Яковлев» рассчитывает, что SJ-100 в перспективе сможет выйти на международный рынок. Соответствие всем требованиям и кабина с английской маркировкой позволят эксплуатировать самолет за рубежом без дополнительных доработок.

Аэродинамические улучшения и материалы

Импортозамещенная версия получила увеличенный размах крыла — с 27,8 метра до 29,7 метра — за счет установки саблевидных законцовок, так называемых «киберлетов». На оригинальном SSJ100 такие законцовки были опцией, но на SJ-100 они стали стандартным оборудованием. Их основная задача — снижение индуцированного сопротивления, увеличение удлинения крыла и, как следствие, повышение топливной эффективности лайнера.

Новые возможности SSJ с киберлетами

Базовая версия SSJ100 уже имела высокое аэродинамическое совершенство с удлинением крыла 10, что было достигнуто без законцовок. Для сравнения, у Boeing 787 этот показатель составляет 10.03, а у Airbus A320CEO — 9.48, притом что эти самолеты изначально проектируются с аэродинамическими законцовками. Благодаря киберлетам удлинение крыла SJ-100 приближается к 11, что дает прирост топливной эффективности примерно на 4%.

«В первых самолетах ничего подобного не было. Эта законцовка родилась в результате работ по совершенствованию конструкции исходного самолета», — отметил главный конструктор программы Владимир Лавров в программе «Военная приемка» на телеканале «Звезда».

Киберлеты для SJ-100 изготавливаются из композитных материалов. Из композитов также выполнены обтекатель, поверхности управления и створки шасси. При этом конструкторы сохранили металлическое крыло, как и в исходной модели, посчитав это решение наиболее оптимальным для самолета таких размеров.

«Использование композиционных материалов — достаточно сложный процесс с точки зрения максимальной эффективности и максимальной осуществимости. Размеры нашего самолета таковы, что лучше всего использовать традиционные конструкции крыла», — пояснил Владимир Лавров.

Кроме того, на новом самолете механизированная система привода крыла зарубежного производства была заменена на российский аналог, разработанный специалистами ПАО «МИЭА» (Московский институт электромеханической автоматики).

Роль холдинга «Технодинамика» и итоги импортозамещения

Холдинг «Технодинамика» сыграл ключевую роль в программе импортозамещения. Уфимское агрегатное производственное предприятие (УАПО) создало систему электроснабжения, уфимская «Молния» — систему контроля вибрации двигателя, компьютер системы кондиционирования и предупреждения обледенения. Предприятия холдинга также разработали и изготовили шасси, системы водоснабжения и утилизации отходов для SJ-100.

В общей сложности на обновленном самолете было заменено около 97% зарубежных компонентов, включая силовую установку. Российский двигатель ПД-8 уже установлен на двух опытных самолетах. Первым стал борт 97012 (на базе серийного SSJ100 №95157) с частичной заменой импортных деталей, а третьим прототипом — борт 97003, который был модернизирован практически полностью.

План сертификационных испытаний

В сертификационных испытаниях, которые продлятся около двух лет, примут участие три прототипа SJ-100:

  • Борт 97021 (серийный номер 97001) — оснащен двигателями SaM146, часть импортного оборудования заменена на российское. Совершил первый полет 29 августа 2023 года.

  • Борт 97012 (серийный номер 95157) — оснащен двигателями ПД-8, проведена частичная замена импортных комплектующих. На нем проводятся наземные испытания силовой установки.

  • Борт с заводским номером 97003 — оснащен двигателями ПД-8, проведена практически полная замена импортных комплектующих.

Андрей Беличко
Сайт «Российские авиалинии»

Авиация Гражданская авиация Самолет Сухой Супер Джет 100 Long Post 16

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: SJ-100 – «Суперджет» импортозамещённый. Часть 2.