27 сентября 1854 года американский лайнер «Арктик», принадлежавший компании Collins Line Company, и французское рыболовное судно «Веста» столкнулись в 50 милях от побережья Ньюфаундленда».
Северный полюс после столкновения с Вестой, художник Джеймс Э. Баттерсворт, 1854 г
Причиной столкновения стал густой туман. Ньюфаундленд считается одним из туманных островов мира, причем это атмосферное явление наблюдается в среднем 120 дней в году. В этих местах холодное Лабрадорское течение встречается с теплыми водами Гольфстрима, создавая идеальные условия для образования тумана. Видимость практически нулевая, и на слух полагаться нельзя. Звуки в тумане отчетливо слышны на расстоянии, но в то же время вблизи они практически неразличимы. Это не позволяет точно определить расстояние до других кораблей (если они подают какой-либо сигнал). Экипаж корабля, идущего сквозь туман, иногда осознавал опасность непосредственно перед столкновением.
"Арктический»
Колёсный пароход «Арктик» был спущен на воду 28 января 1850 года и стал одним из первых в Америке трансатлантических пассажирских и почтовых судов, построенных как противовес британской судоходной компании «Кунард Лайн». Это означало, что вместо этого компаниям Cunard Line выплачивались субсидии правительства США. Британцам. Кроме того, новые корабли стали проектировать так, чтобы их можно было в любой момент переоборудовать и вооружить. Новый пароход стоил 700 000 долларов, всего две паровые машины стоили 250 000 долларов, и был довольно большим: длина 87 метров, водоизмещение 2856 тонн и команда из 150 человек.
Недостатком этой конструкции было то, что корпус не был разделен водонепроницаемыми переборками. В противном случае у него были бы шансы пережить столкновение с «Вестой». Этот факт кажется довольно странным, учитывая, что правительство заказало корабли, которые можно было использовать во время войны.
"Арктический»
Арктика совершала успешные трансатлантические перелеты в качестве пассажирского самолета и почтового перевозчика, пока не была уничтожена.
Французская «Веста» представляла собой небольшое рыбацкое судно с винтовым движителем и экипажем в 50 человек. Этот корабль был спущен на воду за год до катастрофы.
Последнее плавание арктического парохода началось 20 сентября 1854 года, когда он вышел из порта Ливерпуля. Пассажиров было от 250 до 300, в том числе не менее 100 женщин и детей. На борту также находились Мэри Энн Вудрафф, жена владельца Collins Line Эдварда Найта Коллинза, и ее дети».
Утром 27 сентября пароход прибыл к Большой Ньюфаундлендской банке, песчаной косе у побережья Ньюфаундленда. Полдня «Арктика» шла на максимально возможной скорости без происшествий. Соблюдение графика считалось первостепенным. В те дни трансатлантические рейсы не оставляли места для выхода в море слишком осторожным судовладельцам, а деньги имели решающее значение..
В полдень наблюдатели заметили в густом тумане силуэт парохода, идущего на встречный курс со скоростью 10 узлов. Дежурный полицейский дал команду «правый руль» и приказал машине остановиться и дать полный ход, но это не спасло машину.
Обратите внимание: Советский средний премиум танк 8 уровня "Объект 274а" - коротко о самом главном!.
«Веста» влетела в туман и столкнулась с пароходом, ударившись бортом между носом и гребным колесом.На первый взгляд рыбацкая лодка получила еще большие повреждения – в носовой части оказалась большая пробоина. Джеймс Люк, капитан арктического корабля, решил, что рыбаков нужно спасать, и предложил им помощь. Когда он спускал лодку, чтобы снять команду с протаранившего его парохода, кто-то заметил, что в трюме поднимается вода.
Пробоины в корпусе «Арктики» были намного меньше, чем у «Весты», но на это повлияло отсутствие водонепроницаемых переборок. Пароход сразу начал тонуть, но рыбацкая лодка осталась на поверхности, хотя ее нос утонул в волнах.
Попытки заткнуть течь оказались тщетными, и капитан вывел судно на берег, но вода залила обоих кочегаров, и машина остановилась.
Лодок вместимостью 180-200 человек было всего 6, против 400 человек. В то время корабли считались по водоизмещению, а не по пассажирам. Впервые после затопления «Титаника» мощность спасательного оборудования была увеличена законом».
Началась паника, а о принципе «женщины и дети прежде всего» никто не вспомнил. Экипаж повел себя самым отвратительным образом, и в итоге выжили только 85 человек, большинство из которых - моряки. Ни одна женщина или ребенок не выжили. Погибли также жена и двое детей основателя Collins Line. Среди пассажиров был известный британский архитектор, археолог и путешественник Фредерик Катервуд, который также погиб.
Капитан попытался спасти пассажиров, но матросы, разъяренные страхом, захватили все корабли. Джеймс Рук оставался на борту корабля до конца, а после того, как корабль затонул, выжил чисто случайно, зацепившись за часть корпуса гребного колеса. Он плавал в воде два дня, прежде чем его вытащили. Только две из шести лодок достигли берега.
Представители общественности, узнавшие об обстоятельствах катастрофы, потребовали расследования, но никто не был наказан. Затем Джеймс Люк подал в отставку, и большая часть команды даже не вернулась в Соединенные Штаты. Хотя все оценили благородство капитана, во время катастрофы ему не удалось восстановить порядок на борту.
И хотя полузатонувшая «Веста» лишилась балласта, она смогла дойти до ближайшего порта и после ремонта плавала в море более 20 лет.
«Адриатическое море»
Линия Коллинза в конечном итоге обанкротилась. Через два года после катастрофы был спущен на воду Адриатический пароход. В то время это был самый большой пассажирский корабль в мире (и недешевый). Однако в том же году компания понесла еще один удар. Незадолго до начала операций в Адриатике затонул пароход «Пасифик» (тайна его гибели до сих пор до конца не разгадана). Во второй раз за два года линия Коллинза рухнула, отчасти из-за высокой стоимости всего одного рейса по Адриатике. Оставшиеся суда компании были проданы с аукциона в счет погашения долгов перед кредиторами.
Тихий океан
Катастрофа Кораблекрушение Длинный пост 4Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Последний рейс парохода «Арктик».