Место и время события: 25 мая 1984 года, 18:00. Аэропорт Жданов (ныне Мариуполь). Пассажирский самолет Ту-134Ш, принадлежавший ВВС СССР и использовавшийся для подготовки штурманов, готовился к вылету в Ворошиловград (современный Луганск).
Экипаж и пассажир
На борту находился экипаж из шести человек под командованием опытного летчика-инструктора 1-го класса В.А. Шуткина. Единственным пассажиром был 49-летний генерал-майор авиации Юрий Марченко, начальник Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов и почетный военный летчик СССР.
В 18:22 самолет взлетел и начал набор высоты, заняв эшелон 4200 метров.

Ту-134Ш ВВС СССР — учебная модификация для штурманов.
Роковое столкновение с грозой
Спустя десять минут полета, в 18:33, экипаж получил от диспетчеров предупреждение о двух мощных грозовых фронтах на курсе. Командир подтвердил получение информации. Вскоре авиалайнер, летевший со скоростью 500 км/ч, вошел в зону экстремальной турбулентности. Самолет начало сильно трясти, перегрузки достигли критических 3.6g. В течение 38 секунд лайнер потерял высоту, опустившись до 2750 метров, а его скорость возросла до 610 км/ч. Конструкция не выдержала колоссальных нагрузок, и самолет начал разрушаться прямо в воздухе.
После того как метка Ту-134Ш пропала с экранов радаров, диспетчеры безуспешно пытались выйти на связь с экипажем. Через двенадцать минут пилот другого, коммерческого, рейса сообщил, что видит горящие обломки на окраине Донецка.

Место падения самолета в Петровском районе Донецка. Все семь человек на борту погибли.
Первоначальная версия и новое расследование
Для расследования катастрофы была создана комиссия с участием специалистов ОКБ Туполева, включая главного конструктора Л.Л. Селякова.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Изначально причиной трагедии были названы сложные погодные условия. Анализ записей показал, что экипаж, получив предупреждение, отключил автопилот и вошел в грозовой фронт, где самолет попал в зону турбулентности, превысившей пределы прочности конструкции.Однако эта версия устроила не всех экспертов. Дальнейшее, более глубокое расследование привело к шокирующему выводу: истинной причиной стала техническая неисправность, корни которой уходили на пять лет назад.

Генерал-майор Юрий Марченко, 1983 год.
Роковая ошибка в монтаже
Выяснилось, что в 1979 году данный Ту-134Ш проходил плановое техническое обслуживание на Челябинском авиазаводе. Во время работ монтажник перепутал два провода — 1ЭЦ12 и 2ЭЦ12 — на клеммах контактора, отвечающего за подключение резервного преобразователя к основной шине электропитания.
Несколько лет эта ошибка никак не проявлялась. Роковым стало совпадение: при прохождении грозового фронта в мае 1984 года система автоматически задействовала резервный преобразователь. Из-за перепутанных проводов фаза переменного напряжения изменилась, что привело к реверсу — вращению в обратную сторону — роторов гироскопических приборов: авиагоризонта, указателя поворота и курса, а также гиродатчика демпфера рыскания.
Испытания на стенде полностью подтвердили эту теорию. Пилоты в тот момент видели на приборах ложную информацию, не соответствующую реальному пространственному положению самолета. Демпфер рыскания, который должен был гасить опасные колебания, из-за сбоя начал, наоборот, их усиливать. Самолет потерял путевую устойчивость и управляемость, что в условиях сильной турбулентности и привело к разрушению конструкции.
Экипаж и генерал Марченко были похоронены в братской могиле в Ворошиловграде (Луганске).
Telegram-канал: «Расследование авиационных происшествий» — https://t.me/rumayday/
[my]Авиация Самолет Полет Аэропорт Пилот СССР Донецк Мариуполь Инцидент Катастрофа Авиакатастрофа Длинный Столб
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Перепутали два провода, катастрофа Ту-134 в Донецке.