Трагедия в ночном небе: катастрофа Ту-154 под Хабаровском в 1995 году

Роковой рейс из Южно-Сахалинска

Вечером 6 декабря 1995 года экипаж Хабаровского авиаотряда готовился к выполнению рейса в Южно-Сахалинск и обратно. Самолет Ту-154Б, выпущенный 19 лет назад и прошедший несколько капитальных ремонтов, был технически исправен и допущен к полетам. Из-за сложных погодных условий в пункте назначения вылет задержался на несколько часов. Лишь глубокой ночью, в 23:30, лайнер наконец поднялся в воздух. Рейс прошел штатно, но с большим опозданием.

В Южно-Сахалинске самолет быстро обслужили, и на борт поднялись 90 пассажиров. Командиром экипажа оставался опытный пилот Виктор Сумороков. В 02:43 7 декабря Ту-154 вылетел обратно в Хабаровск. Управление на этапе набора высоты было поручено второму пилоту.

Та самая доска

Нарастающая проблема и роковое решение

Еще во время набора высоты экипаж заметил, что самолет постоянно тянет влево. Этот дефект был известен — он появился после одного из ремонтов, проведенных с нарушениями. Пилоты вручную парировали крен, отклоняя штурвал. На высоте 4000 метров был включен автопилот, который, по идее, должен был стабилизировать полет. Однако крен не только не исчез, но и начал медленно увеличиваться.

Тогда командир принял спорное решение. Вспомнив опыт предыдущих экипажей, он приказал перекачать часть топлива из левых баков в правые, чтобы изменить баланс самолета. Руководство по эксплуатации Ту-154 прямо не запрещало такую процедуру. Насосы были включены, и самолет продолжил полет.

Путь к катастрофе

Спустя 10 минут после взлета, на крейсерской высоте 10600 метров, левый крен прекратился. Но насосы продолжали работать, создавая теперь уже правый крен. Из-за неисправных указателей уровня топлива экипаж не мог точно контролировать процесс. Включенный автопилот, который должен был компенсировать крен, не справлялся со своей задачей из-за некачественной регулировки механизмов крыла после ремонта.

В 03:00 экипаж вышел на связь с диспетчером Советской Гавани, сообщил о прохождении контрольной точки и запросил переход в зону Хабаровска. Это было последнее сообщение с борта. Все это время самолет, управляемый неисправным автопилотом, медленно, но неуклонно увеличивал правый крен.

Советская Гавань на карте

Осознание трагедии и последняя борьба

Пока пилоты занимались рутинной подготовкой к посадке, крен достиг 30 градусов, о чем сигнализировала лампа на приборной панели. Звуковой сигнал, который должен был привлечь внимание, отсутствовал. Экипаж заметил неладное, лишь когда самолет накренился уже на 45 градусов.

В кабине началась суматоха. Командир приказал отключить автопилот и выровнять крен. Но было уже слишком поздно. Угол крена достиг 70 градусов. Пилоты до упора взяли штурвалы на себя, но самолет, потерявший управление из-за критического нарушения центровки, не реагировал. Лайнер вошел в крутую нисходящую спираль.

Запись переговоров в кабине сохранила последние, полные ужаса слова экипажа: «Мы падаем! Мы падаем! Высота-а-а-а!!!». Всего за 57 секунд Ту-154, несясь со скоростью свыше 1000 км/ч в перевернутом положении, врезался в заснеженный склон горы Бо-Джауса. Все 98 человек на борту — 8 членов экипажа и 90 пассажиров — погибли мгновенно.

Место крушения самолета на склоне горы Бо-Джауса

Поиски, расследование и выводы

Поисковая операция была крайне сложной из-за отсутствия точных координат и суровых зимних условий. Обломки были обнаружены лишь 18 декабря вертолетчиками, заметившими свежий оползень на склоне. На месте катастрофы спасатели обнаружили огромную воронку, усеянную мельчайшими обломками.

На месте аварии

Обломки разбившегося самолета

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) установила, что непосредственной причиной катастрофы стал переход самолета в неконтролируемое пикирование из-за несимметричной загрузки топливных баков. Фатальной ошибкой экипажа признали ручную перекачку топлива в полете.

Однако коренной причиной трагедии стал некачественный ремонт самолета. Плохо отрегулированные элероны-перехватчики сделали автопилот неэффективным в борьбе с креном. Дополнительными факторами стали неисправные указатели топлива и отсутствие дублирующей звуковой сигнализации о критическом крене. Экипаж слишком поздно осознал масштаб проблемы.

Расследование показало, что практика перекачки топлива для выравнивания самолета была распространена среди экипажей Ту-154 и считалась допустимой. Но в данном случае она наложилась на серьезные конструктивные недостатки, возникшие после ремонта.

Личные вещи погибших пассажиров

Трагедия под Хабаровском стала одной из самых страшных в истории российской гражданской авиации 1990-х годов. Она высветила системные проблемы с качеством ремонта и технического обслуживания авиатехники в тот сложный период. Весной 1996 года на месте катастрофы был установлен памятный обелиск.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал. Ваши реакции вдохновляют нас на написание новых статей. Заранее спасибо от всей команды!

«Расследование авиакатастроф» в Telegram

https://t.me/rumayday/

[мин]АвиацияСамолетИнцидентАэропортРейсТу-154Гражданская авиацияПилотКатастрофаАвиакатастрофаОшибкаДлинный постОтрицательный 64

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Падаем! Падаем! Высота-а-а-а!!! Всё..." Ужасная катастрофа Ту-154 под Хабаровском.