Подготовка к десанту и фатальная разведка
Осенью 1943 года, готовясь к масштабной Керченско-Эльтигенской десантной операции, командование Черноморского флота стремилось ослабить оборону противника в Крыму. С этой целью было решено провести рейд по морским коммуникациям врага у южного побережья полуострова. Однако операция с самого начала была построена на ошибочных данных: разведка доложила о наличии в Крыму всего 40 немецких самолётов, в то время как их реальное количество было вдвое больше.
Состав отряда и начало операции
Для выполнения задачи был сформирован отряд в составе лидера эскадренных миноносцев «Харьков» и двух эсминцев — «Беспощадный» и «Способный». Их целью был обстрел портов Ялты и Феодосии на рассвете 6 октября 1943 года. Корабли вышли из Туапсе вечером 5 октября.


Эсминец «Беспощадный» 1943 г., тактический номер 17, водоизмещение: 2402 тонны, экипаж: 236 человек
План предусматривал прикрытие с воздуха: шесть истребителей «Киттихаук» и двенадцать ЛаГГ-3 должны были защитить корабли от авиации противника, а бомбардировщики — подавить береговые батареи в случае их активности.
Незаметное для экипажа обнаружение
Около двух часов ночи 6 октября советские моряки заметили немецкий самолёт-разведчик, решив, что именно он их обнаружил. На самом деле, как показывают немецкие документы, выход отряда из Туапсе был зафиксирован радиопеленгационной станцией в Евпатории ещё вечером 5 октября. Противник был предупреждён и подготовлен к встрече.


Лидер «Харьков». Водоизмещение: 2597 тонн, длина 127 метров, ширина 12 метров, осадка 4 метра. Скорость: 43 узла. Дальность плавания: 1800 миль. Силовая установка: 66 000 л.с. Экипаж: 243 человека
Несмотря на то, что немецкие самолёты сбрасывали сигнальные ракеты на пути следования эсминцев, полное осознание того, что их миссия раскрыта, пришло к советским морякам лишь около 5:30 утра.
Бой у берегов и роковые решения
«Харьков» начал обстрел Ялты, выпустив по немецким данным 144 снаряда. «Беспощадный» и «Способный», столкнувшись с немецкими миноносцами и огнём береговой артиллерии у Феодосии, не выполнили свою задачу и начали отход на соединение с лидером.
После соединения отряда в 7 утра над кораблями появились три советских истребителя. Вскоре был сбит немецкий разведчик, и два его лётчика спрыгнули с парашютом. Командир группы принял решение взять их в плен. На спуск шлюпки и подъём пилотов на борт «Способного» ушло около 30 минут. Эта задержка, как показали дальнейшие события, стала роковой.




Истребитель Киттихаук
Около 9 утра началась первая массированная атака немецкой авиации. Восемь бомбардировщиков Ju-87 под прикрытием истребителей Bf-109G нанесли удар. «Харьков» получил три прямых попадания и потерял ход. Вместо того чтобы, следуя приказу командующего флотом, затопить повреждённый корабль и организовать быстрый отход остальных, командир группы приказал «Способному» взять лидера на буксир. Это решение привело к катастрофе: скорость отряда упала до 6 узлов, лишив его главного преимущества — манёвренности.



Bf-109G (Мессершмитт)
Гибель кораблей
Немецкая авиация, имея возможность беспрепятственно возвращаться на аэродромы для дозаправки, наносила удары волнами. В полдень 14 бомбардировщиков атаковали отряд. «Беспощадный» получил тяжёлые повреждения и лишился хода. «Способный», пытаясь спасти оба корабля, начал их буксировать, что сделало всю группу идеальной мишенью.

Эсминец «Способный». Общая длина 112,5м, ширина 10,2м, скорость 36 узлов. Экипаж: 271 человек
В 14:00 началась третья атака. «Беспощадный» затонул в 14:25. «Харьков», получив новые попадания, начал тонуть с дифферентом на нос и креном на правый борт. Лидер эсминцев скрылся под водой в 15:37, при этом, по свидетельствам, с него был слышен последний выстрел по вражескому самолёту.




Пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju-87D
«Способный», оставшийся в одиночестве, два часа вёл спасательную операцию, подбирая моряков с воды. Однако в 18:00 началась финальная атака 25 немецких бомбардировщиков. Героическое сопротивление экипажа было сломлено. Эсминец, получив множество пробоин, затонул около 18:30. На поверхности моря остались крики раненых и обломки.
Итоги трагедии и её последствия
Потери были катастрофическими. Из 793 человек, находившихся на трёх кораблях, погибло 733, включая 36 офицеров. Были спасены лишь 123 человека в первую ночь, 66 — на следующее утро и ещё трое — на третий день.
Жители крымских городов до вечера слышали гул боя и взрывы в море. Через несколько дней волны начали выносить на берег в районе Артека тела погибших моряков. Местные жители тайно похоронили одного из них на пустынном берегу. Теперь на этом месте в Морском лагере «Артека» стоит памятник «Неизвестному матросу».



Памятник «Неизвестному матросу» в Международном детском центре «Артек»
Гибель трёх современных кораблей в один день стала тяжелейшим ударом для Черноморского флота. Из довоенного состава эсминцев в строю остались лишь единицы. 11 октября 1943 года Ставка Верховного Главнокомандования запретила крупным кораблям выходить в море без специального разрешения. До конца войны крупные надводные корабли Черноморского флота практически не участвовали в активных операциях, уступив эту роль авиации и малым судам.
Эта трагедия стала следствием целого ряда факторов: ошибочных данных разведки, технического превосходства противника в воздухе (особенно в радиолокации и качестве истребителей), отсутствия эффективного зенитного вооружения на советских кораблях и, наконец, ряда фатальных тактических решений, принятых в ходе боя.
Примечания и технические детали
[1] Лидер эскадренных миноносцев — крупный, быстроходный эсминец, предназначенный для управления соединением миноносцев. Отличался высокой скоростью (свыше 40 узлов) и мощным вооружением.
[2] Эскадренный миноносец (эсминец) — многоцелевой боевой корабль, основными задачами которого были борьба с подводными лодками, авиацией и надводными кораблями противника, а также охрана соединений.
[4] Радар — радиолокационная станция. Немецкие корабли были оснащены РЛС обнаружения воздушных целей, в то время как на советских кораблях Черноморского флота такое оборудование практически отсутствовало, что делало их крайне уязвимыми для авиации.
[5] Узел — единица скорости, равная одной морской миле в час (примерно 1,852 км/ч). 6 узлов ≈ 11 км/ч.
[6] Крен — наклон судна набок.
[7] Воронка — водоворот, образующийся при быстром погружении крупного объекта, способный затянуть находящихся рядом людей на глубину.
Отрывок из двухтомного документального военно-исторического романа «Лебедь в полёте».
Том 1 – «Другая война»
Том 2 – «Пропавшие мертвецы»
Нажмите здесь, чтобы просмотреть краткое описание романа
Если он вам понравится, мы отправим его всем жителям, которым интересен этот ресурс
Напишите, пожалуйста, мне в личное сообщение с позывным «Сила Пикабу» (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.). Пожалуйста, сообщите мне свой адрес электронной почты. Отправьте (профессионально созданные электронные книги в трёх самых популярных форматах fb2\epub\pdf). Два тома сейчас продаются, и, даст Бог, третий том находится в работе.
Доступны 2 печатных издания в твердом переплете
Предыдущие мои публикации на Пикабу:
Ликвидация белорусского гауляйтера
Как Левитан говорил по Берлинскому радио во время войны - уже 5000 с лишним
Послевоенная история – Грозный лейтенант – Уже 2500 с лишним
Siege Story – Babydoll – уже 5250 плюс
История Франчески – Не все в Освенциме погибли без боя – уже более 4000 человек
1 человек на танковую дивизию - и 1 боец на том поле, скроенный по-русски - уже 3500 с лишним
Венгрия. Одно из удивительных происшествий Великой Отечественной войны
Судьба немецкого врача из концлагеря – частично нечеловека, частично нового гражданина – уже 2200 с лишним
Единственной женщине из морской пехоты - товарищу старшине - уже 1600 с лишним
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Последний бой кораблей Черноморского Флота в Великой Отечественной войне.