Астрономия, как и все другие области человеческой деятельности, имеет свою «Книгу рекордов». В нем регулярно обновляются обладатели достижений по размеру, возрасту, скорости и другим параметрам. Были и в прошлом году. Попробуем закрепить их в памяти, пока на смену им не придут более достойные претенденты.

Самая старая планетарная туманность — IPHASX J055226.2+323724

рассеянное звездное скопление M37

Этот объект был обнаружен внутри рассеянного звездного скопления M37. Несмотря на свое название, этот тип туманностей не имеет ничего общего с планетами. На самом деле это большие облака газа, оставшиеся после смерти такой звезды, как наше Солнце. Ошибка возникла из-за того, что при просмотре в слабый телескоп они, как и планеты, выглядят размытыми пятнами.

Планетарная туманность NGC 3918 в любительский телескоп. Фото: Серхио Эгульвар

Когда у звезды заканчивается топливо, ее внешние слои выбрасываются в межзвездное пространство, а ядро ​​сжимается в горячий и плотный белый карлик. По мере охлаждения он излучает большое количество света, который взаимодействует с ранее вытесненным газом. Со стороны это выглядит невероятно красиво. Изучив эти «изображения», ученые могут рассчитать возраст планетарной туманности. Основным параметром здесь является скорость удаления газа из белого карлика.

Рождение планетарной туманности. Анимация

В большинстве случаев такие объекты существуют всего от 5 до 25 тысяч лет. Затем газ становится слишком рассеянным для внешнего наблюдения. Однако рекордсмен, обнаруженный в этом году, светит уже около 70 000 лет. Есть у него и еще одна интересная особенность. Из более чем 4000 планетарных туманностей, обнаруженных астрономами в Млечном Пути, это только третья обнаруженная в рассеянном звездном скоплении.

Поскольку все светила внутри таких «коллективов» образуются, как правило, вместе из большого скопления газа, астрономы могут сделать много интересных выводов. Изучая отношения между туманностью и окружающими звездами, они могут получить важную информацию о мертвой звезде и предсказать, когда ее соседи превратятся в белых карликов, окруженных планетарными туманностями. Это, похоже, позволит нам получить представление о том, как будет выглядеть солнце, когда человечества не станет. По крайней мере, в его родной звездной системе.

Самая быстрая катаклизматическая переменная - ZTF J1813+4251

Катастрофические переменные

Следующий рекорд принадлежит белому карлику и его звезде-партнеру, которые совершают один полный оборот вокруг общего центра масс всего за 51 минуту. В космосе много двойных систем. Иногда два образующих их приспособления близки по массе, но бывает и так, что этот параметр существенно отличается. И в последнем случае более тяжелая звезда погибает быстрее, так как светит ярче и активнее использует топливо. Именно это и происходит с нашими рекордсменами. Масса белого карлика составляет примерно половину массы Солнца, а его крошечный партнер в десять раз легче нашей звезды. Очень быстрое взаимное вращение этого дуэта объясняется тем, что участники размещены невероятно близко друг к другу. Они бы подошли к солнцу с запасом.

Катастрофические переменные.

Обратите внимание: Неделя астрономии на Эрудит.Онлайн.

Анимация

Астрономы смогли определить все вышеперечисленные параметры по изменению яркости обоих объектов. Свет от пары, кружащейся в быстром танце, показал еще одну захватывающую деталь. Белый карлик выкачивает водород из своего партнера. Бинарные системы, в которых это происходит, называются катаклизмическими переменными.

Астрономы уже довольно давно ищут пару, где белый карлик не забирает водород, который имеет свойство рано или поздно заканчиваться, а следующим элементом в последовательности является гелий. Компьютерные симуляции показывают, что в этой паре очень скоро, по астрономическим меркам, конечно же, «вампир» начнет делать именно это. Изменения в рационе произойдут примерно через 75 миллионов лет. Кстати, звезды в это время будут еще ближе друг к другу. Один оборот вокруг общего центра масс займет всего 18 минут! Но они никогда не били друг друга. Белый карлик, постоянно перекачивающий материал из своего компаньона, будет наращивать массу, и добыча будет раздуваться. В какой-то момент они начнут расходиться в пространстве, и через триста миллионов лет частота одного оборота в системе увеличится до получаса.

Самая далекая звезда - WHL0137-LS

Стрелка указывает на звезду Эарендель или WHL0137-LS. Фото: космический телескоп Хаббл

Давайте переместимся из Млечного Пути в невероятно далекую от нас галактику. В марте 2022 года было объявлено об открытии приспособления, которое сразу же получило название Эарендель. Это самая далекая звезда, открытая наукой. Свет, который мы видим сегодня, был излучен 12,9 миллиарда лет назад и преодолел огромное расстояние, чтобы добраться до нас. В подавляющем большинстве случаев невозможно отличить свет от звезды в другой галактике. Однако в случае с Эаренделем мы имеем дело с уникальным стечением обстоятельств. Она находится внутри галактики, которую из-за своей причудливой формы называют не иначе как «Дуга Восхода Солнца», что можно перевести как восходящая дуга. Эти очертания звездному сообществу придает эффект гравитационного линзирования. Свет доходит до нас через скопление галактик, гигантская масса которых искажает пространственно-временной континуум. В результате свет Эарендель выглядит намного ярче, и мы можем ее видеть.

Дальний вид звезды Эарендель. Фото: космический телескоп Хаббл

Это самая далекая звезда, открытая на сегодняшний день, но это не значит, что она самая древняя. Чем дальше от нас предмет, тем больше его возраст - это священная истина. Однако нет никаких гарантий, что он продолжит свое существование до сих пор. С массой, примерно в 50 раз превышающей массу Солнца, Эарендель является очень горячей звездой, которая, как ожидается, взорвется сверхновой примерно через десять миллионов лет после своего рождения. Несмотря на то, что Эарендель умерла миллиарды лет назад, ее свет может многое рассказать о том, какой была Вселенная в начале своего существования. Однако сначала астрономы должны убедиться, что это все-таки звезда, а не очередной источник света.

Источник статьи: В астрономии, как и в любой другой сфере человеческой деятельности, есть собственная «Книга рекордов».