Сегодня мы поговорим о луне с красивым именем Миранда. Это пятый по величине спутник Урана, открытый в 1948 году Джеральдом Койпером. К тому времени не только иссяк старый пантеон, но и астрономам стало немного скучно, и спутники Урана стали называть в честь шекспировских персонажей. Миранда — главная героиня драмы «Буря». Кстати, идея такой номенклатуры была предложена еще в XIX веке Джоном Гершелем, сыном Уильяма Гершеля, открывшего саму планету Уран.

Миранда (луна) — маленькое небесное тело с радиусом всего 236 км. Еще немного, и она не сможет принять сферическую форму. Тела, недостаточно массивные, чтобы свернуться в шар радиусом 200 км, остаются бесформенными глыбами.

Подобно Урану, Миранда вращается «лежа на боку», плоскость ее орбиты практически перпендикулярна плоскости экватора. Она движется очень близко к планете, внутри магнитосферы, и находится в приливном захвате, то есть всегда обращена к Урану одной и той же стороной. Но у Миранды сложные отношения с Солнцем. Каждое из его полушарий непрерывно освещается в течение 42 лет, а следующие 42 года погружаются во тьму. Естественно, на этой крошечной луне нет атмосферы.

В 1986 году "Вояджер-2" прошел довольно близко от Миранды (29 000 км), и смог предоставить ученым информацию, которую они не получили бы из наземных наблюдений. В частности, он хорошо передавал изображения освещенной полусферы. Пока неясно, когда эта возможность снова появится.

На поверхности Луны много водяного льда, но есть и силикаты с карбонатами. Есть еще замороженный аммиак. Средняя плотность несколько выше, чем у водяного льда. Может быть, у нее есть что-то вроде каменного ядра.

Ученые не верят, что Миранда в настоящее время имеет подповерхностный океан, он уж больно мал и едва мог так долго удерживать необходимое для этого тепло, но рельеф необычайно разнообразен. Ни у одной другой луны нет такого сложного рисунка поверхности. Есть причудливые многоугольные структуры, называемые кронами, холмами, горными хребтами и впадинами, разломами, а так называемый Веронский шельф по краям одного из разломов представляет собой обрыв, высота которого в некоторых местах достигает 10 км. Это крупнейшее образование такого рода в Солнечной системе.

Считается, что за время существования этого спутника он как минимум пять раз пережил катастрофу, полностью изменившую внешний вид поверхности.

Обратите внимание: Полярное сияние Урана.

Есть даже теория, что он буквально развалился на части, а потом снова собрался под действием гравитации. Однако теория не самая популярная. Однако нет сомнений, что Миранде пришлось немало вытерпеть от более массивных соседей — Ариэля и Умбриэля, третьего и четвертого по величине спутников Урана. Она то входила с ними в орбитальный резонанс, то выходила из него. Есть также основания полагать, что путь, который сейчас почти круговой, в прошлом был гораздо более вытянутым. Возможно, здесь вмешалось какое-то ныне несуществующее небесное тело, которое также несет ответственность за то, что Уран и Миранда легли на их бок. От всех этих приключений Миранда стала совсем плоской, или, выражаясь разумно, подверглась деформации под воздействием приливных сил. В результате недра разогрелись, что породило тектонические процессы.

Еще одна особенность Миранды, которая привлекла внимание ученых, — это реголиты, рыхлые скалы, покрывающие коренную породу, как одеяло. В земной геологии реголиту соответствует термин «кора выветривания», но этот термин употребляется в отношении небесных тел с плотной атмосферой, а термин «реголит» — в отношении тел, лишенных атмосферы. Хотя когда-то эти два термина были синонимами. Исследования кратеров показали, что реголит на Миранде — один из самых толстых в Солнечной системе, в некоторых местах толщина превышает километр. Для сравнения, слой реголита на Луне составляет 4-15 м, на Меркурии - 20-90 м, на спутниках Марса до 100 м, на Церере до 300 м. Веста может похвастаться слоем реголита, соответствующим Миранде. На Энцеладе она в некоторых местах может достигать 700 м.

Старые кратеры на Миранде имеют плавные «приглушенные» очертания, сверху они покрыты реголитом, что не очень характерно для ледяных лун. Это хорошо объясняет более длительную тектоническую активность спутника, чем ожидалось. Благодаря хорошей теплоизоляции он медленнее остывает.

Источником реголита на поверхности небесного тела могут быть ударные выбросы в момент метеоритной бомбардировки или выбросы из недр в результате вулканической деятельности. Но в случае с Мирандой ученые склонны считать, что основной вклад внесли кольца Урана.

Внешнее кольцо имеет тот же голубоватый оттенок, что и поверхность Миранды, что, как считается, вызвано крошечными частицами водяного льда. Может, оттуда к Миранде идет постоянная утечка наркотиков. Также возможно, что Миранда была полностью сформирована из кольца, которого в настоящее время не существует, что дало ей большую часть ее сущности. Некоторое время он вращался в шлейфе обломков, которые постепенно осели в виде реголита.

Источник статьи: Сегодня мы поговорим о луне с красивым именем Миранда, пятом по величине спутнике Урана, открытом в 1948 году Джеральдом Койпером.