Ученые снова заговорили о "тяжеловесе" Солнечной системы

Учёные снова заговорили о «тяжелом весе» Солнечной системы. На этот раз он попал в заголовки благодаря исследованию температур в тропосфере, которые, как говорят, цикличны.

В исследовании под названием «Неожиданная долговременная изменчивость температуры в тропосфере Юпитера», результаты которого были опубликованы 19 декабря 2022 года в журнале Nature Astronomy, участвовала международная команда, координируемая Лабораторией реактивного движения НАСА.

Тропосферные облака Юпитера в инфракрасном диапазоне. Изображение с Очень Большого Телескопа

Кстати, это исследование началось давно: самые высокопоставленные члены команды приступили к нему еще в 1978 году. Авторы статьи использовали данные целой плеяды космонавтов: от «Вояджеров» до «Кассини». Помогли и наземные телескопы, сыгравшие важную роль. Исследователи в основном использовали Очень Большой Телескоп (VLT), Инфракрасный Телескоп и Subaru.

Целью работы было получение информации для прогноза погоды на Юпитере.

Обратите внимание: Под светом трёх светил: учёные нашли планету в окружении трёх звёзд.

Для этого была изучена тропосфера. Это сделано из атмосферы, в которой формируются цветные облака Юпитера, образующие характерные полосы. На Земле тоже есть тропосфера — это слой, где формируются облака и формируются атмосферные фронты.

Тщательно проанализировав инфракрасные изображения планеты, эксперты поняли, что температура поднимается и падает в течение периодов времени, не связанных со сменой времен года или другими циклическими явлениями. Более того, удалось выявить корреляцию между колебаниями температуры от одного полушария к другому: при повышении температуры на определенной широте в Северном полушарии она снижается на той же широте в Южном полушарии.

Механизмы, лежащие в основе этих циклических и, по-видимому, синхронизированных паттернов, еще не известны. Исследователи считают, что есть необходимость в дальнейших исследованиях над и под облачными слоями планеты-гиганта, но все же попытались сформулировать гипотезу. По их мнению, эти колебания температуры связаны с изменениями в стратосфере, влияющими на тропосферу и наоборот.

Исследователи считают, что их исследование может внести полезный вклад в улучшение климатических моделей Юпитера и экзопланет.

Источник статьи: Ученые снова заговорили о "тяжеловесе" Солнечной системы.