Даже лучше, чем ожидалось: первые снимки телескопа «Джеймса Уэбба»

Этого момента миру пришлось ждать 30 лет. Именно столько времени прошло от первой идеи о строительстве космического телескопа «Джеймса Уэбба» (JWST) в начале 90-х годов прошлого века до его первых полноцветных снимков бескрайних просторов космоса. 12 июля 2022 года американское космическое агентство НАСА представило первые сверхчеткие снимки JWST.

Первые изображения, сделанные телескопом «Джеймса Уэбба», дали самое глубокое и подробное представление о космосе на сегодняшний день.

Четкие признаки воды на газовой планете WASP-96b

Поиски землеподобных планет и вопрос об условиях на них всегда будоражил наше воображение. Мы уже знаем более 5000 экзопланет. На некоторых из них, каменистых планетах, находящихся на умеренных расстояниях от своей звезды, можно предложить подходящие условия для возникновения жизни. Однако в этом есть большая доля неопределенности – ведь пока мы не знаем, какой атмосферой окружена экзопланета, мы вряд ли можем что-то сказать о температуре на ее поверхности. «Джеймс Уэбб» должен значительно помочь в решении этого вопроса – хотя эта задача изначально не была в его повестке дня, теперь она является одной из основных.

Спектр газовой планеты WASP-96b, расположенной в 1150 световых годах от нас в созвездии Феникса, дает первое представление о возможностях, которыми располагает «Уэбб». Экзопланета была обнаружена в 2014 году, её масса составляет примерно половину массы Юпитера, а диаметр в 1,2 раза больше. Она обращается вокруг своей звезды каждые 3,4 дня и, таким образом, попадает в категорию «горячих Юпитеров». В 2018 году астрономы объявили, что нашли доказательства наличия натрия в ее атмосфере, что еще раз указывает на то, что на планете нет облаков. Но если в атмосфере планеты нет облаков, то можно увидеть другие молекулы, такие как углекислый газ или вода.

Теперь «Уэбб» смог подтвердить это предположение. Ближний инфракрасный спектр, зарегистрированный спектрографом NIRISS, показывает следы водяного пара. Однако они слабее, чем предполагалось изначально. Астрономы оценивают температуру атмосферы планеты в 725 градусов по Цельсию на основе спектра.

Спектр пропускания показывает свойства атмосферы горячего газового гиганта WASP-96. Фото: NASA, ЕSА, CSA, STScI

Изображения ранее неизвестных деталей туманности Южное кольцо

Туманность Южное Кольцо, также известная как NGC 3132, расположена в созвездии Паруса. В её центре виден медленно остывающий белый карлик. Его ультрафиолетовый свет заставляет струи газа светиться.

Изображение туманности Южное Кольцо, полученное JWST в ближнем инфракрасном диапазоне, показывает новые особенности, такие как пенистая структура светящейся оранжевой оболочки молекулярного водорода, недавно образовавшейся во время расширения. Синий цвет исходит от ионизированных атомов более тяжелых элементов. Между прочим, почти горизонтальная линия в левой части кольцевого облака оказалась спиральной галактикой на заднем плане. Кроме того, JWST сделал изображение того же объекта в более длинноволновом среднем инфракрасном диапазоне с помощью прибора MIRI, на котором можно четко различить обе звезды двойной системы, частью которой является белый карлик.

Туманность Южное кольцо. Фото: NASA, ЕSА, CSA, STScI

Сверхчеткое изображение Квинтета Стефана

В 1877 году французский астроном Эдуард Стефан обнаружил пять галактик – четыре спиральных и одну эллиптическую, которые расположены очень близко друг к другу.

Обратите внимание: Три самых интересных космических телескопа, запуск которых запланирован на ближайшее время.

Это была первая компактная группа галактик, известная астрономам. Однако эта группа, находящаяся примерно в 290 миллионах световых лет от нас, на самом деле представляет собой квартет, так как одна из них – большая спиральная галактика слева, на самом деле не связана с четырьмя другими. Остальные четыре активно взаимодействуют между собой. Через несколько миллиардов лет они, вероятно, все сольются в одну большую эллиптическую галактику.

С помощью инфракрасных инструментов телескопа «Джеймса Уэбба» такие взаимодействия между галактиками теперь можно изучать в мельчайших деталях. Например, когда столкновение стимулирует звездообразование и как происходит взаимодействие газопылевых облаков. Кроме того, различные популяции звезд теперь можно наблюдать и в далеких галактиках.

Квинтет Стефана. Фото: NASA, ЕSА, CSA, STScI

Невероятно подробное изображение туманности Киля

Туманность Киля, расположенная от нас на расстоянии 7500 световых лет, вероятно, была бы известна так же, как туманность Ориона, если бы она находилась в северном полушарии. Сегодня она является одним из крупнейших регионов звездообразования. Звезды, формирующиеся там намного массивнее нашего Солнца и живут бурной и короткой жизнью.

До сих пор непонятно, как именно их мощное излучение и звездные ветры влияют на окружающее пространство. Но это необходимо выяснить, чтобы лучше понять, как формируются звезды и планетные системы. «Уэбб» показывает нам край области звездообразования NGC 3324 с помощью своей камеры NIRCam.

Вид на туманность Киля. Фото: NASA, ЕSА, CSA, STScI

Самый глубокий взгляд во Вселенную

В 1995 году космический телескоп «Хаббл» произвел впечатление от десятидневной экспозиции того, что казалось почти пустым участком неба в созвездии Большой Медведицы. Там, где раньше почти ничего нельзя было увидеть, появилось почти три тысячи новых объектов. Каждый из них был отдельной галактикой, состоящей из сотен миллиардов звезд.

Опубликованное изображение является первым глубоким полем телескопа «Джеймса Уэбба». На нем показана двенадцатичасовая экспозиция небольшого участка неба в созвездии Летучей Рыбы.

Даже галактики белого цвета, расположенные в центре изображения, находятся от нас на расстоянии 4,6 миллиарда световых лет. Они принадлежат к скоплению галактик SMAC 0723. Его масса, состоящая в основном из темной материи, линзирует объекты заднего плана. Некоторые из этих объектов можно увидеть только в инфракрасном диапазоне, который может наблюдать «Уэбб». Это галактики, которые ни один человек никогда раньше не видел.

Скопление галактик SMACS 0723. Фото: NASA, ЕSА, CSA, STScI

#наука #космос #астрономия #джеймс уэбб #наса

Источник статьи: Даже лучше, чем ожидалось: первые снимки телескопа «Джеймса Уэбба».