Ученый Джерри Эман обвел ряд цифр и букв на компьютерной распечатке в августе 1977 года. С тех пор сигнал «Вау!» завораживает исследователей. Радиообсерватория «Большое ухо» и Североамериканская астрофизическая обсерватория.

Однажды летним вечером 1977 года профессор Университета штата Огайо Джерри Эман пролистал стопку компьютерных распечаток. То, что он обнаружил, может кардинально повлиять на поиск человечеством внеземной жизни.

Отпечатки, представляющие собой непонятный неискушенному глазу список цифр и букв, переводили в код звуки, запечатленные в большом зале. Эман вызвался добровольцем в SETI, организацию по поиску внеземного разума. Его работа заключалась в том, чтобы просматривать стенограммы в поисках доказательств существования инопланетян.

И той летней ночью Эман кое-что нашел.

Эман заметил последовательность, которая поразила его воображение. Он взял красную ручку, обвел серию из шести цифр и букв и написал «Вау!» на поляне!".

«Итак, не задумываясь, я набрал «Вау!», — вспоминает Эман. — Это было самое грандиозное, что мы видели".

Но что это был за сигнал «Вау!» и почему он по-прежнему важен спустя более 40 лет?

Прослушивание космоса с помощью Большого уха

История сигнала "Вау!" начиная с SETI. В 1960-х годах ученые, интересующиеся инопланетной жизнью, задавались вопросом, как далекая цивилизация могла вступить в контакт с Землей. Они остановились на радиосигналах.

Те же самые радиоволны, которые передают музыку в машины людей, также путешествуют в космосе. Ученые предположили, что инопланетянам будет относительно легко послать межзвездный радиосигнал. И все, что нужно сделать людям, чтобы это услышать, — это настроить радио на нужную частоту.

SETI начала работать с Большим Ухом, массивным радиотелескопом, расположенным в сельской местности Огайо, чтобы сканировать небо в поисках радиопередач.

И вот 15 августа 1977 года телескоп уловил нечто удивительное.

Радиотелескоп «Большое ухо» зафиксировал сигнал «Вау!» в 1977 г. Радиообсерватория Университета штата Огайо и Североамериканская астрофизическая обсерватория.

«Я никогда раньше не видел такого сильного сигнала», — сказал Эман NPR.

На распечатке было написано «6EQUJ5» на почти чистом листе бумаги, окруженном цифрами 1, 2 и другими низкими цифрами.

Что означал этот код? SETI измеряла мощность передачи, используя цифры 1-9 для более тихих звуков и буквы AZ для более громких звуков. Буква «А» означала 10, «В» — 11 и так далее.

Буква «U» на распечатке означала, что звук был более чем в 30 раз громче обычного фонового шума в помещении.

«Это самое приятное в вау», — сказал Эман. "Я был впечатлен".

Но сигнал "Вау!" появился только один раз. Были ли доказательства инопланетной жизни? Или несчастный случай?

Исключение объяснений "Вау-сигнала"

Может сигнал "Вау!" исходящий от спутника или самолета, пересекающего небо? Военный сигнал или передача с Земли? Возможно, это был естественный звук далекого пульсара?

Исследователи быстро исключили эти альтернативные объяснения. Это связано с уникальными свойствами сигнала «Вау!"

В Огайо радио отслеживало 50 различных каналов, что эквивалентно настройке 50 радиоприемников на разные частоты. Но сигнал "Вау!" появился только на одном канале.

Естественные источники радиоизлучения, такие как пульсары и квазары — массивные астрономические объекты, излучающие радиоволны, — создают шум по всему спектру. Поэтому они не могли шуметь на одной частоте, как сигнал «Вау!".

Кроме того, сигнал «Вау!» излучается на одной определенной частоте — той, на которой светится межзвездный водород.

Водород, первый элемент, составляет около 75 процентов всей материи во Вселенной. Поскольку его так много, исследователи предположили, что разумная цивилизация, скорее всего, отправит сигнал маяка с водородной частотой. И именно в этом месте штат Огайо обнаружил сигнал «Вау!"

Наконец, характер интенсивности сигнала совпал с сигналом, посланным из дальнего космоса. Он не мог прийти с Земли, поскольку такой объект, как Большое Ухо, был бы привязан к земле. Любые сигналы, принимаемые «большим ухом» от этого объекта, не будут иметь таких же изменений интенсивности, как от объекта, находящегося в относительном движении.

Полная стенограмма, которую Джерри Эман прочитал, чтобы найти сигнал «Вау!».

Обратите внимание: Под светом трёх светил: учёные нашли планету в окружении трёх звёзд.

«Поскольку все возможности земного происхождения либо исключены, либо кажутся маловероятными, а возможность внеземного происхождения исключить нельзя, я должен заключить, что сигнал мог быть послан внеземным разумом», — писал Эман в 2007 году.

Расследование загадочного сигнала

Более 40 лет ученые пытались объяснить таинственный сигнал.

Продолжительность передачи — 72 секунды — свидетельствует о наличии разумного внеземного источника. Стационарное «Большое ухо» полагалось на вращение Земли, чтобы покрыть небо. Передача из глубокого космоса будет медленно усиливаться, достигать пика и затухать по мере вращения Земли. Этот процесс занимает 72 секунды — столько, сколько длится сигнал «Вау!"

Джон Д. Краус, создатель радиотелескопа «Большое ухо», рассказал о передающей мощности Wow! Джон Д. Краус / Радиообсерватория Университета штата Огайо и Североамериканская астрофизическая обсерватория.

Одна из самых больших загадок — почему «Вау!» не слышно с 1977 года. Почему инопланетяне посылают шумовую волну один раз и никогда больше?

У ученых есть несколько теорий. Что, если инопланетяне тоже прочесали ночное небо своими лучами? Сигнал «Вау!» появится один раз, а затем не появится снова, пока передатчик снова не пройдет через Млечный Путь и не пересечется с лучами, подобными лучам Большого Уха на Земле.

Эта теория «маяка» может объяснить загадочную однократную передачу.

Если бы инопланетяне прочесали небо, луч возвращался бы каждый час? Ежегодный? Или каждое десятилетие? До сих пор прошло более 40 лет без новой трансмиссии.

Но в 21 веке у ученых появились новые инструменты для поиска в космосе. Радиотелескоп Very Large Array в Нью-Мексико способен улавливать даже больше передач, чем «Большое ухо». А космический телескоп Джеймса Уэбба обещает делать более подробные изображения дальнего космоса, чем когда-либо прежде, используя инфракрасный свет.

Сигнал "Вау!" в 21 веке

В 1977 году у ученых не было технологии, чтобы точно определить, откуда возник сигнал «Вау!». В то время «Большое ухо» было нацелено на часть неба вблизи созвездия Стрельца. Но этот участок пространства разделяют миллионы звезд.

Сигнал «Вау!» зародилась недалеко от созвездия Стрельца — области миллионов звезд. Мартин Бернарди/Викисклад

Сегодня у SETI появились новые инструменты для поиска космоса. Помимо прослушивания радиосигналов, SETI также ищет вспышки света, используя «оптический SETI». Идея состоит в том, чтобы обращать внимание на любые внезапные, короткие и необычайно яркие вспышки, которые могут означать, что инопланетяне пытаются установить связь, направив космический лазер на Млечный Путь.

Однако оптический SETI имеет те же ограничения, что и радиопоиск. Институт сканирует дальний космос и тратит на каждый клочок неба около одной минуты. При использовании этого метода существует риск пропуска сигналов от тех, кто использует метод маяка, поскольку их передачи могут лишь периодически указывать нам путь. Если мы будем смотреть на каждую точку только в течение короткого времени, мы можем упустить момент, когда их луч проходит над этой точкой.

Услышим ли мы снова сигнал «Вау»? Или другой метод даст нам следующую подсказку о внеземной жизни?

Источник статьи: В августе 1977 года ученые радиотелескопа "Большое ухо" Университета штата Огайо обнаружили 72-секундный сигнал из космоса, который было чрезвычайно трудно объяснить.