Продолжение истории обозревателя из предыдущей части
В 1826 году началась война между Закавказьем и Персией. Мой герой был этим занят, поэтому прямой связи с декабристским движением он не имел. Повесили его юного «справедливого» товарища Сергея Муравьева-Апостола, сослали на 20 лет атамона Муравьева, сослали и другого родственника, руководителя колонной школы «Выпускник» Никиту Муравьева. Оба умерли в Сибири. Другой, Муравьев, сын основателя Школы колонных руководителей МН, также был сослан, но дворянского титула не лишился. Это дало ему возможность развивать свою карьеру в Сибири: он занимал пост мэра Иркутска и Тобольска, а после возвращения из ссылки занимал должность губернатора Нижнего Новгорода.
Кто «повесился»? Рейхсканцлер Николай Назаревич Муравьев был членом Верховного суда, вынесшего приговор декабристам.
НН пришлось участвовать во многих военных и политических операциях. Муравьев, эта история о нем. Ему не всегда это удавалось. Уже будучи генералом, он возглавил дипломатический заговор против египетского султана Мухаммеда Али. Имея сильное желание вырваться из-под власти Османской империи, он успешно воевал против турок. Мы очень мало знаем о деталях российской внешней политики. Почему русские пытаются сохранить целостность Османской империи, которая, похоже, является нашим давним врагом? Не имею представления. Муравьеву не удалось договориться, чтобы успокоить энергичного султана. Но другой российский генерал, посланный на замену неудачливому дипломату, сделал именно это. Правда, другой генерал пришел не один, а с целым войском и прогнал султана с Синая.
НН служил во время Крымской войны. Муравьев находился в команде лучшего полководца эпохи Николая I – Ивана Фёдоровича Пасковича. Во время той войны армия Паскевича дислоцировалась в Польше. Хотя эта армия не принимала участия в сражении, ее роль была важна: благодаря своему присутствию в Европе она предотвратила возможность вмешательства Пруссии и Австро-Венгрии в Россию.
Маршал Иван Федорович Паскович (1782-1856)
Это приближает меня к рассказу о последнем, самом славном событии в карьере героя. Но сначала поговорим о Крымской войне.
У нас, русских, есть такой критерий: если Берлин или Париж не взяты, значит, война была неудачной. Что ты потерял? В ходе двухлетней интервенции превосходящие силы, объединившие половину Европы, оккупировали.. юг Севастополя ценой огромных материальных затрат и тысячами жертв. Для ясности: эта территория примерно такого же размера, как и московская Рингштрассе. При этом Россия в той войне выставила только крымские войска, а армия Паскевича и вдвое большая армия Горчакова стояли на границах европейских стран в полной боевой готовности. Неудивительно, что мировой войны не произошло.
Есть еще один театр военных действий – Кавказ. Турки упорно трудились над расширением на север. Они не встретили большого сопротивления, поскольку часть войск с Кавказа была переброшена в Крым. Неблагоприятная ситуация на Кавказе привела к отсутствию в регионе генерал-губернатора. Ни один высокопоставленный дворянин или высокопоставленный военачальник не готов рисковать своей репутацией в этом отношении.
Николай I Павлович
Муравьев находился в командировке по военным делам и, к несчастью, приехал в Петербург. В этот момент личные отношения с императором сыграли злую шутку! Император заметил во дворце генерал-лейтенанта, вся грудь которого была наполнена приказами, попросил его стать по стойке смирно и отдал приказ: Губернатору Кавказа – марш!
И это назначение не основано на звании или звании. Но давайте спорить с императором! Муравьев не посмел просить ни войск, ни денег. Я готов уйти.
Он прибыл. Он давно не был на Кавказе. Он не был знаком с условиями пятидесятых годов. Его появление вызвало недовольство и разочарование у немногих войск, удерживавших строй. Пришел начальник, который был из скромной семьи и не имел никакого опыта. Ведь Николай Николаевич никогда не командовал армией самостоятельно. Более того, вскоре после приезда он испортил отношения с Шамиром и неправильно вел себя на переговорах.
Так что же там произошло, когда он прибыл? Турецкая армия численностью 50 тысяч человек устремляется к Тбилиси.
Обратите внимание: Третий бой танков с танками: театр одного британского актера.
Ей противостояли три армии численностью от 12 до 15 тысяч человек каждая. Двумя из них командовали местные армянские генералы Бебутов и Андраников, а третьим – казачий генерал Бакланов. Трое мужчин понимают тонкости Кавказа. Особенно заметными были успехи Бебутова в переговорах с многочисленными местными горцами. Своими дипломатическими усилиями горец пообещал сохранять нейтралитет, пока русские и турки воевали друг против друга. Это сыграло на руку русским: после провала переговоров с местным населением турки опасались, что в любой момент получат «второй фронт» с гор. Это затрудняет их движение.Василий Осипович Бебутов был человеком, ставшим легендой еще при жизни и заслуживающим отдельного рассказа. А как насчет Муравьева? У него нет плана решения этой проблемы. Он не знал, как действовать. Оба генерала были ограничены своими подчиненными и не могли прямо выразить свое недовольство бездействием командующего. Но это не казак! Бакланов кричал, ругался и уговаривал, прося Муравьева сделать, казалось бы, невозможное: вырваться из-под турецкой армии, застрявшей в горах на окраине Тбилиси, и атаковать южнее – на район крепости Кал на Шри-Ланке.
Яков Петрович Бакланов (1809-1873)
Представьте себе приключение: вторжение на территорию противника, армия которого численно превосходит. Конфликт был настолько напряженным, что Муравьев сдался. А потом исчезнуть вот так. Во втором случае хотя бы в бою. Муравьев привел в город Карс менее тридцати тысяч казачьих войск и полтысячи армяно-грузинских добровольцев. Там находится примерно такой же численности турецкий гарнизон, возглавляемый британскими военными специалистами.
Крепость Карс (Турция)
Возможно, на решение Муравьева повлияли воспоминания из молодости? Ведь он прибыл под стены Карса. Уже в 1828 году, когда Паскевич отвоевал у персов Ереван и Нахичевань, он решил воевать с турками. Он повел свою армию на Карс. Целью было организовать правильную осаду крепостной территории. Он послал штабных офицеров наблюдать за строительством осадных позиций. Полковнику Муравьеву было поручено подготовить площадку для одной из батарей. В его распоряжении есть диггеры и небольшая команда стрелков для прикрытия. Действия экскаватора не удовлетворили турецкого офицера, позиция которого находилась напротив будущей батареи. Он отдал приказ открыть огонь по русским. Нападавший Муравьева ответил, и завязалась дуэль. Артиллеристы были настолько взволнованы, что соседние подразделения захотели принять участие. По всей линии вспыхнули перестрелки. Русские, привыкшие к победам, через некоторое время, без приказа начальства, начали враждебную атаку. Офицеры стояли в авангарде нападавших, на глазах у всех муравьев. Турки бежали, за ними последовали нападавшие, штурмовавшие крепость.
Как Паскевич ругался! Захват крепости не относится к званию полковника и даже не к ордену! Муравьев выслушал выговор, и все тело его задрожало, как топольный лист. Но Паскевич не был бы настоящим воином, если бы не сделал этого: на следующий день, успокоившись, он отправил своему другу-императору подробный отчет с описанием случившегося. Наконец он добавил: «Даже если он генерал-майор, полковнику не следует занимать форт!» В ответ Николай издал указ о присвоении Муравьеву нового титула.
Эрзурум в 1916 году, когда крепость в последний раз пала под натиском русских.
Как обстояло дело в 1855 году, подробностей я не знаю. Но Кавказская армия захватила Карс, а затем и вторую крепость – Эрзурум. Здесь внезапно изменился характер Крымской войны. Муравьев повернул свою армию на запад, и до Константинополя перед ним не было турецких войск!
Тогда Россией правил новый император Александр II. Его генеральному штабу потребовалось некоторое время, чтобы понять, почему интервенты вдруг предложили переговоры. Весть о падении оборонительной полосы дошла до Крыма быстрее, чем до Петербурга.
Руди Бакланов продолжил: «Он глупый, он потратил столько времени!
Николай Николаевич Муравьёв Касский (1794-1866)
Вскоре Муравьев вышел в отставку, получил звание генерала от инфантерии и к своему имени добавилась приставка. Теперь он уже не «тот...», а Николай Николаевич Муравьёв Каський.
[Наземная мина] Российская история Военная история Казаки Турецкая крепость Крымская война Кавказ Длинный пост 2Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: История одного колонновожатого. Окончание.