Понтийский цикл Часть I Понтовое царство

Всем привет!

Давайте вернемся во времени. Лето 323 г до н э. — Александр Македонский умирает в возрасте 32 лет. С его смертью началась новая эпоха древней истории – эллинизма.

Осознав выгоду, военачальники короля безжалостно разорвали великую империю на части и развязали между собой кровавые междоусобицы, известные как Диадохские войны. Как грибы после дождя, сотни наций рождались и умирали, и лишь немногие смогли прокормить себя в течение следующих 200 лет.

Одним из таких «грибов» было Понтийское царство. Вот как это произошло. Греческий историк Аппиан Александрийский в своих сочинениях рассказывает о Митридате, члене персидской царской семьи и дворянине при дворе Антигона, одного из полководцев Александра, основавшего собственное царство. Сирийское царство принадлежало ему. По легенде, только что коронованный царь увидел во сне себя сеющим золото, но злой Митридат занял место своего господина, собрал весь урожай, а затем скрылся в закате на своем коне. Антигон проснулся в холодном поту и решил не искушать судьбу и «избавиться» от вельможи до того, как случилась беда.

Однако Митридат оказался дураком, и он с шестью всадниками вовремя бежал в область Каппадокии — одну из немногих областей, не пострадавших от продолжавшейся войны. Впоследствии он пожинал плоды бушующего в регионе хаоса, тем самым увеличив свое влияние в регионе и фактически создав новую нацию, захватив крупную крепость Кимиату и покорив окрестные племена.

Для тех, кто понятия не имеет, где происходили события. Понт — территория в современной северо-восточной Турции

Его сын Митридат II посвятил свою жизнь укреплению своей вотчины. Главной целью царя было найти выход к Черному морю, которое в то время называлось «Эвксинский Понт» («понт» по-гречески означает «море», поэтому страна называлась «Понтийское царство»). Монарх решил эту проблему, заключив дипломатический союз с черноморским греческим политиком. Греки были защищены от македонян, а понтийцы получили выгодные торговые пути и славу защитников греков.

Результаты политики мудрых правителей скоро придут. Понт продолжил политику Амастрии при своем сыне Алио Барзанесе, и новообразованное государство также имело собственный морской порт.

Но празднование на Понтиак-стрит длилось недолго. Один из преемников, Птолемей Филадельф, царь Египта, собрал военную экспедицию против новой державы, надеясь завоевать Черноморское побережье. Но понтийцы достойно встретили врага и полностью разгромили египетскую армию. Последствия этого поражения были настолько велики, что преемники Александра навсегда отказались от идеи укрепления своих позиций на Черном море. С этого времени регион был предоставлен самому себе вплоть до первого века нашей эры. БК разрабатывается самостоятельно, без каких-либо внешних требований.

Ариобарзан умер в 250 г до н.э. Во время войны с кельтскими племенами Галатии. Его сын Митридат III был слишком молод, чтобы править самостоятельно. Над Понтом снова сгустились темные тучи; галаты, воодушевленные безнаказанностью, грабили государственные земли и опустошали поля. Результатом этих набегов стал голод, который понтийцы преодолели с помощью политики своих союзников Гераклеи и Эймса. Репутация, которую приобрела Греция как защитника своих интересов в регионе, имела последствия. Затем ами были включены в состав Понта, обычно ненасильственным путем.

Преодолев трудности первых лет, повзрослев и увеличив свою власть, Митридат решил расширить территорию своей страны посредством династического брака с сестрой Селевка, следующего наследника бывшей империи. Однако сохранить вновь приобретенные земли было невозможно; перспективы экспансии на юг Малой Азии стали туманными.

Затем Понтиан решил изменить политику и запланировал новое направление экспансии на север. Греческий город Синопа, ставший новой целью правителя, был, по мнению античного географа Страбона, одним из богатейших политических округов региона, с чрезвычайно выгодным географическим положением и развитой портовой сетью. Кроме того, город был родиной Диогена, одного из величайших философов древности. В общем – настоящая черноморская жемчужина.

современный городской пейзаж

220 г до н.э. Митридат III начал осаду Синопы. Король собрал большую наемную армию и перед началом войны предложил китайцам добровольно сдать город. Но граждане города-государства сочли слова понтийского правителя уловкой и предупредили, чтобы они были полностью готовы к грядущей войне. Осада выявила слабости понтийской армии. Наемники, привыкшие сражаться в открытом поле, отказались подниматься на городские стены после провала первой атаки, а у Митридата не было никаких осадных орудий, чтобы прорвать оборону противника. Длительная осада была невозможна, поскольку продовольствие в город доставлялось от союзников морским путем, а у понтийцев не было военного флота для блокады порта.

Китайцы, в свою очередь, не преминули воспользоваться замешательством противника. С помощью своих союзников им удалось организовать снабжение города и отразить несколько успешных атак понтийцев. Митридат был вынужден прекратить осаду Синопы, и в течение следующих 40 лет граждане этой политики могли спать спокойно.

К тому времени, когда на престол взошел преемник Митридата Фарнакс I, Малая Азия уже знала о положении Рима. После нескольких побед над эллинистическими государствами Римская республика приобрела значительное политическое влияние в регионе, и теперь к ней нужно было относиться серьезно. Молодой король должен выбрать политический курс, который позволит расширить границы страны, не повредив отношения с Римом.

Фауны умело воспользовались переделом сфер влияния и разрушением старых союзов. Старый враг нависает, как шип на севере. Синоп. Когда римляне прибыли в этот район, она была отрезана от своих союзников и стала вкусной добычей. Принимая во внимание свои предыдущие неудачи, понтийцы резким и стремительным наступлением захватили город без объявления войны.

Чтобы устранить возможные претензии, царь отправил в Рим посольство с целью убедить уважаемых римских граждан в чистоте помыслов понтийского правителя, не желавшего ни в чем ограничивать римлян.

Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.

Вопреки ему, бывшие союзники Синопа — Родос и Пергам — также отправили эмиссаров в Вечный город. Возникает политическая драма, в которой обе стороны пытаются дискредитировать своих оппонентов. Сенаторы только пожали плечами. Синопа не имела прямой связи с Римом, поэтому ее оккупация не вызвала у граждан республики никаких эмоций, но игнорировать просьбы своих «друзей» они не могли. Было решено послать в Понт комитет, «чтобы рассмотреть положение китайцев и разногласия между царями».

Предчувствуя возможность войны, Фарнакс заключил союз с Малой Арменией, Пафлагонией и старыми врагами Понта, галатами. Это значительно укрепило позиции государства и позволило вести прямые переговоры с римлянами без посредников. Царь не только требовал признания Синопы законным владением Понта, но и стремился отрезать небольшую часть территории от территории своего ближайшего соперника, города Пергама. Совет посчитал этот шаг слишком далеко и призвал смелого Понтиака отказаться от своих притязаний на земли города, союзные римлянам.

В ответ на требования римлян понтийский царь разорвал отношения с галатами и пафлагонцами и.. вторгся в их земли. К ним присоединились Родос, Пергам и Каппадокия, которые сразу же выступили на защиту этих вероломных верующих. Начиная с 182 г до н.э разразилась новая опустошительная война, продолжавшаяся 4 года. К 178 г до н э ни одна из сторон не смогла победить своих противников. В ответ на произошедшее римляне отправили в Малую Азию новую комиссию, чтобы потребовать скорейшего прекращения военных действий и мирного урегулирования конфликта.

Именно этого добивался хитрый Фарнакс; за столом переговоров была негласная договоренность о том, что Синопа не упоминается, а полис рассматривается как неотъемлемая часть Понтийского царства. Хотя королю не удалось полностью реализовать все свои амбиции, это была настоящая политическая победа. Кроме того, Фарнакс успешно установил связи с греческими городами на севере Черного моря — Херсониссом и Одессой, а также с несколькими полисами в Малой Азии — Кизиком, Месембрией. Договоры с древними городами Причерноморья стимулировали рост военной мощи Понтийского региона, поскольку они нуждались в защите от окружающих варварских племен.

Царь не забывал о внутриполитической стабильности и заключил выгодный династический брак с сестрой сирийского правителя.

Таким образом, Фарнакс I значительно расширил свое политическое и военное влияние, присоединив к своим владениям Жемчужину Черного моря Синопу посредством военных походов против Лиги греческих городов и перенеся туда столицу. Основал царства в регионе и сделал Понт одно из самых могущественных государств в Малой Азии.

Китайская ночь

После смерти царя к власти пришел его брат Митридат IV, и во время его правления в стране было относительно мирно, но чем-то особо важным он не запомнился.

Политику Фарнакса продолжил его сын Митридат V (у которого, видимо, в то время было очень мало воображения), получивший прозвище Эургет (наш предполагаемый благодетель). Разумеется, понтийцы приняли активное участие в Третьей Пунической войне, встав на сторону римлян. В поисках помощи жители Вечного города пообещали королю территорию Большой Фригии, но в последний момент передумали (благодаря Гаю Гракхию) и покинули провинцию.

Благодаря умелой дипломатии Митридату удалось убедить царя соседней Пафлагонии передать по его завещанию все царство Понту. Понт воспользовался междоусобицами в своем старом сопернике Каппадокии и с помощью армии и замужества старшей дочери за местным правителем фактически превратил страну в свою вотчину.

Успех внешней политики идет рука об руку с достижениями внутренней политики. Царь знал, что рано или поздно постоянно расширяющийся Понт будет представлять угрозу для Рима, а это означало, что необходимо приложить все усилия, чтобы противостоять врагу во всеоружии. При Эургете понтийский двор в конечном итоге стал греческим и установил связи с самыми могущественными городами-государствами, такими как Афины, поскольку греки в то время уступали только римлянам по военной силе.

Следует отметить рассказ Страбона о тактике Дорилая, доверенного агента Митридата. Разведчики маскируются под наемников-вербовщиков столичной армии. Его главные цели — найти союзников и изучить будущие поля сражений. Дорилай положил начало переходу политики центральной Греции, Крита и некоторых фракийских племен на сторону Понта.

В поисках союзников царь установил дружеские отношения с черноморскими пиратами. Первый век до нашей эры был «золотым веком» пиратства в древнем мире. Тысячи пиратов бродили по Средиземноморскому бассейну. Они не только грабили богатых купцов, но захватывали целые поселения, даже римских магистратов, требуя выкуп в обмен на жизни уважаемых граждан республики. Пираты, скорее всего, считали себя независимой нацией и следовали принципу «если не можешь победить, возглавь», Понтиан решил пойти на переговоры с героическим капитаном. Понт организовал вокруг себя разношерстную банду пиратов, а тюлени активно служили наемниками для понтийского флота, безнаказанно продавая свою добычу на местных рынках.

пиратский центр

Во времена правления Митридата Евргета Понтийское царство стало настоящим культурным перекрестком. Царь ведет свою родословную от персидских правителей, которые привили своему двору греческие обычаи. Под его руководством греческий язык официально стал языком знати. Греческая обертка плотно сидит на восточной сердцевине. Рассказы о подвигах персидского царя Дария причудливо переплетаются с рассказами об Александре Македонском и легендами об олимпийских богах с зороастрийскими пророчествами. Правителям Понта удалось превратить свою страну в сверхдержаву, способную конкурировать с Римом за власть в Малой Азии.

Появился в 120 г до н.э. В Синопе проходит греческий семинар (праздник по-нашему). Музыка, реки вина, вкусная еда и красивые женщины. Вечеринка явно удалась и приближалась к кульминации. Король что-то сказал, взял чашу и выпил ее залпом. Гости были уже пьяны и не сразу заметили изменение здоровья хозяина. Его вырвало, и Митридат упал на колени в конвульсиях. Владыка Понта мертв.

Дворяне с тревогой шептались о грядущем перераспределении власти. 14-летний мальчик с ужасом смотрит на тело своего отца, убитый горем из-за смерти родителей. Он поднял заплаканные глаза и встретился глазами со своей матерью, царицей Лаодики. Несмотря на маску грусти, во взгляде женщины юноша заметил скрытую змеиную победу.

Этот мальчик – Митридат VI Евпатор – главный герой нашего рассказа.

[Моя] История (Наука) История автора Древняя цивилизация Длинный пост 5

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Понтийский цикл Часть I Понтовое царство.