Из жизни дореволюционных семинаристов

Тульская духовная семинария декабрь 1915 г

Сегодняшний пост — продолжение рассказа о Церкви и религии в Российской Империи. На этот раз мы поговорим о религиозном образовании и семинарской жизни.

Когда речь идет о религиозном образовании, стоит задуматься о том, что религия – это не только личное дело, но и национальное дело, и духовенство занимает особое положение в классовом обществе. Религиозное образование предназначено не только для истинно религиозных людей, желающих связать свою жизнь с церковью. Для того чтобы дети священника были назначены на сан священника, они должны были окончить как минимум семинарию. Юноша затем обычно поступает в семинарию, также продолжая династию. С другой стороны, окончание семинарии и становление священником считалось шагом вверх по социальной лестнице для крестьян и бедной буржуазии, поскольку духовенство пользовалось большими привилегиями, чем крестьяне и буржуазия. Также в семинарию идут те, кто хочет продолжить свое образование, не ограничиваясь двух- или четырехклассной государственной школой, но не имеет денег на гимназию. Уровень образования в семинарии официально такой же, как и в средней школе, поэтому семинаристы могут позже поступить в университет. Тверская духовная семинария была одной из крупнейших, и в 1895 г. 21% студентов были из других классов (16% были мещанами и 5% - детьми крестьян и солдат). В 1904/05 учебном году эта доля составляла 12,7%, а в 1916/1917 учебном году – 19,5%. Из-за этого состав студентов семинарий неоднороден и представлен разными возрастными группами. Сыновья Тараса Бульбы в гоголевском шедевре в Киеве тоже получили религиозное образование, но становиться священниками они явно не собирались. Но, несмотря на это, большинство семинаристов – дети пастырей.

в России до Петра Великого будущее духовенство готовилось в монастырях. При Петре I государство взяло этот вопрос на контроль. В 1721 году был утверждён Положение о духах, устанавливающее требования к образованию. Согласно уставу, семинарии всех уровней должны открываться при архиерейских дворцах и монастырях. Архиерейская палата — административный орган Церкви, посредством которого епископ (епископ) сотрудничает с подконтрольным ему духовенством и паствой. При этом дети представителей духовенства по закону обязаны посещать данные учебные заведения. Школа финансируется за счет доходов монастыря. В школе 8 классов. В первом классе изучаются латинская грамматика, география и история, во втором классе - арифметика и геометрия, в третьем классе - логика и диалектика, в четвертом классе - риторика и поэзия (изучение поэтических и ритмических приемов), в пятом классе - физика и метафизика (раздел философии, изучающий природу и существование), шестой уровень — политика, а седьмой и восьмой уровни — теология. В учебную программу входили также латынь, греческий, иврит и церковнославянский языки, но на практике они обычно ограничивались изучением латыни. Школы являются закрытыми учебными заведениями, и ученикам не разрешается покидать их без специального разрешения. Визиты к близким ограничены. Семинарскими назывались общежития школы, позже это название закрепилось за всем учебным заведением и семинаристами стали называть всех учащихся. В современной Польше, Украине и Беларуси семинарии называются бурсами, а студенты — бурсаками. Родители неохотно отдают своих детей в эти учебные заведения. Качество образования там не всегда высокое, а условия жизни плохие. Более того, россияне считают, что эта система навязана сверху, является иностранной и представляет собой «тлетворное влияние Запада».

читальный зал семинарии

В начале XIX века была реформирована система религиозного образования. В 1808 г был учрежден Семинарский комитет и составлен первый устав духовных учебных заведений. По уставу они делятся на младшие семинарии (епархиальные и областные), средние семинарии и высшие семинарии. Дети священнослужителей обязаны посещать религиозные школы, но обычно они предпочитают продолжать обучение. Учебная программа неоднократно менялась, но принципы остались прежними: набор общеобразовательных предметов, а также изучение религиозных предметов.

Для «Поповича» обучение обычно проходит в два-три этапа. Первой была миссионерская школа, где они получили начальное образование. Потом они пошли в семинарию. Иногда они идут прямо в школу. Бывает, что дети старшего возраста, ранее обучавшиеся в других учебных заведениях, хотят поступить в религиозную школу. После сдачи экзамена теоретически можно поступить не только в первый класс, но и во второй и третий класс. К детям признанных «священнослужителей» относились более лояльно, чем к другим. В первом классе учили чтению псалмов, пению, правилам церковной музыки, каллиграфии, краткой священной истории, латыни и простому катехизису. Катехизис означает изучение основ религии, церковного учения и традиций. Русская грамматика и арифметика добавляются во втором классе. Предметы в третьем классе включают греческий и церковнославянский языки, церковные конституции и длинный катехизис, историю церкви и географию. Основными изучаемыми языками были русский и церковнославянский, на этих языках совершалось богослужение. Многим студентам было лень изучать греческий и латынь. Качество образования иногда оставляет желать лучшего.

Семинар в Саратове

Эрозии науки часто препятствуют нестабильные условия повседневной жизни. В университетах обычно есть общежития, но количество мест в общежитиях ограничено. Дети сельских пасторов, обучающиеся в городе, зачастую вынуждены жить в самом дешевом съемном жилье. Митрополит Евлогий (1868-1947), сын священника из небольшого села Тульской губернии, вспоминал учебу в Белевском училище: «Из пола. Но мы, студенты, живем не в кампусе, а в бесплатных квартирах, иногда несколько человек живут с одним хозяином одновременно. Мой отец устроил меня дьяконом. С ним жила вся наша «сообщество» — несколько мальчиков в возрасте от 9 до 14 лет. Нам пришлось самим позаботиться о еде; мы организовали сбор средств, выбрали казначея и по очереди ходили за покупками. Остальная часть бюджета уходит на еду. Мы ели в меру своих финансовых возможностей, но, соблюдая пост, часто за праздник ели в три раза больше. Спали мы кто на койках, кто на койках, по 2-3 человека. Их жизнь бедна и патриархальна, без каких-либо формальных правил поведения, но яростно независима. Возможно, в этом есть и хорошая сторона, но, несомненно, есть и плохая. При отсутствии должного педагогического надзора мы становились своенравными и порой жестоко страдали от последствий своего своеволия... Наша вольная жизнь вне школьных стен давала немало оправданий нашему развратному поведению. Мы любим травить собак, бегать по городу босиком, играть в бабушки на улицах... Мы не отличаемся порядочностью и вежливостью. В нас тоже есть что-то дикое. Оно проявлялось в непримиримой неприязни к гимназистам и студентам Белевского технического училища имени Василия Андреевича Жуковского. Нас называли «кутейниками», а мы их «селедками». Каждый день военные действия выражаются в ожесточенных столкновениях на мосту. Мы запаслись камнями и палками, они тоже, и обе стороны беспощадно били друг друга. Однажды меня поймали и привезли обратно с ранами по всему телу. Старые учителя закрывали глаза на эти погромы и даже не интересовались нашими проявлениями доблести, лишь позднее власти объяснили нам варварство этих боев».

Выпускник Владимирской духовной семинарии

Митрополит Евро вспоминал, что однажды он и его товарищи чуть не умерли от тифа, выпив воды из грязного ведра после принятия ванны. В другой раз он чуть не утонул. По его воспоминаниям, преподаватели делятся на «академиков» и «академиков» по ​​академической квалификации. Студенты семинарии проще и лояльнее, а преподаватели — снобы. Но оба они часто пили. Мет также напомнил о мероприятии, проведенном в ряде школ. «Даже если у меня нет хороших воспоминаний от семинарии, они все равно остались. Первомай все равно остается таким воспоминанием. Мы с учителями ходили гулять за город, например в село Мишенское. Здесь родился и жил Жуковский. Проверив дом, мы поиграли в лапти на траве в парке, после сытного круга вернулись с удовлетворением, начались долгие и приятные прогулки нашего нового администратора М.А. Глаголева, за что мы вспоминаем его с благодарностью: «Каникулы и каникулы во всех учебных заведениях постоянные. С 24 по 7 января, с 15 июля по 1 сентября, последняя неделя Великого поста, Пасхальная неделя и Мясная неделя. Также есть упоминание о Дне труда (развлечение). Учебный год заканчивается 1 июня, в течение двух недель проводятся экзамены, а затем государственные экзамены. На каникулах все одноклассники разъехались по домам.

В некоторых школах к учебе относятся строго, а в некоторых, наоборот, понимают, что значительная часть учеников проходит курсы «для галочки», чтобы вступить в духовенство и иметь шанс получить хоть какие-то знания. Место находится в церкви. Об этом, например, писал Николай Помяловский в скандальных «Очерках о Бурсе», вышедших в начале 1860-х годов. "Когда мы учились в школе, заканчивался период обязательного образования и вступали в силу законы о старости. Было много лет - теперь уже давно прошедших - когда не только маленьких детей, но и тех, кто с бородами, принудительно исключали по приказу от властей из деревни, обычно от пономаря и дома пономаря, чтобы научить их письму, чтению, арифметике и сложению. В Бурсе правит церковь. Некоторые обручены с невестой и проводят сладкий медовый месяц, но грянет гроза и их венчали Пожарский, Мемольский, обычай псалмов и церковного пения, привнесший их в май (палку), оставил их голодными и холодными нечего сказать. Они не держат достаточно старых людей на долгое время, но, научив их грамоте в течение трех-четырех лет, отпускают, чтобы они стали пономарями помоложе и более увлеченными науками; тридцатилетние, а часто и гораздо старше, достигают богословского курса (продвинутого уровня в семинарии), а родственники плачут, воют и сокрушаются, и посылают своих детей в науку. Они возвращались домой с глубокой ненавистью и отвращением к образованию; Но это было очень давно.

Время прошло. Постепенно общество проникает сознание – не о пользе науки, а о ее неизбежности. Для получения права служить приходским священником в селе требовалось как минимум епархиальное образование. Отцы сами возили своих детей в школу, парты быстро заменялись, а количество учеников росло до тех пор, пока школа уже не могла вместить их. Тогда они изобрели древний знаменитый закон. Отцы до сих пор не отказались от привычки отдавать своих детей в науку, когда они достигают совершеннолетия, часто беря с собой мальчиков уже шестнадцати лет. Такой человек становится старым после двух лет обучения в четырех классах школы; эта причина фиксируется в звании учащегося (в аттестате) и его исключают из школы (исключают). В училище обучается пятьсот учеников, из них каждый год звание получает сотня и более; на смену им из деревень (в основном) и городов прибывает новая масса, а через год высылается за дверь еще сотня. Получившие этот титул становились послушниками, пономарями, церковными старостами и пресвитерианскими писцами. Но они полубродили по приходу без какой-либо конкретной деятельности, не зная, куда девать свои титулы, и не раз мелькали страшной новостью о том, что всех бездомных собираются призвать в армию. Теперь мы понимаем, как обслуживаются школьные помещения и почему мы встречаем полувзрослых людей в темных и грязных классах».

Сам Помяровский был сыном дьякона, поэтому свою учебу и нравы он описывает так, чтобы это имело значение. Он родился в Петербурге и в 8 лет поступил в Александро-Невскую духовную семинарию, но ему там совершенно не понравилось. В школе он учился не очень хорошо, но по окончании учебы все равно получил хороший аттестат.

Обратите внимание: Из-за чего срок жизни танка в бою именно 2-3 минуты?.

Применение телесных наказаний в школах. Самого автора в школьные годы избивали палкой около 400 раз. Он также отметил распространенность издевательств в учебных заведениях. Он предпочитал учиться в семинарии, где его реже пороли, но в итоге вместо того, чтобы стать священником, он стал писателем и алкоголиком. Но это совсем другая история.

Желающие получить знания обычно садятся ближе к учителю. За последней партой сидели самые отстающие ученики, которые даже не пытались учиться. Студенты нередко остаются на второй год. Эти переросшие повторники часто пользуются уважением своих одноклассников. Если студента подозревают в стукачестве, это может привести к бойкоту, а иногда и к издевательствам. Иногда возникают стычки между местными городскими студентами и туристами (как правило, из сельской местности). Жители деревни иногда считают местных жителей женоподобными и завидуют тому, что они могут чаще навещать свои семьи. Местные жители могут относиться к туристам свысока. Происхождение студента также имеет значение. Митрополит Вениамин Федченков писал в своих воспоминаниях: «Я помню более характерную деталь. По законам нашего времени дети «податного сословия» (до сих пор не понимаю этого слова: ведь все платят какие-то налоги) не имеет права на среднее и высшее образование. Для этого надо «отменить» подписку крестьян: ведь «народ» должен был на это согласиться. Это была простая и формальная процедура поехали со мной в волостную управу примерно в семи милях от дома, причем они, кажется, принесли поселковому начальнику и писарю бутылку вина и отдали им ее бесплатно. Записка, от которой я теперь «отписываюсь». Но я до сих пор не понимаю, кем я стал после этого. Даже в семинарии товарищи часто спрашивали: «Кем я стал?» — «Чей сын?” -
«Пастор!» Это была большая честь. «А ты?» — «Дьякон». Уровень поэта совсем невысокий, но приемлемый. «А ты?» — «Крестьянин!», скажешь ты, такое было, но ты сам стыдишься своего крестьянского происхождения: чернокостный, низший, мужицкий... В семинарии товарищи уже очень умные, очень тактичен, такого разговора между ними не завязалось, но старейшины, начальство снова обвинили в этом меня».

После колледжа выпускники поступают в семинарию. В начале XIX века в России действовало 36 духовных семинарий, к 1850-м годам — 47, а к началу XX века — 57. В каждой семинарии обучается 500-600 студентов. В начале 20 века в Российской империи насчитывалось около 18 тысяч семинаристов. Согласно правилам, количество учеников в классе ограничено. Число учащихся в каждом классе первого, второго и третьего классов не должно превышать 50, а затем не более 55 учащихся. В семинарии шесть классов, но иногда студентов оставляют до второго курса. Некоторые студенты получают стипендии, которые дают им право на проживание, бесплатные учебники и многое другое. Но многие люди поддерживают себя самостоятельно.

Как и школы, семинарии имеют общежития, но не все имеют к ним доступ. Многие живут в арендованных домах и сотрудничают с товарищами. Мы часто снимаем дома группами по 6-8 человек. Наиболее дисциплинированных студентов назначали руководителями групп и управляющими квартирами, и они были обязаны вести специальные дневники, фиксируя все действия, за которые они отвечали. В результате оценивалось поведение семьи. Как вы могли догадаться, таких шпионов они не любят. Чтобы не испортить отношения с одноклассниками, им часто приходится хитрить.

«Митрополит Евлогий» писал в своих воспоминаниях об учебе в Тульской духовной семинарии с 1882 по 1888 год: «Семинаристы жили в квартирах на окраине города, на темных улицах с грязью по колено (только молодцы, я поначалу не принадлежали им и жили в интернате). Они пользовались полной свободой, но часто злоупотребляли своей свободой: часто обманывали начальство, использовали различные уловки, чтобы не прийти на занятия, устраивали попойки, шумели, пели…

Мы все любим петь и у нас это отлично получается. Хор семинарии прекрасно пел богослужения в храмах и приходах. Мы охотно пели много времени. Богатый, звонкий бас был приглашен на свадьбу в город оглушительным, громовым голосом: «Пусть жена боится мужа своего». Я так хорошо пел: меня не пустили в надлежащий хор.

К сожалению, попойки – обычное дело не только в бесплатных квартирах, но и в интернатах. Пьют по всем поводам: именины, радостные события, хорошие новости, удача.. все это веские причины выпить. Старшие семинаристы даже устраивают прием по случаю своего посвящения (это называется «омовение облачений»). Алкоголь сгубил многих людей. Сколько людей утонуло, опьянело, потеряло желание и способность учиться из-за этого разрушительного энтузиазма!

Распущенность проявлялась не только в пьянстве, но и в неуважительном отношении к преподавателям. Они называют учителей за спиной: «Филька», «Ванька», «Николка»… Они ищут возможности безнаказанно посмеяться над ними. Например, ученик четвертого класса поставил стул на край стула учителя, ожидая, что, сядя на стул, он полетит на пол. Так оно и произошло. Весь класс расхохотался: «Учитель упал, а вы все еще смеялись? Как грубо растерялись ученики…

В целом семинаристы (за некоторыми исключениями) довольно апатичны, а иногда даже небрежны к вере и церкви. Они посещали мессу и всенощные бдения, но иногда читали романы в углах заднего ряда и часто выставляли напоказ атеизм своей юности; Не пойти на исповедь или причастие, обманным путем получить записку о том, что постится – такое уже произошло. Один семинарист скорее предпочел бы лежать в пыли под столом всю мессу, чем пойти в церковь. К церковным книгам относились бесцеремонно: их разбрасывали повсюду, и на них спали».

Распространенной проблемой среди студентов является недоедание. Это проблема многих учебных заведений (не только религиозных) из-за масштабных воровства. В 1876 году Тверская семинария приобрела для своих учеников (582) 250 пудов говядины, 30 пудов колбасных изделий, 30 пудов баранины и телятины, 45 фунтов рыбы (6 сортов), 10 пудов подсолнухов, 30 пудов сливочного масла, 25 пудов муки, 350 гречневой крупы, 55 пудов гороха, 1250 мешков ржаного хлеба. Я также приготовил 100 фунтов овса и 2 фунта меда. К сожалению, большая часть еды не попадает на столы студентов. В своих воспоминаниях митрополит Феченков, бывший ректором Тверской духовной семинарии с 1913 по 1917 год, упомянул о нескольких бунтах, произошедших в этом учебном заведении. Один из таких инцидентов произошел потому, что повстанцам надоело изо дня в день есть невкусный кисель.

Митрополит Евлогис отметил, что в семинариях есть охрана, которая старается следить за поведением студентов и может посещать их в общежитиях, чтобы проверить, ночуют ли они дома и читают ли запрещенные книги. В некоторых местах контроль еще жестче. Сохранился интересный документ - ответ на запрос ректора Витебской духовной семинарии о прошлом студента, отчисленного из Тверской духовной семинарии. Тверские «коллеги» прислали подробный отчет с перечислением всех грехов студента, например, пропущенных им утренних молитв и литургии, во время которых он читал ненужные книги. Предосудительными считались и частые прогулки молодого человека по скверам. В качестве предосудительного поведения инспектор может упомянуть в дисциплинарном журнале слишком модную прическу, посещение театра, флирт и попытки познакомиться с девушками, общение с друзьями и игру на музыкальном инструменте. С начала 1870-х годов специальным циркуляром Синода запрещалось устраивать «музыкально-вокальные вечера» — «чтобы не отвлекать студентов от учебы». В 1890-х годах семинаристы возродили это приятное занятие. Неудивительно, что между семинаристами и надзирателями часто возникали конфликты. Иногда это приводит к преступлениям и даже массовым убийствам. В 1886 году в Тбилисской духовной семинарии произошел вопиющий инцидент, когда 19-летний студент Раджиев «24 мая самым зверским образом убил священника» ректора и протоиерея Павла Ивановича Чудиецкого. В то время о. Директор зачитывал какое-то прошение, которое подал ему Раджиев... Злодей вонзил кинжал сначала в пах, затем в живот, затем перевернул кинжал и вскрыл себе кишки, и когда тяжело раненный директор Он, крича и убегая, бросился вперед и пронзил его своим кинжалом, а жена приходского священника, пытавшаяся удержать злодея, выхватила кинжал и снова преследовала свою жертву, нанеся ему новую жестокую рану в шею. "Главный прокурор Победоносцев получил ответ от грузинского архиепископа по этому поводу. Социалисты должны нести ответственность за подкуп студентов, а также сложные межнациональные отношения. Раджев вообще не любит русских, и семинария не должна нести никакой ответственности. В Весной 1895 года во Владимирской семинарии семинаристы чуть не зарезали вилами помощника инспектора, а декана Никона ударили топором по голове. Беспорядки в семинарии происходили регулярно, и к концу века это произошло. Случались все чаще и чаще. Иногда бунты подавлялись, иногда пытались скрыть, чтобы не привлекать к себе внимание властей. Митрополит Вениамин Феченков некоторое время занимал должность инспектора Петербургской духовной семинарии. Это было сделано для того, чтобы студенты не курили в своих спальнях по ночам. Это приводило к беспорядкам, в которых курильщики преобладали, и студенты могли начать дружно мычать и топать ногами в знак протеста, но иногда это могло привести даже к настоящей акции кровавая баня 1893 года. В 2001 году Тбилисскую духовную семинарию пришлось на время закрыть из-за беспорядков. Студентам в целом не нравился авторитаризм и тирания руководства, включая запрет на чтение любой светской литературы. В результате приняли участие 87 участников бунтовщиков исключили без восстановления в правах в другие университеты страны и под надзором полиции, остальные были лишены права поступления в семинарию.

Во времена Александра II телесные наказания были официально запрещены в учебных заведениях. Семинаров перестали бить палками. Были и другие унизительные наказания. Например, «голодный стол», когда в столовой перед студентами ставят тарелки и столовые приборы, но еду не подают, или «молитву», когда преступник кланяется во время обычного приема пищи. За плохое поведение семинаристов могут посадить в карцер. Если поведение особенно возмутительное, их могут исключить из семинарии. Если их отчислят за низкий рейтинг поведения, им будет закрыт путь в колледж. Известно, что студент семинарии Иосиф Джугашвили несколько раз попадал в карцер и получал плохие оценки из-за своего поведения. Его также обвинили в чтении и распространении запрещенных книг в семинарии. Официальной причиной его отчисления была неспособность сдать экзамен, но, возможно, это была не единственная причина. Сталин так и не закончил семинарию, но это тоже совсем другая история.

После окончания семинарии значительная часть студентов начинает служить в церкви, чей статус определяется оценками и спонсорством. Некоторые продолжают учиться в семинарии, чтобы найти место в церкви. Некоторые студенты поступили в университет.

Во время Первой мировой войны некоторые семинарии были закрыты, а в их зданиях устроили лазареты. Количество студентов уменьшилось. После революции семинария на долгое время была закрыта.

Далее подборка фотографий из альбома Тульской семинарии, 1915 год

В речи архимандрита Матфея

**********

Некоторая информация получена здесь

Митрополит Евлогий (Георгиевский) «Мой жизненный путь»

Николай Помяровский «Очерки о Бурсе»

Митрополит Вениамин Феченков «О чередовании двух эпох»

Т. Г. Леонтьев «Вера и прогресс: Православное сельское духовенство в России во второй половине XIX — начале XX века»

[Моя]История России Российская Императорская Духовная Духовная Семинария Церковь Длинный пост 6

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Из жизни дореволюционных семинаристов.