Приветствую вас друзья! Эта статья завершает цикл обзоров танковых дуэлей периода Первой мировой.
Как известно, большую часть танкового парка германской армии в конце войны составляли трофейные машины Mk IV. Большинство из них было захвачено в результате битвы при Камбрэ, продолжавшейся с 20 ноября по 07 декабря 1917 года. Тогда после отражения британского наступления с массированным применением танков (476 единиц), немцам удалось захватить порядка 100 машин в различной степени исправности. В это же время, в декабре 1917 года в Шарлеруа, на базе 20-го баварского армейского автопарка (В.А.К.Р. 20) был организован сборный пункт для трофейной бронетехники, а также ремонтные мастерские. Часть танков, наименее пригодных для восстановления служила в качестве "доноров" запчастей.
Восстановленные машины, как правило, перевооружались 57-м пушками пушками Максима-Норденфельда и пулеметами MG-08 германского образца.
Таким вот нехитрым образом, к весне 1918 года, немцам удалось сформировать шесть "штурмовых отделений", укомплектованных трофейными британскими "ромбами" по пять машин в каждом. Напомним, что своими " родными" танками А7V было оснащено только три отделения - масштаб использования трофеев, как говорится, на лицо.
Ранним утром 8 октября 1918 года, около деревни Нирньи, роты A и С британских танков Mk IV из 12-го батальона Британского Танкового корпуса встретились с германским штурмовым отделением укомплектованным такими же машинами: три пулеметных и одна пушечная.
В предрассветных сумерках англичане не смогли различить опознавательные знаки на немецких танках и приняли их за своих из третьей роты С своего батальона, которая действовала неподалеку у деревни Серенвиль. Танк роты А, с бортовым номером L16, в котором находился командир роты, капитан Рос, успел приблизиться к немецким машинам на расстояние 50 метров, прежде чем ротный понял свою ошибку. Рос тут же отдал команду открыть огонь, но два прямых попадания вывели танк из строя прежде чем он успел выстрелить.В результате был убит водитель, а командир танка получил ранение. Капитан Рос и остальные члены экипажа покинули подбитую машину и перебрались в танк L19 в котором уже было пятеро убитых, включая наводчиков орудий, поэтому всё что мог делать командир этой машины, лейтенант Уорсеп, это обстреливать германские танки из пулемета.
Обратите внимание: Топ 5 лучших танков в мире.
Но вскоре и этот танк был подбит и загорелся: экипаж покидая подорвал свою машину. Танки L12 и L8 также были подбиты двумя и одним попаданием снарядов соответственно.Командир "восьмерки" лейтенант Мартел выбрался из подбитой машины и вместе с другим офицером, артиллеристом по специальности, они развернули брошенную немецкую 77-мм полевую пушку и сперва расстреляли танк Мартела, чтобы он не достался немцам, а затем подбили и два германских танка, один из которых был пушечный "самец". Тут подтянулись к месту боя и танки роты С: один из них пулеметным огнем вынудил к отходу два германских пулеметных Mk IV. А две пушечные машины лейтенантов Кларка и Шерата записали на свой счет по одной подбитой германской "четверке". В итоге, вроде как победа англичан, правда какая-то "пиррова": от роты уцелел только один танк и 19 человек были убиты.
Этой бой, как и два предыдущих имел сугубо локальное значение, но показал возросшее мастерство немецких танкистов: шутка ли - один пушечный танк немцев за короткий срок подбил четыре английские машины! Кроме того, обе стороны снова убедились, что чисто пулеметного вооружения для танка явно недостаточно - посредством изучения боевого опыта приходило понимание того, что столкновения между танками на поле боя весьма скоро перестанут быть редкостью и чтобы выходить из них победителем танку необходимо иметь пушку. Ну и конечно, этот бой интересен тем, что с обеих сторон в нем участвовали танки одной модели - британские Mk IV.
Уважаемые читатели! Если понравилась статья - ставьте лайк! Буду весьма благодарен. И до новых встреч на "Историческом броневичке"!
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Третий бой танков с танками: театр одного британского актера.