Роман "Сёгун". История средневековой Японии

Спасибо @acethelittle и Unknown Picker за пожертвование в поддержку моего блога!

Писатель Джеймс Клавелл родился в семье британского военно-морского офицера и провел детство в портовом городе Британского Содружества. Оказавшись в Гонконге, юный Джеймс заинтересовался изучением восточной культуры. Достигнув совершеннолетия, Клавель решил поддержать семейные традиции деда и отца и посвятить свою жизнь военной карьере, но вместо флота выбрал артиллерию. Во время Второй мировой войны Клавель сражался на стороне союзников против нацистской Японии в джунглях Малайзии, где он был ранен и взят в плен японцами, но был освобожден после победы в 1945 году. Почти 20 лет спустя, в 1962 году, Джеймс написал роман «Мышиный король», в котором рассказывается история японского лагеря для военнопленных в Сингапуре, где он также находился в заключении. Эта книга положила начало серии «Азиатская сага», в которую вошли шесть романов, повествующих о событиях разных эпох в Азии. Самая известная книга серии — роман «Сёгун», написанный в 1975 году. В этой книге рассказывается история приключений британского капитана, чей корабль терпит крушение у берегов Японии. Роман представляет собой красочное изображение жизни, идеологии и политики Японии 17-го века, а сюжет основан на реальной истории мореплавателя Уильяма Адамса, первого англичанина, прибывшего в Японию в 1600 году.

В 1598 году Адамса пригласили служить штурманом флота из пяти голландских кораблей в экспедиции на Дальний Восток. Путешествие началось в Роттердаме в июне 1598 года и продолжалось около 19 месяцев, проходя через Атлантический и Тихий океаны. Первоначально целью торговой экспедиции было плыть к западному побережью Южной Америки и продать там груз. Япония служила запасным вариантом, поскольку моряки хотели продать свой груз и купить специи на Молуккских островах, прежде чем вернуться в Европу. Во время плавания на корабле кончились продукты и пресная вода, а большая часть моряков умерла от цинги. Около Магелланова пролива экспедиция столкнулась с штормом, который разбросал корабли союзников. В результате один корабль был захвачен испанцами, а другой португальцами (португальцы и их испанские союзники первыми открыли морские пути в Азию, а японцы (Кроме того, португальцы и испанцы были католиками, а Голландцы были протестантами, и в этот период шла религиозно-идеологическая война за независимость Нидерландов от испанского владычества. Первый человек исчез в глубоком море, а четвертый вернулся в Нидерланды. Экипаж – 36 человек. Лишь корабль «Рифде» с экипажем из 24 человек под руководством Уильяма Адамса продолжил путь к побережью Японии.

В апреле 1600 года команда «Рифде» высадилась на острове Кюсю, где встретилась с португальскими священниками. К тому времени они уже давно обосновались на острове и крестили значительную часть японского населения в христианство. Португальцы не хотели ставить под угрозу свою монополию на торговлю с Японией, поэтому обвинили голландцев в пиратстве. По приказу даймё Микава Токугава Иэясу (эквивалент европейского даймё) корабль был конфискован, а весь экипаж заключен в тюрьму в замке Осаки. Токугава потребовал, чтобы заключенные выбрали для допроса кого-то из своего ближайшего окружения. Этим человеком был Уильям Адамс. Это потому, что он знал португальский язык и мог общаться с Токугавой через португальского священника, который выступал в качестве переводчика.

Ответ Уильяма успокоил даймё и заверил его, что он и его команда находятся в мирном гостях. После месяца заключения члены экипажа были освобождены, а «Токугава» приказал обеспечить каждого члена экипажа содержанием и рисовым пайком. Однако он запретил им возвращаться на родину. О дальнейшей судьбе членов команды «Рифде» ничего не известно. Уильям Адамс, получивший японское имя «Андзин-сама», что означает «мастер-навигатор», быстро подружился с Токугавой и завязал частые беседы о географии и истории Европы, а также поделился своими знаниями в области астрономии. Затем Адамс стал личным переводчиком Токугавы в его общении с европейцами. В 1604 году под руководством Адамса японская верфь построила в Ито «Рифде» — копию парусного корабля, использовавшегося для исследования японского побережья. За все эти достижения Токугава наградил Адамса обширным феодальным владением Миура и около 90 крепостными. Токугава также постановил, что отныне капитан Уильям Адамс умрет.. но родится самурай Миура Анджин. Уильям Адамс таким образом удостоился чести стать первым в истории иностранцем, получившим титул самурая.

Однако «Токугава» отклонил все просьбы Адамса вернуться в Великобританию, и бывший мореплаватель до конца остался в Японии. Он разбогател, занимаясь торговлей, женился на аристократке-японке и в конце концов родил от него двоих детей. Тем не менее Адамус регулярно отправлял деньги обратно в Великобританию своей первой жене и детям через моряков союзников. Анджин скончался 16 мая 1620 года в возрасте 55 лет. Перед смертью он завещал разделить свое имение поровну между двумя семьями: одной в Англии, другой в Японии.

общий
Происхождением титула сёгун является японское воинское звание Сэйи Тайсёгун, которое присваивалось полководцам, возглавлявшим экспедиции против варварских племен на северо-востоке в VIII веке. С 1192 по 1868 год титул сёгуна носил высокопоставленный военный офицер, который фактически управлял Японией от имени императора. Исторически верховная власть в Японии принадлежала Императору, но для сохранения реальной власти в стране императорская семья была вынуждена объединиться с другими крупными кланами.

К XII веку имперская власть Японии снизилась до номинальной, и между кланами Тайра и Минамото велась битва за реальное политическое влияние внутри страны. С 1156 по 1184 год власть оставалась в руках клана Тайра, но в 1184 году решающее преимущество получил клан Минамото. Минамото-но Ёсинака повел большую армию в Киото, тогдашнюю столицу Японии, и форсировал остатки армии. Побег мистера Тайры. В 1184 году Минамото-но Ёсинака был закреплён за титулом Сэйи Тайсёгуна от императора, после чего Ёсинака монополизировал право собирать войска внутри страны, тем самым предотвратив возможность появления равносильного по силе врага, как считал Минамото-но Ёсинака. Страна. Однако этот основательный план провалился... Его двоюродный брат Минамото-но Ёритомо сумел организовать собственную армию и поставить целью заменить Ёсинари. С ее помощью он сначала уничтожил Ёсинаку, затем остатки клана Тайра, а Ёритомо затем стал фактическим правителем всей страны. Как и его брат несколькими годами ранее, Ёритомо запросил у императора титул Сэйи Тайсёгун, чтобы не показаться самозванцем, и успешно получил его в 1192 году. С этого времени Сэйи Тайсёгун (или просто Сёгун) стал титулом фактического правителя страны.

Минамото-но Ёритомо.

Официально титул сёгуна всегда давал император, но на самом деле он передавался по наследству предыдущему сёгуну. Четкого порядка в преемственности титулов не было, и сёгун обычно назначал преемника из числа своих сыновей, но если преемника не было, он усыновлял одного из представителей другой ветви семьи. За всю историю этой страны ни один генерал никогда не пытался узурпировать трон, даже имея в своем распоряжении всю военную мощь, но императора старались держать в стороне от политической жизни.

Император дважды пытался восстановить власть, которой он пользовался до основания сёгуната. В 1219 году император Готоба, ранее отрекшийся от престола, и его сторонники предприняли попытку государственного переворота с целью восстановления имперского правления, но потерпели неудачу. В начале 14 века сёгунат клана Камакура сослал императора Го-Дайми на острова Оки и провозгласил себя императором Когоном. Однако сёгунат Камакура вскоре пал под натиском войск, симпатизировавших свергнутому императору, и Годайгосё вернул себе трон и власть над страной. По его замыслу японский император снова должен был единолично править страной, как в древние времена. Однако эта политика не была поддержана большинством японской аристократии, и императорская семья в конечном итоге раскололась на Южный двор и Северный двор. Сёгун Такаудзи объявил о создании нового императора, и Годайгосё перенес двор из столицы в Ёсино. Усилиями нового сёгуната Муромати единство семьи было восстановлено в 1392 году, однако император в конечном итоге был отстранен от управления страной.

Позже император Дайго.

В течение 30 лет, с 1573 по 1603 год, в Японии было мало сёгунов, и ею правили попеременно Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси. Этот последний сезон представляет собой историю из романа Клавеля.

Ода Нобунага был сыном мелкого военного лидера провинции Овари. После смерти отца он победил своих родственников в войне за наследство и стал главой семьи Ода. Затем Нобунага выиграл войну против кланов Имагава и Сайто, владевших соседними государствами, и стал одним из самых могущественных феодалов страны. В 1565 году в Японии произошла битва между кланом Муромати и кланом Миёси за титул сёгуна, в ходе которой был убит Ёситеру Асикага, правитель сёгуната Муромати. Те, кто убил Миёси, решили заменить его сёгуном Ёсихидэ Асикага, а также решили «устранить» любого возможного преемника убитого сёгуна Ёсиаки Асикага. Однако он бежал из столицы в провинцию Этидзэн. Беглецы, претендующие на звание сёгуна, отправились к Нобунаге и попросили военной помощи в отстаивании своих прав, чему он с радостью согласился и планировал расширить сферу своего влияния на столицу и прилегающие к ней территории.

Ода Нобунага

В сентябре 1568 года Нобунага возглавил большую армию в экспедицию на Киото, завершившуюся полной победой. В течение полумесяца его войска захватили город и вынудили представителей клана Миёси бежать из столицы в страну Ава. Ёсиаки Асикага становится 15-м сёгуном. В качестве благодарности за помощь он предложил Нобунаге должность заместителя, но Нобунага отказался. Нобунага планировал объединить различные японские кланы в одну нацию и хотел взять власть в свои руки. Нобунага был вынужден принять «Правила Госэ» Ёсаики из 16 статей, которые жестко ограничивали полномочия сёгуна, что позже привело к войне между двумя бывшими союзниками.

Нобунага в очередной раз выиграл борьбу за власть. За несколько лет ему удалось разгромить вражеские армии, завоевать многие провинции и уничтожить сёгунат. Ёсиаки Асикага был изуродован монахом и изгнан из столицы.

Обратите внимание: История создания..

Имея власть в своих руках, Ода Нобунага провел множество революционных реформ на подконтрольных ему территориях в центральной Японии. В частности, он открыл рынки свободной торговли и дал мощный импульс экономическому росту. Чтобы реализовать свой план по объединению страны, Нобунага активно сотрудничал с португальскими купцами и духовенством, которые снабжали его огнестрельным оружием европейского производства по низким ценам и завоевали лояльность японских христиан. Все шло к тому, что Нобунага вскоре покорит всю страну, но его карма распорядилась иначе...

29 мая 1582 года, покоряя другие японские кланы, Ода Нобунага остановился у города Киото. Он намеревался лично возглавить войска, уже сражавшиеся с противником, и направил им на помощь отряд под командованием военачальника Акэти Мицухидэ. Однако в ночь на 2 июня Акэти со своей армией вернулся в Киото и осадил храм Хоннодзи, где находился Нобунага. Поскольку храм охраняло небольшое количество телохранителей и последователей, верных Нобунаге, отряд Мицухидэ легко штурмовал храм и перебил защитников. Чтобы избежать позора, Ода Нобунага был вынужден совершить сэппуку.

Существует несколько теорий относительно того, что побудило Акэти восстать против своего хозяина. Считается, что причиной этого является месть за нападение и преследование, которым он подвергся публично со стороны Нобунаги. Была также предложена версия, согласно которой Мицухидэ выполнял приказы одного из врагов Нобунаги. Сразу после смерти Оды в Киото начались беспорядки и грабежи, продолжавшиеся две недели. Два самых влиятельных военачальника Нобунаги, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу, получают тревожные новости из столицы и направляются в Киото, чтобы отомстить за смерть своего господина и попытаться унаследовать его положение. Первым, кому это удалось, стал Хидэёси, разгромивший армию Мицухидэ в битве при Ямадзаки 13 июня. Сам боевик сбежал, но на следующий день был ранен в стычке с фермерами, а впоследствии совершил сэппуку.

Стоит немного упомянуть об истории этого ритуала, поскольку сеппуку было действительно мейнстримом среди японской знати того времени. Первое сэппуку совершил даймё Минамото-но Ёримаса в битве при Удзи в 1180 году. Впоследствии эта процедура распространилась по всему японскому обществу. Сэппуку иногда приговаривали в качестве наказания за преступления против правителя, а иногда исполняли самураи добровольно, чтобы избежать позора. Например, самурай совершал сэппуку после смерти своего господина, чтобы не стать ронином. «Процедура» сеппуку заключалась в распаривании живота по горизонтали или по горизонтали и вертикали. В процессе участвует помощник, обычно близкий друг умирающего, который должен обезглавить самурая своевременным взмахом меча, чтобы человек, совершающий сэппуку, сохранил свое достоинство, несмотря на боль. Я больше не мог этого терпеть. При этом помощник должен был прекрасно владеть мечом, так как шее самоубийцы было стыдно касаться земли.

Когда сэппуку совершал самурай, которому не доверяли или который не хотел совершать сэппуку, церемониальный кинжал заменялся веером. Пострадавший сэппуку задел веером живот, но в этот момент помощник обезглавил его. Сеппуку совершали как мужчины, так и женщины. Идеологически сеппуку определяется буддийским учением. В его философии центром человеческой жизни и местом расположения души было не сердце или голова, а желудок, центр всего тела. В связи с этим возникло множество выражений о душевном состоянии человека с использованием слова «живот». Например, «кто-то с черным животом», «кто-то с черной душой» и «кто-то без живота». «Человек без души». Считается, что вскрытие живота посредством сэппуку делается для демонстрации чистоты и незапятнанности своих помыслов и желаний, раскрытия своих сокровенных истинных намерений. Другими словами, сэппуку — это последняя крайняя форма самооправдания перед небом и человеком.

После смерти Нобунаги развернулась борьба за власть между его военачальниками Тоётоми Хидэёси и Токугавой Иэясу, но статья начинается с упоминания о его дружбе с британским моряком Уильямом Адамсом. Хидэеси выиграл четырехлетнюю войну. 27 октября 1586 года в Осаке Токугава официально попросил принять его «под могущественную руку семьи Хидэёси». Тоётоми Хидэёси стал законным правителем Японии. Во время своего правления он взял на себя работу Нобунаги и объединил под своей властью всю Японию. Эпоха ста лет гражданской войны и войн закончилась. Хидэёси продолжил путь реформ своего предшественника, согласно которому свободная торговля стала основой всей экономики. Хидэёси создал общий земельный реестр Японии и выделил землю работавшим там фермерам. Он также разделил общество на административный класс, состоящий из самураев (воинов-самураев, подобных европейским рыцарям) и гражданских подданных (крестьян, горожан и торговцев). Хидэеси фактически запретил христианство в Японии. 19 июня 1587 года он издал указ, обязывающий христианских миссионеров покинуть страну в течение 20 дней, если им будет угрожать смерть. 26 христиан, в том числе 9 европейцев, подверглись жестоким пыткам и инсценированному распятию в Нагасаки... Однако в связи с тем, что португальский священник был важным торговым звеном, вскоре он отстранился. Постановление было отменено.

В 1592 году Хидэёси заявил, что покорит Корею, Китай и Индию, то есть весь цивилизованный мир по представлениям средневековых японцев... Возможно, столь смелое заявление было связано с состоянием психического здоровья Хидэёси. Со временем Хидэёси, опьяненный успехом завоевания Японии, начал сходить с ума. Он организовал гарем из 300 наложниц в возрасте 12 и 13 лет и всегда был параноиком относительно угрозы бунтов и интриг и, чтобы защитить себя от них, отправлял сотни тысяч крестьян на ненужные в военном отношении должности, поощряя строительство фортов. В конце концов диктатор потерял связь с реальностью и возомнил себя Хатиманом, богом войны, которому стало слишком тесно в завоеванной Японии...

Хачиман – Бог войны.

В апреле 1592 года на Корейском полуострове высадился 160-тысячный корпус самураев. Японская армия быстро захватила все крупные города и совершила жестокие террористические атаки в Корее. Свидетельством тому является Мимидзука в Киото, где были захоронены 200 000 ушей, отрезанных от убитых корейцев. Однако вскоре в Корее началась партизанская война под руководством подпольной Армии справедливости. В то же время корейский адмирал Ли Сун Син возглавил флот броненосных кораблей и в различных боях успешно потопил более 300 кораблей противника. Что еще хуже, китайские войска пришли на помощь Корее, вынудив самураев отступить, и было подписано временное перемирие.

В 1596 году в Осаку прибыло китайское посольство с условиями мира. Китайцы потребовали вывода войск из Кореи, но Хидэеси отправил их домой и продолжил войну. Но успеха это не принесло, японская армия не смогла продвинуться вглубь Кореи и полностью потеряла флот в одном из сражений. 18 сентября 1598 года Тоётоми Хидэёси скончался. Услышав эту новость, уставшие от войны самураи немедленно начали возвращаться домой из Кореи.

Незадолго до смерти Хидэёси издал указ о правах наследования, и в 1593 году его наложница Тоётоми родила сына Хидэёри. Хидэёси собрал самых влиятельных правителей Японии и создал попечительский совет, состоящий из пяти старейшин, и совет, состоящий из пяти губернаторов. Его миссия заключалась в том, чтобы помочь своему сыну Хидейори управлять страной после смерти отца. В этот совет входил и уже известный Токугава Иэясу. Как самый влиятельный член совета, Токугава начал готовиться к войне, заключая союзы с даймё, враждебно настроенными по отношению к семье Хидэёси.

Токугава Иэясу

Против него выступил Мицунари Исида, председатель совета, который также хотел взять на себя власть покойного Хидейори. 21 октября 1600 года силы Токугавы и Исиды столкнулись друг с другом на узких полях Сэкигахара. В армии Токугавы насчитывалось около 100 000 самураев, а в армии Исида — 80 000. Цифра в 180 000 человек на поле боя кажется ошеломляющей даже по современным меркам. Токугава выиграл битву благодаря предательству тактика Хидеаки Исиды Кобаякавы. Токугава пообещал дать Кобаякаве новую землю и титул, если он перейдет на его сторону. В решающий момент битвы армия Кобаякавы атаковала главный лагерь Исиды с фланга, вынудив его войска бежать с поля боя. Сама Исида была схвачена и казнена.

Токугава Иэясу стал фактическим правителем Японии. После победы Иэясу немедленно перераспределил территории побежденных даймё. Большую часть получил сам Токугава и его ближайшее окружение. Хидеаки Кобаякава, предатель, решивший исход войны, не был удостоен награды, потому что его домовладелец не хотел поощрять его предательство...

В 1603 году Токугава Иэясу получил от императора титул «Тайсёгун» и основал новое самурайское правительство, правившее более 250 лет. Захватив власть, Токугава по совету своего близкого помощника, британского моряка Уильяма Адамса, начал проводить политику искоренения христианства в стране, разрыва связей с католической Португалией и Испанией, прекращения торговли с протестантскими Нидерландами поставил это в приоритет. В 1614 году Иэясу издал указ, запрещающий пребывание в его стране «белых» иностранцев и христиан. Начались массовые демонстрации притеснений и распятия верующих.

Небольшое количество японских христиан бежало на испанские Филиппины, а остальные были вынуждены принять буддизм. Однако небольшая группа японцев осталась верной христианству и тайно исповедовала его, пока в 1868 году в Японии не была провозглашена свобода вероисповедания.

Токугава Иэясу умер 1 июня 1616 года в возрасте 73 лет. Его звали Тосё Дайгонген и причисляли к богам Японии. Система сёгуната просуществовала до Реставрации Мэйдзи в 1868 году. Во время Реставрации Мэйдзи национальная власть вернулась к императорской семье в процессе крупных реформ, и Япония превратилась из отсталой сельскохозяйственной страны в одну из развитых стран. В мире.

История (Наука) Средневековая Япония Что почитать Образование Рецензии на прошлые книги Книги Романы Книжные рекомендации Фильмы Война Военная история Литература Литературная биография Самурай Сёгун серия фактов Длинный пост 7

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Роман "Сёгун". История средневековой Японии.