В главном мифологическом сборнике скандинавов, древнейшей Эдде, есть часть, называемая Рижской песней. В ней рассказывается о возникновении основных классов.
Однажды некий Риг, он же бог Хеймдал, странствовал по миру и наткнулся на дом, где жили прадедушка и прабабушка. Они были бедны. Супруги взяли его к себе и кормили чем могли. Риг легла с ними в постель, а через девять месяцев прабабушка родила сына Трела, то есть раба. Выглядел он устрашающе, но трудолюбиво. С девушкой-рабыней они вырастили целое племя, и их дети в дальнейшем занимались тяжелым трудом.
Риг: это действительно то, что можно есть?
Потом Риг приехал к своим дедушке и бабушке, которые жили в крепком доме. Они были хорошо одеты и вкусно накормили гостя. Риг родила сына Карла, «фермера», который также впоследствии родил свободных земледельцев и ремесленников.
Наконец Риг навестил богато живущих отца и мать. Кормили его щедро, и через девять месяцев мать родила Ярла, знатного человека.
Здесь мы видим тройное деление общества, типичное для индоевропейцев. Классовые барьеры кажутся непреодолимыми, поскольку они передаются по наследству. Но на самом деле, как известно, не все так, как есть на самом деле. Есть основания полагать, что эти границы не были столь жесткими.
Рабы
Вопреки стереотипу, рабство существовало в средневековой Европе. Единственное, христианам не разрешалось порабощать своих единоверцев. Поэтому венецианцы когда-то были существенно расстроены тем, что Русь приняла христианство.
Но викингов-язычников это совершенно не волновало. Они были знатными работорговцами. Когда они ворвались, помимо золотых, серебряных и грязно-зеленых бумажек, они в первую очередь хватали людей. Именно работорговля была одной из основных частей быстро развивающейся торговли викингов.
Часть рабов викинги оставляли себе, а часть продавали в далекие страны. Мусульманский Восток представлял собой неисчерпаемый рынок. Ирландский монах легко может стать евнухом в багдадском гареме.
Как жили рабы на родине викингов? Раб есть раб. Прав у него почти не было, к нему относились как к собственности. Его могли наказать как угодно, даже убить. Человек, убивший чужого раба, просто обязан был выплатить компенсацию владельцу. Рабов приносили в жертву и хоронили вместе со своими хозяевами. Таких захоронений известно немало.
В доме викингов самую тяжелую работу выполняли рабы (тралес). В той же «Песне о Риге» перечислены некоторые обязанности рабов: добыча торфа, удобрение полей, строительство заборов. Существовала особая категория рабов, которые должны были ухаживать за скотом и жить вместе с ним. В среднем сильном хозяйстве могло быть две-три тележки, в богатом — десятки.
Особая статья – сексуальные обязанности. Не могло быть такого понятия, как изнасилование раба; это была собственность владельца, которую он мог использовать по своему усмотрению. Идти удовлетворить желание с появившимся рабом было нормально. А еще предлагает рабов гостям.
Подобным же образом можно было эксплуатировать и мужчин. Это отсылка к некоему троллю Кефсеру – «Полезному в постели".
Хозяин мог узнать детей от рабов (как описано в предыдущем разделе), а мог и не узнать.
Интересно, что рабы, имевшие очень мало прав, пользовались некоторыми, особенно в сексуальной сфере. В южной Норвегии раб, обнаруживший свою жену в постели с другим, мог вылить на них ведро ледяной воды и пожелать спокойной ночи. В Исландии он мог даже убить свою возлюбленную.
Но не все было так безнадежно. В большинстве скандинавских семей к рабам относились патриархально, считая их своего рода членами домашнего хозяйства. Жестокое обращение с рабами вызывало резкое осуждение общества. Некоторых рабов хвалили за их преданность или умение. Рабам разрешалось вступать в брак и владеть некоторой собственностью. Было довольно распространенной практикой позволять рабу (например, хорошему мастеру) оставлять себе часть прибыли. Накопленные деньги затем можно было выкупить. Также было обычным делом освобождать рабов за хорошую работу, заслуги или просто так.
Это рунный камень XI века, на котором вырезано:
«Читай эти руны! Их должным образом приказал убить Толир, брит Родена, назначенный по воле короля. Толир и Гилла приказали вырезать их, мужа и жену, в память о себе... Хокон вырезал руны”.
Брити — рабыня высокого статуса, здесь менеджер. Таким рабам можно было дать большую власть.
И еще одна, более простая надпись:
«Кузнец Токи воздвиг этот камень в память о Торгисле, сыне Гудмунда, который дал ему золото и освободил его”.
Вольноотпущенник был наделен почти всеми правами свободного человека, но долгое время оставался зависимым от своего бывшего господина.
Доступный
Свободные простолюдины, крепостные, гномы составляли костяк общества. Большинство скандинавов в эпоху викингов не были викингами, поскольку они либо вообще не участвовали в походах, либо делали это время от времени.
Большинство из них пахали землю, некоторые были ремесленниками. Бонды имели право носить оружие, выступать в парламенте и быть защищенным законом. Свободные скандинавские простолюдины имели более высокий статус, чем их коллеги в феодальной Европе. Большинство крепостных были мелкими землевладельцами, как сейчас сказали бы фермеры, и не имели никаких обязательств ни перед кем. Они были независимы и не особо кланялись дворянству. Также бонды имели некоторые преимущества перед княжескими воинами, так как считались зависимыми людьми.
Землевладение и независимость считались взаимосвязанными. В своей земле облигаций был поистине сам себе хозяин, а безземельных презирали. Тут действительно надо учитывать, что эту страну нужно было уметь защищать с оружием в руках.
Для облигаций земля была чем-то большим, чем просто собственностью, и даже чем-то, что питало. Одал, землевладение, также означает «родина». Связь скандинава со своей страной была неразрывной. Его отцы и деды вырубали здесь леса, осушали болота, закапывали землю. Самое главное, в чем исландцы обвинили Харальда Хорфагре, это в том, что он лишил многих людей одала. «Сказание о Ньяле» повествует о том, как человек покидает родину, но в последний раз оглядывает свою родину, видит, как она прекрасна, и остается. Даже если здесь его ждет смерть.
Эпоха викингов была временем возможностей для всех. Бонд, отправившийся в поход, военный или торговый, а чаще военно-торговый, мог быстро разбогатеть, купить больше земли и при довольно тяжелом (во всех отношениях) кошельке стать местным графом.
Подробно рассказывать о жизни свободных простолюдинов нет смысла. Когда я говорю о повседневной жизни, ведении домашнего хозяйства и социальных отношениях, мы обычно говорим о них.
Знать
Для человека в традиционном обществе не было ничего важнее его семьи и рода. Члены клана держались друг за друга во всех сложных ситуациях и мстили тем, кто обидел их родственников. Оскорбление одного члена рода было оскорблением всех, и позор одного, следовательно, был позором всех. Чтобы защитить честь семьи, человек был готов отдать свою жизнь.
Чтобы рассказать, что он был за человек, говорили о его происхождении. «Сага о Греттире» начинается следующим описанием: «Жил человек по имени Энунд. Он был сыном Офейга Клампфота, сына Пиннена Ивара. Энунд был братом Гудбьёрна, матери Гудбранда Шиски, отца Асты, матери короля Олава Святого. Со стороны матери Энунд был родом из Уппланда, а родственники его отца были в основном из Рогаланда и Хордаланда”.
Естественно, в таких условиях предполагалось, что какова раса, таков и человек. Некоторые семьи ценились больше, чем другие, а представители известных, прославленных (благородных) семей считались лучше других.
Дворянство переплеталось с влиянием и властью. Это зависело от богатства и количества сторонников. Потеряв одну из опор, человек опустился на более низкий статус. И наоборот, узы, служившие богатству и власти, становились благородными.
Во всей Скандинавии насчитывалось едва ли больше сотни дворянских семей, и почти все дворяне были известны по имени. Принадлежность к дворянскому роду часто подкреплялась общественным положением. Благородного человека обычно называли претендентом.
Уважения к дворянству было явно недостаточно, поэтому знатные люди были сильны. Они окружили себя родственниками, родственниками и наемниками. Количество личных слоев зависело от статуса.
Представители дворянства чувствовали свою власть и часто вели себя грубо и высокомерно, а то и преступно по отношению к своим подчинённым.
Известна история о знатном исландце по имени Стир. Он держал большой отряд и стал первым лидером региона.
Обратите внимание: Викинги. Ч.1.
Он превратил свое влияние во зло, «убил многих и не заплатил вирусу”.Интересно, что когда в Исландию пришло христианство, Стир построил одну из крупнейших церквей. Но не из-за благочестия, а из-за поверья, утверждавшего, что человек может взять в загробный мир столько людей, сколько сможет вместить построенная им церковь. Неизвестно, помогло ли это Стуре, поскольку разгневанный им Бондс в конце концов убил его.
Власть
Что вы представляете, когда говорят «власть в Средневековье»? Ну, есть король, герцоги, графы, вот и все. У скандинавов, конечно, было все. Даже считается, потому что ярл по-английски буквально означает «считать». Но кроме этого существовала структура народной власти под названием «Нечто». Не уникальное, даже наоборот. Но у скандинавов оно достигло наибольшего развития и хорошо изучено. А исландцы вообще вошли в современность незаметно.
Короче говоря, «Тинг» — это нечто среднее между примитивным парламентом и судом. В каждом регионе (графстве) была своя вещь, они собирались в региональные вещи, а в Исландии, как я уже писал, была вещь для всей страны (Альтинг).
Существо обычно собиралось раз в год, но в важных случаях это могло происходить поочередно. На слушаниях присутствовали все взрослые свободные мужчины, способные держать в руках оружие.
Вещь хранилась в специальном месте, которое в разных местах украшалось по-разному. Его часто огораживали, даже камнями, и как-нибудь украшали. Часто существовала специальная трибуна, с которой выступал оратор.
Во время слушаний настало время мира. Все ссоры и ссоры были строго запрещены.
Председательствовал на мероприятии король, местный князь или специально обученный оратор. Ход встречи был разным, в зависимости от обсуждаемого вопроса, юридического или политического. Чем выше уровень Тинга, тем ближе он был к уровню Парламента. Часто выступал специально выбранный человек из района, обычно хороший оратор.
Рассматривая этот вопрос, не следует впадать в крайности. На первый взгляд: свободные скандинавы решали все важные вопросы демократическим путем и учитывался голос каждого. Есть две точки зрения: Вещь была инструментом в руках собственности. И то, и другое — полуправда. Во-первых, на дело определенно влияли дворянские семьи. По-другому быть не может. Если у вас есть деньги и особенно много сторонников, вы будете иметь влияние. Но с другой стороны, власть имущие, даже короли, были вынуждены прислушиваться к общественному мнению, которое не раз и не два их одолевало. Голосование народа имело большое значение.
Здесь также важен уровень стратификации. В древних и средневековых республиках народные собрания работали лучше всего тогда, когда уровень благосостояния людей не слишком отличался. И когда с одной стороны появились очень богатые люди, а с другой – много бедняков, богатым не составило труда манипулировать толпой и превратить митинг в цирк, а то и в кровавую резню. Основой демократии является средний класс, это было известно еще Аристотелю.
Тинг был очень древней вещью, существовавшей у скандинавов по меньшей мере тысячу лет в эпоху викингов. Но царская власть была создана именно в эту эпоху. В Скандинавии это происходило неравномерно. Первой объединилась Дания, до 8 века, Норвегия в конце 9 века, о Швеции данных нет, но скорее всего не раньше 11 века.
Это не случайно. В эпоху викингов возникла необходимость возникновения государства, поскольку быстрое развитие экономики, в первую очередь торговли, требовало сильного порядка. С другой стороны, викинги в своих походах знакомились со устройством развитых государств.
Верховного правителя в древней Скандинавии называли королём. Это слово посредством ранних заимствований родственно славянскому «князю» и первоначально означало примерно то же самое. Позже у скандинавов король стал переписываться с королем. Сравните с немецким королем и английским королем, они имеют то же древнегерманское происхождение.
Но он был великолепен только в теории. Правитель становился королем, если его признавали несколько графов. Таких мелких королей была целая куча в Швеции и Норвегии. Первое собирание Норвегии приписывают Харальду Хорфагре, который изгнал мелких королей из страны, а затем снова воспитал их как своих сыновей.
В общем, за всю эпоху викингов лишь немногие короли смогли объединить целые страны. Чаще всего объединенные страны снова распадались. Крепкая ассоциация началась после EV.
Но даже верховный правитель зависел от дворянства и народных собраний. Известно немало случаев, когда король был вынужден уступить в своих решениях народному собранию.
Чтобы стать королем, в вашей семье должны были быть короли. Это было еще более важно, потому что короли вели свою родословную от богов. Но чаще всего этого было недостаточно. Необходимо было согласие дворянства и вещей. В Швеции король путешествовал по стране, чтобы стать королем.
Король жил на своей земле, военной добыче и различных налогах. Часть налогов была натурой, и король, чтобы не брать с собой всякую еду, просто объезжал своих подданных и оставался у них определенное время.
Во многих отношениях государству просто приказывают к насилию. Король имел право вызвать народное ополчение. Сделано это было оригинально. Была взята стрела и вырезаны на ней руны. Эту стрелу посылали от суда к двору, и те, кто ее получал, знали, что пора идти на войну.
Но королю также требовался отдел быстрого реагирования, пусть небольшой, но профессиональный, как для собственной защиты, так и для решения государственных проблем. Одной из таких дивизий была хирда, или отряд.
Тех, кто присоединился к отряду, не следует сводить к наемникам. Были такие, особенно иностранцы. Но отношения между вождём и его хирдманом представляли собой сложную сеть покровительства и служения. В отряд они вступили, конечно же, по личным причинам, ради славы, почета и богатства. Каждый воин поклялся сражаться за своего господина до конца. И это были не пустые слова. Но это во время матча. А в мирное время отряд можно было оставить в любой момент.
На войне отряд составлял основу армии, а в мирное время выполнял различные задачи. Вождю приходилось постоянно устраивать для воинов вечеринки и развлечения, дарить подарки. Это была не просто плата, а награда. «Ринггивер» — распространенное прозвище менеджера. Жил-был царь со сложным прозвищем «щедрый на золото и скупой на еду». Видимо, он не любил вечеринки.
Скорее всего, король совершал религиозные церемонии. Святость верховной власти – типичный идеолог любого традиционного общества. Скандинавы не были исключением. Они верили в некую сверхъестественную силу короля. Это сохраняло его власть, но имело и обратную сторону. Если бы бедствия продолжались в стране в течение нескольких лет, короля могли принести в жертву. Ну или хотя бы опрокинулся - потерял удачу.
Вопрос о соотношении власти королей и вещей остается открытым. Можно предположить, что в первую очередь решались внутренние дела, а король был прежде всего военачальником. В любом случае война была главной заботой короля.
«Короли викингов постоянно участвовали в сражениях во главе своих войск или возглавляли походы викингов. Неудивительно, что многие из них умерли, не дожив до старости. Король Норвегии Магнус Босоногий был убит во время похода на Ирландию в 1103 году. Ему было около тридцати лет. В одной из саг цитируются его слова: «Короли предназначены для славы, но не для долгой жизни». (Э. Росдал).
Продолжение следует
[моё]Средневековая история викингов (наука) Длинный пост 10Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Викинги у себя дома. Общество и власть.