Генрих Матвеевич Манизер "Рождественский аукцион"
Этот пост — подборка воспоминаний о дореволюционных рождественских и новогодних празднованиях.
Иван Шмелев «Лето Господне»: «Перед Рождеством, за три дня, на рынках и площадях стоят еловые леса. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как у нас — тычинок».У ёлочки наши..как только согреется и расправит лапки - скраб.Раньше на Театральной площади был лес.Стоят в снегу.И снег начинает падать - у вас Заблудились!Мужчины,в тулупах,как в лесу.Люди ходят и выбирают.Собаки на ёлках,как волки,правда.Косты горят,греются.Столб дыма.Сбитенские рабочие ходят и кричат деревья: "Здравствуй, милый Сбитень! Круги горячие!.." В самоварах, на длинных руках, его кусают. Кусали? И так горячо, лучше чая. С медом, с имбирем - ароматно, сладко. Стакан это корона.Булочка заморожена,стакан сбитну такой пухлый,разрезанный,что обжигает пальцы.В снегу,в лесу..приятно!Отпиваешь немного,а пар валит облаками,как из паровоз.Калачик - кубик льда.Ну окуни его и он станет мягче. Вы будете гулять среди елей до вечера. И мороз крепчает. Небо в дыму – фиолетовое, в огне. На елках иней, если наступить на замерзшую ворону, она треснет, как стекло. Морозная Россия и.. жаркая!..»
Софья Андреевна Толстая, жена Л. Н. Толстого, из письма сестре в 1879 году об отдыхе в Ясной Поляне: «И нам было очень весело во время каникул. Первый день прошел спокойно, с пудингом, репетициями и приготовлениями к празднику». Спектакль.На второй день поехали к Дельвигу в Тулу в обед.После обеда репетировали и танцевали.Вдруг кто-то упомянул о цирке.Дети забеспокоились и стали спрашивать.Делать было нечего,послали Анюту и Сережу за билетами и пошли в цирк.Из цирка мы пошли обедать и чай к Дельвигу и в час ночи очутились дома.Потом Николенька с женой приехали к нам в гости и Страхов из Петербурга.На На четвертый праздник все приехали к нам по полпути, утром сделали зарядку, потом все 22 человека поужинали, а вечером поехали кататься в четырех санях, по три в каждой, при луне, без кучера. Антоша, Серёжа, Николенька и Лёвочка правили, был мороз, санки очень громко ехали, но мы бежали, смеялись, чуть не падали и было очень весело и оживленно. После приезда мы поужинали, и все очень поздно легли спать. Под Новый год стояла чудесная ёлка, особенно удачная в этом году. Новый год встретили шампанским, и за столом ужинала вся семья, включая Машу. 2 января чета Дельвиг приехала снова и на сцене прошла генеральная репетиция с костюмами. Наша сцена хоть и небольшая, но очень хорошая. Занавес поднимается, сцена довольно высокая, освещение снизу, как в настоящем театре. Все очень одобрили эту сцену. Мы его убрали и вы увидите, даст Бог, летом. Тогда мы сможем снова во что-нибудь поиграть». (примечание: во время зимних каникул частым развлечением было катание на каноэ, и как дворяне, так и крестьяне катались с ветром)
Е. А. Андреева-Бальмонт: «У нас всегда была ёлка. <...> В сочельник, после ночной смены, около восьми часов, мы спустились из детской в зал, где за закрытыми дверями, мы уже знали, стояла елка. Она наполнила все комнаты своим смолистым запахом. Мы были одеты в нарядные платья, замерли в благоговейной тишине за дверью, пытаясь что-то разглядеть в щель, и перешептывались друг с другом. Наконец послышались звуки музыки: одна из старших сестер играла на фортепиано что-то очень торжественное, похожее на церковную музыку. Двери распахнулись изнутри, мы забежали в прихожую, обошли елку - она была большая, очень высокая, до потолка - и посмотрели на висящие на елке вещи, узнали прошлогодние и поискали новые. Но самое главное, мы спешили заглянуть под елку: под ветвями, как мы знали, лежали подарки, что и произошло на нашей елке наверху. <...> У нас всегда елка стояла в сочельник, когда мы возвращались из церкви после всенощной. В ту ночь он горел недолго. Гостей не было, мы не бегали и не танцевали, а старшие были серьезны и торжественны. Вскоре нас отправили спать, и мы, нагруженные подарками, о которых мечтали с осени, с нетерпением поднялись. Там мы их долго разбирали, рассматривали, убирали на ночь и потихоньку легли спать. Завтра мы сможем поспать дольше, завтра Рождество. На второй и третий день вечером елка снова зажглась и горела так долго, что свечи пришлось поменять. Мне очень нравилось этим заниматься, это было тяжело и ответственно; нужно было зажечь восковую свечу и, подогрев ее с другого конца снизу, прикрепить к еловой ветке (подсвечников тогда не было) <...> В этот первый день к нам с утра до вечер. Их смена – обычно гости не задерживались более десяти минут – показалась нам жутко интересной. Тогда мать попросила «перекусить» в столовой. Мы всегда следили за каждым гостем там. Во всю длину столовой стоял длинный стол, заставленный яствами и вином. Стопки больших и маленьких тарелок поднимались в стороны, вокруг них красивым узором было разложено столовое серебро: вилки, ножи, ложки. Посреди стола: ветчина и телячьи яйца, тонко нарезанные, но сложенные так искусно, что казались целыми. Рядом с ним находится индейка с воткнутым в нее ярким фазаньим хвостом, вероятно, для того, чтобы обмануть гостей, заставив их думать, что это настоящий фазан. Но мама всегда говорила гостям правду: «Хотите кусок индейки?» Потом всякие закуски: рыба, икра, сыр, несколько видов колбасы». Главными блюдами на праздничном столе были гусь с яблоками, холодец (зимой холодный, на Пасху подается горячим) и телячий окорок. Существовала еще одна старинная традиция: в самой большой комнате ставили небольшую стогу сена, закрывали ее тканью, а сверху ставили блюдо с зажженными свечами и кутью, которая символизировала ясли, в которых лежал Христос традиция просуществовала до первой половины XIX века. Католики и лютеране разместили фигурки Святого Семейства в качестве рождественских символов, воссоздавая библейский сюжет. Так были украшены и дома, и церкви».
Е. А. Водовозова о подвижнических праздниках в Смольном институте благородных девиц: «Два раза в году, на Рождество и на Пасху, у нас были балы. К сожалению, на балах присутствовало все наше начальство, и посторонние не приглашались. Ученицы только танцевали с каждым другой, там будет написано "Шерочка с Машерочкой". Весь вечер классные дамы, инспектор и начальница, сидевшие на стульях, поставленных в длинный ряд у стены, не сводили с них глаз. "Некрасивые девчонки" и девчонки, которые не нравились стильные дамы, пытавшиеся от них отплясать.
Обратите внимание: Эти танки дарили на Новый год в World of Tanks.
Смеяться, шутить, затевать веселые танцы или игры на таком балу было строго запрещено. Многие студентки хотели бы не прийти на бал, но наше начальство требовало, чтобы все На бал приходят все без исключения. Эти балы, с их непроглядной скукой, только утешали нас тем, что после танцев мы получили по два бутерброда с телятиной, еще варенья и по торту».Из книги купца И. А. Слонова «Торговля Москва»: «В старину москвичи встречали Новый год дома, когда приглашалась семья, друзья и родственники, устраивались различные игры; молодежь занималась танцами, пением и гадания, пожилые люди играли в короткие игры и проводили время в разговорах. В 12 часов был подан ужин, после которого все разошлись по домам счастливые и веселые. Около восьми-десяти лет назад был принят другой метод - общественный ресторан - для празднования Нового года в Москвы; она заключалась в следующем: за месяц, а иногда и раньше, московская плутократия бронирует себе столики во всех первоклассных ресторанах и трактирах. При этой предварительной записи наблюдается определенная группировка людей, например: крупные фабриканты и заводчики собираются в «Метрополе», биржевые маклеры в «Московском трактире», немцы в «Эрмитаже» и т д. Для встречи Нового года эта буржуазия одевается по-бальному, дамы в укороченных платьях и цветах, а их господа в пальто и смокинги. Конвенция начинается в 23:00. Поначалу все идет вполне хорошо; под музыку румынского и других оркестров публика ест и щедро согревается вином. Официанты и лакеи носятся как сумасшедшие и едва успевают подать гостям то, что нужно. Чем ближе часовая стрелка приближается к полуночи, тем заметнее подъем аудитории, искусственно подогретой вином. Все с нетерпением ждут нового года. Но когда часы бьют 12, все вскакивают и громко кричат «ура!» И, чокнувшись с вином, поздравляют друг друга. <...> Незнакомцы, затуманенные вином, забывают правила приличия и этики, быстро и фамильярно знакомятся друг с другом, затем сдвигают столы вместе и начинается общая и нелепая и безобразная вечеринка, сопровождаемая глупыми, а иногда и неприличными речами, часто заканчивается большими скандалами».
Е. М. Чехова вспоминала рождественские маскарады:
«В одном доме с нами жил полковник артиллерии с женой, сыном и дочерью, ровесниками меня. Мы были, как говорили в старину, «знаменитыми домами». И родители, и дети часто навещали друг друга, а на праздники – Рождество, Новый год, Масленицу – обе семьи устраивали веселые балы и маскарады, как для взрослых, так и для детей. Отец, всегда щедрый на всякие ухищрения, обычно придумывал необыкновенную фигуру, поражавшую всех. Помню, как однажды перед таким балом он купил разноцветный ситец и велел маме сшить из него короткое платье, жакет и брюки. Шитье происходило при запертых дверях, и мы, дети, все бегали подсматривать, что там происходит. Однако ничего не было видно. Наступила маскарадная ночь. Мы с братом были одеты как маленькие маркизы и маркизы. В шесть часов нас повезли на детский бал в соседнюю квартиру. А в восемь часов начался взрослый бал. И вдруг среди толпы тореадоров, д'Артаньянов, рыбьих женщин, японок и разных других масок появилась пара негров в знакомых хлопчатобумажных костюмах. С трудом мы узнали своих родителей, измазанных сажей. Отец в черном вьющемся парике и черных перчатках с энтузиазмом танцевал модный тогда танец черного торта. Мать в короткой юбке до колен, что по тем временам было чрезвычайно смело, также в курчавом парике и длинных черных перчатках уютно появилась рядом с ним. Гонка была необыкновенной, хозяева и гости восхищались как задумкой, так и исполнением».
В «Фрагментах московской жизни» классик отзывался о празднике с иронией: «С Новым годом, новым счастьем, новым несчастьем, новыми козами, новым яичным мылом, новыми консисторскими секретарями и новым прошлогодним снегом!» Чем бессмысленнее поздравление, тем оно традиционнее и тем больше похоже на поздравления, которые приносят и получают млекопитающие в первый день нового года. Потому что за какими тюремными решетками и под какими кроватями кроется смысл наших новогодних поздравлений «С Новым годом, новым счастьем, новой невестой»? Где этот смысл? Нет ни нового счастья, ни новых несчастий... Все старо, все надоело и ждать нечего. Ну, например, чего нового ждать Москве от нового, 1884 года?
Москва будет расположена на координатах 55o46' широты и 35o20' долготы. Средняя температура в этом году не превысит 3,9 градусов по Цельсию, как и раньше. Летом вода будет теплая, зимой холодная. Воду по-прежнему будут возить водовозы, а не чиновники или стильные дамы. Проходят выборы первого кандидата на должность мэра, и мы все получаем один голос. Солодовников увеличит плату для своих пассажиров. Лентовский хочет разодрать кому-нибудь лицо. Уездные дворянские предводители продолжат сотрудничать в «Природе и охоте», а милый, цвета сажи В. В. Давыдов вновь выстрелит в зрителей своим «Зрителем». Мошенники останутся жуликами, спекулянты останутся спекулянтами... Те, кто брал взятки, и в этом году не будут против "благодарностей". Невесты останутся невестами – женихов все равно не найдешь даже с собаками. Где здесь «новое"?»
Поздравления с Новым годом от А. П. Чехова:
«С Новым годом, с новым счастьем, моя драгоценная. Желаю вам здоровья, мира и 6 миллионов рублей».
Отрывок из письма А.С. Суворину
5 января 1891 г
«Прежде всего, по христианскому обычаю, дорогой Николай Александрович, поздравляю Вас и Вашу семью с праздниками и наступающим Новым годом. Помимо поздравлений, посылаю Вам много пожеланий. Желаю денег, жирных индюков, породистых щенков, маленький желудок, остроумные прозаики и литературные поэты».
*********************
Некоторые вещи не меняются. С Новым 2024 годом!
PS Воспоминаний фермеров и рабочих о новом году мне найти не удалось. Если шутники на тему французского хлеба поделятся подобными историями, буду благодарен. На данный момент это просто это
Воспоминания История России, Российская Империя Длинный пост 12Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Дореволюционный Новый год в воспоминаниях современников.