В отличие от европейских войн, первая Опиумная война началась без декларации – между основными участниками не было даже дипломатических отношений. С конца 1839 г по июнь 1840 г боевые действия носили характер отдельных стычек у морского побережья. Однако вскоре Британская империя ввела в игру серьезные силы. И оказалось, что невзрачная китайская армия практически ничего не могла противопоставить своим могущественным врагам.
Еще у меня есть канал «Хроники прошлого», где я публикую еще больше историй и фотографий этого и других периодов
Британцы накапливают силы
Британский экспедиционный корпус первоначально состоял из четырех европейских полков, сводного добровольческого полка индийской армии, артиллерийских и саперных подразделений — всего 4094 человека, не считая прислуги. Флот на начало войны состоял из трех 74-пушечных линейных кораблей, двух фрегатов (20 и 28 орудий), пяти корветов и бригов и четырех вооруженных пароходов, принадлежавших Ост-Индской компании. Сухопутные войска были размещены на 28 транспортных кораблях.
Войска и корабли готовились в Англии и Индии, порох и артиллерийские снаряды поставлялись из Австралии, транспортные суда вместо балласта возили уголь для пароходов. Даже в этих деталях заметна тщательность подготовки «варварского рейда».
К июню 1840 года британский экспедиционный корпус сосредоточился на внешней атаке на Макао, несколько южнее Кантонского залива (устье Жемчужной реки, Чжуцзян). Даже во время наполеоновских войн британцы планировали оккупировать этот португальский анклав под предлогом защиты его от французов, завоевавших Португалию. По требованию китайских властей британская эскадра покинула Макао. Во время войны между Англией и Соединенными Штатами в 1814 году британские военные корабли уже заходили в китайские воды у Кантона и преследовали североамериканских торговцев.
Британские корабли и пароходы у берегов Китая, гравюра XIX века
Англичане, еще не оценившие слабость китайских войск, не решились сразу атаковать форты Кантона (Гуанчжоу), как того требовало правительство в Лондоне. Англичане не имели на этом ТВД ни одной сухопутной базы, не хватало пресной воды – дождевую воду приходилось собирать под парусом. Кроме того, с июля в Южно-Китайском море начинается период тайфунов, что существенно усложняет судоходство. Поэтому первая операция англичан была направлена именно на выявление и захват у побережья подходящей базы, которую можно было бы легко защитить.
Проба штыка
Гонконг в то время еще не возник, и в качестве такой базы был выбран город Динхай на островах Чжоушань в восточном Китае, у побережья провинции Чжэцзян, южнее устья реки Янцзы. 3 июля 1840 года английский пароход прошел через узкий пролив в гавань Динхай. Китайские войска и флот не оказали сопротивления, видимо, из-за неожиданности. Пароход вел за собой всю английскую эскадру.
Как писали чуть позже офицеры Генерального штаба Российской империи подполковник Бутаков и капитан Тизенгаузен:
Днем 4 июля на адмиральскую джонку был отправлен перемирник, на который китайцы попытались навести свои орудия, но не успели произвести выстрел, как его лодка быстро приземлилась на борт. Когда китайский адмирал, находившийся в городе, прибыл к месту крушения, в присутствии экипажа ему было зачитано требование британского правительства о капитуляции Чусана. Требование к прочтению также включало обращение к китайскому народу, в котором английское правительство объясняло, что оно ведет войну лишь против императора и мандаринов; Однако на экипаж это обращение, видимо, не подействовало — по выражению их лиц было ясно, что китайцы ненавидели англичан больше, чем своих угнетателей, манджурцев
Ответа на ультиматум не последовало, и на следующий день, 5 июля 1840 года, в половине четвёртого дня пушечным выстрелом английского фрегата началось первое крупное сражение между китайскими и европейскими войсками. За 9 минут британские корабли уничтожили ближайший китайский форт, средневековую 6-пушечную башню, и лодки британского десанта беспрепятственно высадились на берег.
С высоты оживленного холма англичане увидели город Динхай — квадрат средневековых укреплений со рвом. Сразу же британская десантная артиллерия открыла по городу артиллерийский обстрел, вызвав пожар и панику среди населения.
Нападение на средневековые стены было отложено на завтра, но на следующий день британцы увидели, что и горожане, и армия покинут город. В городе оккупанты, к своему удивлению, обнаружили большие запасы пороха и значительные запасы древнего, как им казалось, оружия.
Итак, без потерь и упорных боев англичане получили удобную базу у берегов Китая, а развитое сельское хозяйство на островах обещало также решение продовольственной проблемы экспедиционных сил. Не меньше, чем слабое сопротивление, англичан поразило превосходное состояние асфальтированных дорог в городе и вокруг него.
Британские корабли и десантные корабли у берегов Китая, гравюра XIX века
Начав из Динхая, британские корабли двинулись на север вдоль китайского побережья и 10 августа бросили якорь в порту Тяньцзинь (ныне третий по величине город Китая) в столичной провинции Чжили. Быстрое падение Динхая и появление «варваров» на окраинах Пекина привели маньчжурское правительство в замешательство.
Ци Шань, губернатор столичной провинции Маньчжурия, вступил в переговоры с англичанами. Они, со своей стороны, не смогли зайти свои пароходы, а тем более парусные суда, в реку Хайхэ (Байхэ) из-за мелководья. Британцы были вынуждены из-за отсутствия закрытой якорной стоянки постоянно курсировать по морю, поэтому они согласились на перемирие и дальнейшие переговоры в Кантоне.
То, что британские корабли не проникли в устье Хайхэ, носило стратегический характер. Здесь, у Тяньцзиня, река соединялась с Императорским каналом, протекавшим южнее Янцзы (самая длинная искусственная водная артерия в мире — 1700 километров) и по которому снабжались продовольствием Пекин и северные провинции.
Контроль над этой стратегической точкой, без преувеличения, позволил бы британцам взять Империю Цин за горло. Планы этой стратегической «акупунктуры» свидетельствуют о том, что британское командование, в отличие от китайских коллег, хорошо понимало противника и его болевые точки.
«Обуздание варваров ласками»
В переговорах с англичанами маньчжурские чиновники, проводя политику «подчинения варваров ласками», объявили виновником конфликта губернатора Линь Цзэсюя. К несчастью для него, имперский комиссар Линь в это время атаковал 5 английских кораблей, вынудив их покинуть китайское побережье. После боя из воды выловили дюжину тел англичан. Но пекинский император считал эти события «амбициозными действиями, приведшими к раздору».
Линь Цзэсюй, встревоживший мандаринов своей деятельностью, был отстранен от всех должностей и сослан на официальную должность в далекий Илийский район Синьцзяна, куда уже проникло русское влияние. Там он внимательно наблюдал за развитием событий на границах Китая и, по мнению современных китайских политологов, предсказал, что наибольшую опасность границам Цинской империи представляет собой растущая Российская империя: «В конечном итоге именно Россия принесет Китаю самые большие неприятности».
До сих пор самые большие проблемы для Китая создавали китайские чиновники. Губернатор столичной провинции Ци Шань, столь «успешно» начавший переговоры, был назначен императорским аудитором и отправлен в Кантон, чтобы занять место Линь Цзэсюя для урегулирования вопросов с англичанами.
Английский флот также направился в Кантон. В Динхае три четверти оставленного в то время оккупантами гарнизона оказались негодными к бою по болезни. Однако это не помешало упорным англичанам провести разведку Янцзы, пройдя почти сто километров вверх по течению. Практический путь в глубь Китая был открыт, и это сыграло решающую роль в дальнейшем ходе войны.
Англо-китайские переговоры продолжались в Кантоне до конца 1840 года.
Обратите внимание: M51 idf Sherman, Шестидневная война, 1967 г. (Tamiya 35323).
Хотя Ци Шань всячески затягивал этот процесс различными китайскими церемониями, чтобы задобрить англичан, он сократил количество китайских войск и кораблей в районе Кантона, распустили ополчения и убрали прибрежные заграждения.К англичанам прибыло подкрепление — полк индийских сипаев и три боевых корабля, в том числе вооруженный пароход «Немезида», принадлежавший Ост-Индской компании. Именно ей суждено было стать самым знаменитым кораблем той войны.
Пароход «Немезида» топит китайские джонки, европейский рисунок XIX века
5 января 1841 года англичане прервали затянувшиеся переговоры и через два дня атаковали китайские укрепления в устье Жемчужной реки, начав прорыв к Кантону. В то время, благодаря совести Ци Шаня, они хорошо изучили местность, подплывая к побережью и островам в устье за пресной водой.
Вход в устье защищали укрепления: западное, Шаджуэ, состояло из форта на холме и батарей береговой артиллерии у подножия холма у кромки воды, а восточное, Даджуэ (европейцы называли его Тикото), состоял из нескольких береговых батарей.
Совместные действия артиллерийских кораблей и десантов с лодок принесли успех англичанам. Пароход «Немезида», который сам по себе произвел сильное впечатление на китайцев, также использовал ракеты «Конгрив». Первая выпущенная ракета взорвала пороховые заряды и мгновенно уничтожила китайское военное барахло.
В этот момент моряки Поднебесной явно забыли, что живут на исторической родине ракет, и запаниковали. Англичане, последовательно концентрируя артиллерийский огонь, практически безнаказанно сбивали китайские корабли и береговые укрепления. В первый день боев они захватили 191 орудие.
Многочисленные залпы «аркебуз» китайской пехоты, встретившей английский десант на берегу, также не причинили заметного ущерба атакующим. Чэнь Ляньшэн, командир форта Шацзюэ, пал в бою.
«Каждое действие, как его ни скрывай, обязательно станет известным варварам…»
Переговорщик Ци Шань отказался послать подкрепление умирающим войскам и на следующий день призвал к перемирию. А менее чем через две недели он фактически капитулировал, согласившись на британские условия — выплату шести миллионов долларов контрибуции, уступку Гонконга и открытие Кантона для неограниченной торговли.
В ответ англичане пообещали освободить островной город Динхай, что Ци Шань в своих докладах императору представил как великую победу Китая в войне с варварами.
Император в далеком Пекине не сразу понял, что произошло в Кантоне и где находится этот неизвестный остров Гонконг – он послал на помощь Ци Шаню своего племянника с 17-тысячным контингентом войск «зеленого знамени». Однако цинские сановники, любившие друг друга отсиживаться, вскоре объяснили императору суть «успехов» Ци Шаня.
Капитулянт был арестован и приговорен к смертной казни. Высокоманьчжурское происхождение в конце концов позволило ему отделаться лишь конфискацией имущества - но было конфисковано немало: 664 тонны серебряных монет и 17 тонн серебряного лома, не считая нескольких тонн золотых слитков, 11 ящиков с бриллиантами и 154 000 гектаров земли сельскохозяйственные угодья.
Представители Ци Шаня покидают Гонконг британскому, европейскому дизайну 19 века
После того как Ци Шань был отправлен в цепях в столицу, обороной Кантона до прибытия императорского племянника руководил достопочтенный Ян Фан, носивший почетный маньчжурский титул «хоуцюэ» за карательные операции против ряда китайских тайных обществ. Этот опыт не мог помочь ему в войне с англичанами, но, видимо, считалось, что изощренный жандарм положит конец британской агентуре в районе расквартирования.
Благодаря активной торговле (и особенно контрабанде наркотиков) британцы действительно имели хорошие «подпольные» связи в лице своих коллег. Ци Шань также доложил императору: «В городах и во всей провинции Гуандун очень много предателей. В общем, каждое слово и каждое действие, как ни скрывай его, обязательно станет известно варварам».
Однако это не помешало Ци Шаню вести переговоры с англичанами через одного такого «предателя», профессионального торговца наркотиками Бао Пина, знавшего английский язык. Однако значение британских «агентов» в их военных успехах не следует преувеличивать, и под ярлыком «предателей» маньчжурские сановники содержали не только агентов оккупантов, но и китайских патриотов, выступавших против всех «варваров», как английский и маньчжурский…
Ян Фан начал воевать как полицейский: он объявил награду в 50 000 серебряных монет за голову каждого британского командира. Надо ли говорить, что эти награды не нашли своих героев.
Пароходы атакуют
22 февраля 1841 года английская эскадра, снявшись с якоря в Гонконге, месяц назад двинулась к ним и снова двинулась к устью Жемчужной реки. Пароходы выдвинулись на передний план и оказались незаменимым средством ведения войны на речных островах и каналах. Китайцы вновь занялись активным строительством речных заграждений, забивая сваи на дно и засыпая мусором камни на фарватере. Британцы перехватили китайский посыльный корабль с приказом адмиралу Гуань Тяньпею ускорить установку заграждений.
Пароход «Немезида» и четыре большие канонерские лодки вошли в устье, рассеяв китайских строителей и попав под огонь хорошо замаскированной китайской батареи. Батарея была уничтожена огнем парохода и десанта, потерь у англичан не было – китайские орудия и артиллеристы стреляли плохо.
26 февраля, расчистив заграждения, сведя все корабли в устье и расположив свою артиллерийскую батарею на одном из островов, англичане начали генеральную атаку на китайские укрепления в районе Гумына - именно здесь китайцы жгли опиум конфискован у европейцев полтора года назад. Британский десант разместился на пароходах, катерах и трофейных китайских джонках.
Китайцы открыли огонь издалека, англичане без стрельбы подошли к укреплениям, встали на якорь и обрушили волну огня. Погода стояла спокойная, и когда артиллерийский огонь стал невозможен из-за густого дыма, в бой вступил английский десант.
Непосредственно командующий китайскими войсками с самого начала войны адмирал Гуань Тяньпэй погиб в бою, всего было убито около 500 китайских солдат и более 1000 взято в плен. Британцы захватили около 380 орудий.
Британская высадка на берегу Жемчужной реки, европейский рисунок XIX века
Относительная легкость успеха англичан обусловлена их техническим и тактическим превосходством – они умело и последовательно концентрировали артиллерийский огонь на объектах атаки, умело используя участки, не пробитые средневековыми китайскими пушками. Английские разрывные снаряды, первые шрапнели и ракеты Конгрива оказали подавляющее воздействие на китайские батареи, и солдаты «Зеленого знамени» не смогли выдержать решающую штыковую атаку английского десанта.
Кроме того, следует помнить, что китайские войска здесь не имели заметного численного превосходства, они опять же не получили подкреплений и вступили в бой частями. Это вообще характерно для той войны - сражаясь с 400-миллионным населением Китая, во многих локальных сражениях британские экспедиционные войска зачастую имели численное превосходство над китайцами.
Британцам до конца войны противостояли разрозненные провинциальные гарнизоны, неопытность которых часто приводила к тому, что англичане разбивали их на куски. «Восьмизнаменные» и «зеленознаменные» командиры, ранее не знавшие настоящего боя, либо не смогли создать решающего численного преимущества, либо не смогли его реализовать…
На следующий день британская эскадра двинулась вверх по реке к Кантону, по пути разрушив барьер цепи флота. В то же время английские пароходы были обстреляны с берега стрелковым оружием, оружием большого калибра («гингалами», как называли их тогда англичане, помня это оружие еще со Столетней войны). К удивлению англичан, из этого оружия китайцы стреляли свинцовыми пулями точнее, чем из артиллерийских орудий.
Британцы по пути уничтожили китайские береговые батареи и заграждения, достигнув острова Вампу недалеко от Кантона, где 80 лет спустя зародится современная китайская армия. Тем временем прекрасно замаскированная батарея вновь открыла неожиданный огонь с острова. Но его 23 средневековые пушки, естественно, не отличались меткостью и были захвачены быстрым приземлением с лодки. Китайцы бежали и потеряли нескольких человек убитыми, британцы — одним смертельно раненым.
На острове Вампу англичане захватили еще один форт с 30 пушками, и уже 3 марта 1841 года было заключено трехдневное перемирие, в ходе которого «варвары» исследовали путь от Вампу до Кантона. В эти дни к эскадре подошло подкрепление в виде войск, эвакуированных с островов Чжоушань, и таким образом практически все экспедиционные силы Великобритании сосредоточились возле Кантона. Подкрепления пришли и к китайцам — «главным образом из северо-западных провинций, т е людей чуждых и страшных для самих кантонцев».
Карта Первой Опиумной войны».
По окончании перемирия, как писали русские офицеры Бутаков и Тизенгаузен, «до 18 марта дальнейшие действия заключались в разрушении и занятии фортов, построенных по берегам реки, которые китайцы фактически вообще не защищали». При захвате форта Макао трое британцев ранены, а китайцы несколько убиты.
Между тем этот форт, расположенный на небольшом острове посреди реки, представлял собой круглое каменное сооружение с башней посередине и был вооружен 22 пушками. По обеим сторонам форта до берега реки шел заград из плотов, укрепленных сваями и затопленными джонками, которые прикрывала земляная батарея на 8 маленьких орудий.
Увы, мощные средневековые укрепления и многочисленные средневековые пушки не смогли остановить британские корабли и профессиональных солдат, имеющих большой опыт наполеоновских и колониальных войн.
Военная история История (наука) Китай Великобритания Российская империя Англия Древние артефактыLongpost 2 EmotionsЕще у меня есть канал «Хроники прошлого», где я публикую еще больше историй и фотографий этого и других периодов
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Первая опиумная война: от Динхая до Кантона.