Почему же от КВ-2 отказались сразу после начала войны и не пытались возобновить производство?
Тяжелый танк прорыва КВ уверенно выиграл сравнительные испытания в боевых условиях начавшейся Зимней войны у своих двухбашенных собратьев СМК и Т-100. Пожалуй, единственным недостатком который определила своеобразная специфика сражений на Карельском перешейке, стала слабость вооружения. 76 мм пушка, уверенно подавлявшая слабо защищенные огневые точки против бетонных ДОТов линии Маннергейма, оказалась неэффективной.
Требование Военного Совета Северо-Западного фронта об усилении огневой мощи поддержал начальник АБТУ Павлов, который в начале 1940 года отдал распоряжение вооружить КВ 152 мм гаубицей. К работе привлекли СКБ Кировского завода (начальник Ж.Я. Котин) и артиллеристов завода имени Молотова (руководитель Н.В. Курин).
Поскольку война, вопреки ожиданиям, затянулась, сроки на проектирование отвели очень сжатые, буквально считанные дни. Для ускорения конструкторов перевели на казарменное положение с ненормированным рабочим днем. Помогло, проект сделали за пару недель. А уже в середине февраля первые два танка отправились на фронт, потом к ним присоединился третий.
Разумеется, при такой спешке, было не до улучшения конструкции и устранения недоработок базового танка, работы ограничились установкой на существующее шасси пушки-гаубицы М-10, для которой пришлось разработать новую большую башню. На заводских испытаниях самые большие опасения вызывала устойчивость при стрельбе, но даже при ведении огня в направлении «по борту» танк не перевернулся, испытания сочли успешными.
Танк КВ-2 образца 1940 года в Музее Советской армии. Фото в открытом доступе.
Испытания в боевых условиях показали, что танк выдерживает огонь противотанковых пушек финнов, а сам достаточно эффективен. По воспоминаниям командира танка З.Ф. Глушака для проделывания прохода шириной до 8 метров в трехрядном заграждении из гранитных надолбов потребовалось 5 выстрелов, а для уничтожения ДОТа всего два.
В конце февраля 1942 года КВ-2 приняли на вооружение. Кстати, индексы КВ-1 и КВ-2 получили позднее, в документах того времени они именовались «КВ с малой башней» и «КВ с большой башней».
По завершении Зимней войны испытания КВ-2 продолжились. Выяснилось, что, в результате такого «скоростного» подхода к проектированию, танк не только получил в наследство все недостатки своего предшественника, но и добавил свои, новые.
По-прежнему оставались претензии к неудовлетворительной работе ряда важных узлов и агрегатов (например, трансмиссии и системы охлаждения), отмечалась недостаточная прочность ходовой части, а, главное, множество конструкторских недоработок и производственных дефектов.
Хотя доработанный дизель В-2К развивал большую мощность (600 л.с.), приращение массы из-за более тяжелой башни съело это преимущество, для такого веса (52 тонны), он оказался слабоват.
КВ-2 на испытаниях. Лето 1940 год. Фото в открытом доступе.
Несмотря на то, что пушка была идеально сбалансирована в цапфах, сама башня оказалась неуравновешенной, и, при небольшом крене электропривод поворота не мог ее повернуть. Новая, более низкая башня была более технологична, но проблему не сняла.
Обратите внимание: Почему НАТО захотели свой Т-80БВМ.
Кроме того, при дальнейшем изучении выяснилось, что возможности пушки в разрушении надолбов немного преувеличены. Да, она их разбивала, но на крупные осколки, через которые танки все равно не могли пройти, окончательно зачищали проход саперы.Танк не мог вести огонь с ходу, отдача была настолько велика, что глушила двигатель намертво, бывало до полного выхода из строя. К этому добавились увеличившиеся масса и габариты, добавившие проблем при преодолении мостов и водных преград.
Благодаря мощному бронированию КВ-2, немцы могли его уничтожить только тяжелой артиллерией или подрывом специальными саперными группами. И то и другое довольно сложно, на дистанции прямого боя КВ мог тоже одним выстрелом уничтожит орудие, и был более живуч, так как экипаж защищался солидной броней со всех сторон, а не щитком спереди, как орудийный расчет. От пехоты надежно прикрывали три пулемета, удерживая ее на расстоянии. В ряде случаев, КВ-2 удавалось довольно надолго задержать продвижение немецких войск.
По поводу психологического воздействия от знакомства с новым советским танком у нас любят цитировать генерала Гальдера, который якобы долго не мог даже поверить в существование подобных монстров, но это не вполне соответствует действительности. Уже на следующий день после своей знаменитой панической записи в дневнике он послал наверх довольно толковый отчет с техническими характеристиками гиганта.
Танк КВ-2 первых серий и с башней МТ-1. Фото в свободном доступе.
Не следует считать, что с тяжелые танки немцы увидели впервые. Первый опыт они получили еще во Франции, столкнувшись с Char B1 bis. Когда прошел первый шок и изумление, нашлись и способы борьбы с возникшей угрозой, аналогичные с отработанными годом ранее.
КВ-2 либо обходили, не вступая в бой, либо несколькими танками с разных сторон старались обездвижить, повредив ходовую. Затем добивали танк зенитками Flack 88 и штурмовыми группами. Иногда использовали авиацию.
Проявить свои лучшие качества при таком подходе КВ было проблематично.
Практически все из двух сотен выпущенных КВ-2 погибли в самом начале войны. Несмотря на отдельные выдающиеся технические характеристики, в целом, танк оказался весьма специфичным и узкоспециализированным. Он был хорош для уничтожения укреплений, но подобной работы летом 1941 для него не было, да и не ожидалось в ближайшем будущем.
Для борьбы с танками мощность орудия была избыточной, вот только скорострельность, маневренность и подвижность слишком малыми. Да, он мог одним выстрелом превратить любой немецкий танк в груду металлолома, но, с таким же успехом можно бить тараканов кувалдой. При точном попадании мокрое пятно, но время и усилия, потраченные на замах несоизмеримы с результатом.
Офицер немец замеряет калибр КВ-2. Фото в открытом доступе.
Для поддержки пехоты у него была низкая проходимость, в сложных условиях он элементарно застревал, да и плохая обученность экипажей не позволяла эффективно использовать вооружение.
Главной же бедой стала низкая надежность, вызванная недоработками конструкции. Усугубила эту проблему неразбериха первого месяца войны, когда танки после бессмысленных маршей были потеряны из-за технических неисправностей, отсутствия горючего и боеприпасов еще до встречи с противником.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Почему же от КВ-2 отказались сразу после начала войны и не пытались возобновить производство.