Стрельба сквозь винт или инженерная гонка первой мировой войны

Как воевали в воздухе в начале первой мировой войны?

В начале войны авиация рассматривалась как всего лишь «глаза армии», дорогое, но бесполезное изобретение, не приносящее пользы в реальных боевых действиях. Генералы возлагали на авиацию задачи разведки и управления артиллерийским огнем.

Но война — великий и жестокий учитель. Вскоре кто-то предложил установить на самолете пулемет. Эта идея казалась блестящей, но позже выяснилось, что пули из пулемета должны были проходить через пропеллер в носовой части самолета.

Так началось интересное инженерное состязание в военной истории: как стрелять из пулемета в полете, не разнеся пропеллер на куски первым же коротким выстрелом?

Британия: проще простого (если винт сзади)

Изображение из общественного достояния

Британцы пошли по пути наименьшего сопротивления. Их неуклюжие истребители Vickers имели толкающие винты сзади. Отлично! Мы установили гигантский пулемет Vickers Maxim в носу, как танковую башню. Стреляйте, пропеллеры исключены. Легко? Конечно. Эффективно? Тоже, но только если вы летите на «летающем диване», а не на юрком истребителе.

Франция: стреляй поверх...

Но французам с их «классической» компоновкой (пропеллер спереди) пришлось немного помудрить. Пулемет в носу? Пули в мгновение ока разнесут лопасти. Решение? Легкий пулемет.. на верхушке верхнего крыла! Летчику пришлось бы стоять почти прямо, целиться во вращающийся пропеллер и молиться, чтобы его не унесло ветром. Насколько эффективной была бы эта стрельба? Можно только догадываться....

Изображение из общественного достояния

Французское изобретение: пуля-рикошет

Вот тогда и появился пилот Ролан Гарро. Его инженерная идея была весьма креативной: «А что, если просто защитить лопасти?» Они приклепали к винтам стальные отражатели. Таким образом, в носу можно было установить пулемет и стрелять через винты! Большая часть пуль пролетала между лопастями, а те, что попадали в металл, рикошетили. Было ли это гениально? Для тех дней — да.

Обратите внимание: Гонка в небе.

Было ли это надежно? Ну.. для французских пуль с мягкой медной оболочкой это было нормально. Отражатели быстро изнашивались, а винты вибрировали, но это все равно был прорыв! Однако враг — немцы — вскоре раскрыл секрет.

Германия: восход "Фоккера"

Немцы попытались скопировать «французский опыт». Результат? Их хромированные пули были тверже. Вместо того, чтобы рикошетить, пули разбивали деревянные лопасти! Представьте себе катастрофу в полете: ваши пулеметы за считанные секунды превращают ваш самолет в беспомощный планер. Тупик. Нужны совершенно новые конструкции.

Решение нашел голландец Энтони Фоккер, работавший на немцев. Он был авиаконструктором, а не оружейником. Но когда ему поручили «сделать что-то, что не сломается после выстрела», он заперся в своей мастерской. Работая без сна двое суток, он создал гениальное устройство, используя кулачки и шатуны — синхронизатор. Как это работало? Механическая связь между спусковым крючком пулемета и валом винта. Орудие стреляло только в тот момент, когда лопасти винта не блокировали ствол! Пуля вылетала из зазора между лопастями. Просто? Гениально! Надежно? Как швейцарские часы (ну, почти).

Изображение из общественного достояния

С августа 1915 года немецкие истребители Fokker, оснащенные синхронизированными пулеметами, стали ужасом в воздухе. Союзники поначалу были шокированы. Их самолеты не были синхронизированы и стали легкой добычей. Как метко выразился британский политик Н. Биллинг, британские самолеты теперь годились только на роль «пушечного мяса для самолетов Fokker".

Воздушный бой превратился из «цирка» в нечто по-настоящему опасное.

Позже пулеметы стали устанавливать на крыльях самолетов, но это были уже другие машины и другая эпоха...

Телеграм-канал автора

[My] Самолеты Авиация Первая мировая война Военная история Военная техника Пулемет Оружие Длинная колонна 1

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Стрельба сквозь винт или инженерная гонка первой мировой войны.