Если посмотреть на рабочее место водителя бронетехники времен Второй мировой войны и сравнить его с современными образцами военной техники, то можно заметить любопытную особенность. На старых машинах педальный узел жестко крепится к полу операторной.
На новых оторвало от пола. Более того, в ряде современных проектных рекомендаций идеальным решением считается крепление педального узла к верхней плите капота. Почему это необходимо?
Практически с момента появления бронетехники стали находить способы эффективной борьбы с ней. Разрабатывали противотанковую артиллерию, вооружая сами машины. В начале Великой Отечественной войны противотанковые мины стали считаться одним из самых эффективных способов вывода техники из строя. Однако стоимость, время установки и стационарность минных заграждений не привели к широкому развитию этого метода. Минные поля обычно прикрывали заранее возведенные укрепрайоны. В мобильной войне их роль оценивалась гораздо ниже.
Одним из основных требований к бронетехнике Советского Союза, разработанной в довоенный и военный периоды, была простота и технологичность, что позволяло производить их серийно. Этому полностью соответствовало крепление педального узла механика-водителя к полу рубки управления. Сам пол был несущей конструкцией, отсюда минимум деталей, простые соединения приводных тяг, не требующие сложной регулировки. О каких-то особых мерах по усилению защиты экипажа от подрыва на мине особо не думали.
В принципе, на этом этапе все было правильно. Согласно статистике основных причин потерь советских танков на протяжении всей войны, мины составляют скромные 5%. В первую половину войны немцам незачем было ставить минные поля, а во вторую было некогда. Так что эти 5% приходятся в основном на бои в Восточной Германии, когда при атаках укрепрайонов до половины машин, шедших в атаку, подрывались на минах. Так что волноваться особо было не о чем.
В Корейской войне только за первые пять недель боев была уничтожена половина САУ и танков северокорейской армии. Но главным врагом бронетехники стала авиация. Из 313 безвозвратно потерянных танков Т-34-85 и САУ СУ-76 только две машины подорвались на минах. В египетских войнах танки воевали против танков. Во Вьетнаме в первые годы в основном применялись противопехотные мины, часто самодельные, не наносившие серьезного ущерба американской технике.
Только в 1969 году, с началом поставок советских мин ТМК-2, потери американцев в бронетехнике возросли настолько, что их практически вывели из частей, пехоту стали пересаживать на вертолеты. Но американский опыт остался незамеченным.
С самого начала ввода ограниченного контингента войск в Афганистан все пошло по другому сценарию. Бронетехника моджахедов практически отсутствовала.
Обратите внимание: Второй бой танков с танками: охота на английских "гончих".
Главным врагом советской бронетехники были гранатометы, а также самодельные фугасы и противотанковые мины. Всего было потеряно 168 танков и значительно менее защищенных БТР и БМП, 1314 штук. Подавляющее большинство из-за подрыва.Основной военной техникой, использовавшейся в Афганистане, были танки Т-55 и Т-62, а также легкие гусеничные БМП-1, БМД и колесные БТР-60ПБ, БРДМ-2. Они родились после Второй мировой войны, но были разработаны по образцу тех же классических ружей. А потом оказалось, что даже если мощности заряда не хватало для пробития днища (в этом случае вообще не о чем говорить), экипаж и десант, как правило, теряют боеспособность. И не только из-за наркоза или контузии. Гораздо опаснее контакт ног с полом в момент взрыва. В случае удара есть риск перелома голени, разрыва мышц бедра и таза и возможное повреждение позвоночника.
Это было одной из причин, по которой солдаты на маршах предпочитали сидеть на своей броне, а не оставаться внутри машины. А как быть с водителем, который в силу специфики своих функциональных задач не только постоянно стоит ногами на прикрепленных к днищу педалях, но и частично упирается в пол БЩУ? Зафиксированы случаи, когда собственные коленные чашечки выступали смертельным снарядом для водителя. Они нашли противоядие. Но не сразу.
Сегодня, чтобы избежать травм ног, стали стандартными конструкции, при которых ноги не соприкасаются напрямую с полом. Начнем с того, что получили распространение различные типы демпфирующих подножек, а сиденья обладают улучшенной амортизацией. Но это было половинчатое решение. Часто вынужденные, так как исходя из преемственности моделей бронетехники и особенностей изначально определенных компоновочных решений другие варианты просто не проходили.
В новейших машинах, которые в соответствии с расширением функций и изменением принципов тактического применения приобретают совершенно иные очертания, реализация прогрессивных решений значительно упрощается. Как правило, они разрабатываются практически с нуля, поэтому все можно предусмотреть на начальных этапах проектирования. Обычно сиденья, как и водительский педальный блок, крепятся к крыше или бортам, широкое распространение получил фальшпол, который крепится таким же образом.
Возможны варианты, когда они конструктивно выполнены единым блоком, педальный блок перенесен на каркас сиденья, прикрепленный к крыше. Кстати, это улучшает эргономику, так как при переводе водителя из нижнего «боевого» положения в верхнее «походное» положение педалей по отношению к сиденьям не меняется.
Разумеется, это не единственные методы повышения стойкости бронетехники к подрыву. Более глобальные меры включают в себя увеличенный дорожный просвет, V-образное днище, рассекающее ударную волну, различные виды защитных экранов и модульную компоновку, где нет жестких соединений с шасси.
Спасибо за прочтение! Ставьте лайк, пишите что думаете в комментариях! Канал «Две войны» в Pulse, Telegram и ✅YouTube.
Как вы думаете, насколько безопасна такая схема?
Больше интересных статей здесь: История.