Когда вы используете слова «гусеница» и «ездить» в одном предложении, вы, вероятно, представляете бесстрашный танк. Но прежде чем танки начали бродить по полям сражений, на машину сначала установили гусеницы. Это изобретение Адольфа Кегресса.
Адольф родился во Франции, в городке Эрикур, окруженном вечно заснеженными Альпами. Возможно, это было одной из причин, почему у него всегда была другая точка зрения, когда речь шла о поездках в места, недоступные на обычном транспорте. После учебы молодой инженер работал во французской армии, хотя и не задержался там надолго. В 1905 году, когда Адольфу было всего 27 лет, его пригласили работать в Российскую империю шофером к самому царю Николаю II.
Переехав в Петербург, Кегресс не страдал от скуки и иногда водил короля по императорскому саду. Николай II был страстным энтузиастом и коллекционером игрушек новой эры - автомобилей. В какой-то момент в гараже короля была 21 машина. Даже по сегодняшним меркам это впечатляющая цифра. Любовь Кегресса к автомобилям и его интерес к технологиям были быстро замечены королем и его окружением. Именно поэтому Кегресс получил особое повышение, став главой Императорского гаража.
Королевские автомобили, как и положено, отличались особой роскошью (например, Rolls-Royce или Packard). По сегодняшним ценам годовое обслуживание автопарка обойдется более чем в 1 000 000 долларов. Для России это было очень много, поэтому в гараж стали регулярно наведываться различные финансовые аудиторы. Адольф был инженером, но не бюрократом. Устав от постоянных проверок, он решил уволиться.
И Николай II, и его дворяне видели талант Кегресса и пытались убедить его остаться в России и работать на царя. В конце концов Адольф решил остаться и продолжить работу в императорском гараже, что и привело к созданию его первого изобретения — полугусеницы.
Дороги в России до сих пор являются предметом насмешек. Таким образом, неудивительно, что сто лет назад понятие «дорога» было в лучшем случае абстракцией. Грязь, холод и колеи, а управлять Rolls-Royce в таких условиях не так-то просто. Однако желание короля отправиться в путешествие автоматически становится приказом, поэтому Кегресс начал работать над идеей улучшения качеств проходимости.
В 1913 году часть царских автомобилей переоборудовали в полугусеничные. Система Адольфа была довольно проста. В задней части кузова находилась тележка, похожая на те, что на поездах. Он был прикреплен к задней части автомобиля и имел большое ведущее колесо на одном конце, второе неведущее колесо на другом и пару маленьких натяжных колес между ними. Все это было зашито гибким, но прочным ремнем, который крутился, как фордовский конвейер. В результате получилась система, способная справиться даже с самыми суровыми российскими болотами.
Из-за увеличения поверхности контакта автомобиля с дорогой уменьшилось давление на квадратный сантиметр. Это также снизило риск падения на мягкую поверхность.
Обратите внимание: Рассказываю о главной особенности Е-100, о которой не все знают и за которую я полюбил этот танк.
Для зимних развлечений брали рижские Rolls-Royce или Russo-Balt и прикрепляли к ним лыжи, чтобы кататься по заснеженному лесу.Конструкция оказалась надежной и ею заинтересовались военные. Несколько сотен русских бронеавтомобилей Austin, участвовавших в боевых действиях в Первую мировую войну, также использовали технологию Kégresse, которая была более полезной, чем система гусениц танка в 1917 году. Эти гусеницы были полностью металлическими и из-за плохой конструкции часто проскальзывали, делая танк бесполезным. Между тем, гусеницы Kégresse были сделаны из резины, что сделало их легче. Для улучшения внедорожных качеств их также оснастили небольшими металлическими «зацепами». Та же идея используется в современных шипованных шинах.
После войны, в 1917 году, царя свергли, и к власти пришли большевики. Королевский гараж освободился, поэтому Кегресс был вынужден вернуться во Францию. Однако он уже был известен своими талантами, поэтому без работы долго не оставался. В 1919 году Адольф получил приглашение от Андре Ситроена работать в его компании. Он был впечатлен технологией, созданной Адольфом. Он также был человеком, который любил маркетинг и верил в его силу. А что может быть лучше рекламы, чем испытания новой техники в пустыне Сахара?
Кегресс вместе с коллегой по Citroën Жаком Энстином усовершенствовал полугусеничную технологию и внедрил ее в грузовик Citroën P17. Андре выбрал именно эту модель для экспедиций в Африку, которые продвигали технологии Kégresse и надежность бренда Citroën. Андре организовал долгое путешествие по африканскому континенту, где полугусеничный Kégresse продемонстрировал невиданные ранее внедорожные качества. В 1925 году участники экспедиции вернулись во Францию, где их встретили как героев. Тем временем полугусеничный P17 демонстрировался на различных выставках по всей стране. Несколько лет спустя, в 1930 году, Citroën организовал аналогичные экспедиции в Азии и Канаде, где полугусеничный Kégresse снова показал себя фантастически.
В то время весь мир знал о красоте полугусеничной машины, которая привлекла внимание армий. В 1920-х годах США получили лицензию на производство полугусеничных машин Kégresse и адаптировали их ко Второй мировой войне — рожденные разведкой Kégresse бронемашины M2 и M3 помогли действовать в Европе. Адольф умер в 1943 году, но до конца войны адаптацией полугусеничных машин занимались британская, польская и чешская армии. Кроме того, полугусеница была не единственным изобретением Kégresse, получившим массовое распространение.
DSG — это коробка передач, которую сегодня ценят водители. Кегресс запатентовал эту технологию еще в середине 1930-х годов. Но ограниченные технологические возможности и война сделали невозможным развитие проекта. Легенда группы B Audi Quattro был первым автомобилем с коробкой передач DSG. С начала 2000-х DSG стали появляться в серийных моделях Volkswagen. И эту технологию сто лет назад создал человек, который научил автомобили ездить по бездорожью.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Рассказ о гусеничных автомобилях.