Американская бронетехника в парке Патриот: от ленд-лиза до послевоенной службы

В этой части экскурсии по парку «Патриот» мы подробно рассмотрим бронетехнику, поставлявшуюся союзниками СССР во время Второй мировой войны. Интересно, что несмотря на масштабы программы ленд-лиза, в экспозиции представлено не так много образцов американской техники, что делает каждый экземпляр особенно ценным.

Бронетранспортер М3: рабочая лошадка союзников

Американский полугусеничный бронетранспортер М3 был разработан в начале 1940-х годов. Его производство, продолжавшееся с 1941 по 1944 год, оказалось весьма масштабным — выпущено более 26 тысяч машин, включая модификации М5 и М9. Эта техника активно поставлялась союзникам, включая СССР, и даже после войны долгое время оставалась на вооружении многих армий мира. Конструкция М3 была классической: моторный отсек спереди, отделение управления в центре и десантное отделение сзади. Экипаж вместе с десантом мог достигать 13 человек. Броня толщиной 6–13 мм защищала от пуль и осколков, а вооружение состояло из двух пулеметов калибра 7,62 мм и 12,7 мм. Двигатель мощностью 147 л.с. разгонял машину до 72 км/ч по шоссе.

Самоходная артиллерийская установка Т48 (СУ-57)

На базе бронетранспортера М3 была создана самоходная артиллерийская установка Т48. Вместо десантного отделения на шасси установили 57-мм пушку М1. Из 962 выпущенных машин 650 были отправлены в Великобританию, а оттуда большая часть попала в СССР, где получила обозначение СУ-57. Тактико-технические характеристики этой САУ были аналогичны базовому М3, за исключением вооружения — пулеметы отсутствовали.

Зенитная самоходная установка М17

Для борьбы с авиацией противника на шасси бронетранспортера М5 (аналогичного М3) была создана зенитная самоходная установка М17. Её главным оружием стала счетверенная установка 12,7-мм пулеметов M2HB (Browning M2). Все произведенные в 1944 году М17 были переданы СССР, где стали важным средством прикрытия танковых и механизированных частей с воздуха. Остальные характеристики машины соответствовали базовому бронетранспортеру.

Средний танк М3 «Ли»: неоднозначный союзник

Танк М3, названный в честь генерала Роберта Ли, стал первым американским средним танком, получившим имя собственное — эту традицию завели англичане. Созданный на базе неудачного М2, он выпускался с 1941 по 1942 год. Около двух третей из более чем 6000 произведенных машин были переданы союзникам, в основном Великобритании и СССР. На Восточном фронте «Ли» появились в 1942 году и участвовали в ключевых сражениях, включая Курскую битву. Однако советские танкисты критиковали машину за низкую маневренность, высокий силуэт и неудобное расположение основного орудия в бортовой спонсоне. Броня толщиной до 51 мм, мощное вооружение (75-мм и 37-мм пушки, четыре пулемета) и экипаж из 7 человек сочетались с авиационным двигателем в 340 л.с., который обеспечивал скорость до 49 км/ч.

Легкий танк M3A1 «Стюарт»: самый массовый в своем классе

Легкий танк «Стюарт», названный в честь генерала Джеба Стюарта, стал самым массовым легким танком в истории — было выпущено почти 24 тысячи единиц. Он активно использовался американскими войсками и в больших количествах поставлялся союзникам, включая СССР. После войны «Стюарты» долго служили в армиях разных стран. Танк имел броню толщиной до 51 мм, был вооружен 37-мм пушкой и тремя пулеметами. Экипаж из четырех человек управлял машиной, которую разгонял до 61 км/ч авиационный двигатель мощностью 250 л.с.

Обратите внимание: Парк Патриот в городе Энгельс. Новое монументальное творчество.

Средний танк М4А4 «Шерман»: символ американских бронетанковых войск

«Шерман» — самый известный американский танк Второй мировой войны, ставший основной платформой для множества модификаций. Всего было выпущено почти 50 тысяч машин. В СССР он поставлялся по ленд-лизу и получил у танкистов прозвище «эмча». Представленная в парке модификация М4А4 имела сварной удлиненный корпус и необычную силовую установку Chrysler A57 Multibank, состоявшую из пяти автомобильных двигателей. Именно из-за ненадежности и высокого расхода топлива этой установки СССР отказался от дальнейших поставок данной модификации. Танк имел броню толщиной до 89 мм, был вооружен 75-мм пушкой и тремя пулеметами. Экипаж из пяти человек управлял машиной с двигателем мощностью 470 л.с., которая развивала скорость до 50 км/ч.

Легкий танк М24 «Чаффи»: послевоенный долгожитель

Танк М24 «Чаффи», появившийся в конце войны, считается одним из лучших легких танков своего времени. Он сочетал хорошую огневую мощь (75-мм пушка), приемлемую защиту (броня до 38 мм) и подвижность. Несмотря на относительно небольшой тираж (около 4700 единиц), «Чаффи» активно экспортировался и участвовал во множестве послевоенных конфликтов, включая войны в Корее и Вьетнаме, оставаясь на службе в некоторых странах вплоть до начала XXI века. Экипаж из пяти человек управлял машиной с двумя двигателями общей мощностью 220 л.с., которая развивала скорость до 56 км/ч.

Продолжение экскурсии по парку «Патриот» и его уникальной коллекции бронетехники ждет вас в следующих материалах.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Продолжаем экскурсию по парку Патриот.