Перейдем к обзору бронетехники так называемых союзников Советского Союза во Второй мировой войне. Американской техники, как это ни странно, в экспозиции не так много, хотя вроде бы по ленд-лизу нам ее поставили совсем немного.
БТР М3
Американский полугусеничный бронетранспортер, созданный в 1940-1941 годах параллельно с полугусеничным бронированным артиллерийским тягачом М2, практически идентичным по конструкции. Серийное производство М3 продолжалось с 1941 по 1944 год, всего было выпущено 26 378 бронетранспортеров М3, включая их варианты М5 и М9, разработанные компанией International Harvester Company, не считая почти пятнадцати тысяч специальных машин на их базе.
Во время Второй мировой войны М3 и машины на его базе в значительных количествах поставлялись американским союзникам по ленд-лизу, значительное количество БТР было продано в другие страны в послевоенный период. Хотя почти все страны, использовавшие М3, сняли его с вооружения, по состоянию на 2007 год некоторые страны все еще имели в своих армиях бронетранспортеры этого типа.
М3 имел классическую компоновку автомобиля с капотом, с моторным отсеком спереди, отделением управления посередине и боевым отделением сзади. Штатный экипаж на модификациях БТР, в состав которых входил десант, составлял 13 человек.
Бронирование от 6 до 13 мм. Бронетранспортер вооружен двумя пулеметами — 7,62-мм М1919А4 и 12,7-мм М2.
Бензиновый двигатель, 147 л.с. Максимальная скорость на автомагистрали 72 км/ч.
ОВЦА Т48
Самоходная артиллерийская установка на базе бронетранспортера М3. Шасси сняли, а на его место поставили 57-мм пушку М1. В 1942-1943 гг. Было выпущено 962 машины, из них 650 отправлено в Великобританию по программе ленд-лиза, а остальные 282 переоборудованы в стандартные бронетранспортеры М3А1. В свою очередь англичане оставили на вооружении 30 единиц, а остальные отправили в СССР, где машина получила обозначение СУ-57.
ТТХ САУ аналогичны базовой М3, за исключением отсутствующих пулеметов.
ЗСУ М17
Зенитная самоходная установка, разработанная в 1942-1943 годах как усовершенствованный вариант ЗСУ М13, с большей огневой мощью. Как и M13/M14, M16 выпускался в двух вариантах: собственно M16, в котором использовалось шасси полугусеничного бронетранспортера M3, и M17, основанный на его несколько ином варианте, M5; за исключением ходовой части и деталей конфигурации бронекорпуса обе установки были идентичными. М16 выпускались с мая 1943 г по март 1944 г., М17 – с декабря 1943 г по март 1944 г., всего было выпущено 2877 и 1000 ЗСУ обоих типов соответственно. Все М17 выпуска 1944 года были переданы в СССР по программе ленд-лиза, где они стали основным средством мобильной ПВО танковых и механизированных частей.
Вооружение состоит из счетверенных 12,7-мм пулеметов M2HB (ТТ), более известных как пулеметы M2 Browning.
Остальные характеристики не отличаются от базовой М3.
М3 Ли
Средний танк, названный в честь командующего Гражданской войны в США генерала Роберта Эдварда Ли. Кстати, названия танкам в честь американских военачальников времен Гражданской войны придумали англичане. До появления имен для М3 и его модификаций в армии США не существовало традиции присвоения личных имен серийным моделям танков и бронетехники в целом. Но после "Стюарта", "Ли" и "Гранта" эта практика вошла в обиход, и традиция называть бронетехнику именами военачальников второй половины 19 - первой половины 20 века существует в армии США до этого день.
М3 был создан в 1940 году на базе неудачного танка М2 и серийно выпускался с июня 1941 по декабрь 1942 года. Всего было выпущено 6258 экземпляров этого танка в различных модификациях. Около 2/3 произведенных М3 было передано другим странам, в основном Великобритании и СССР, по программе is-lease. Кроме того, до появления в достаточном количестве более совершенного среднего танка M4 Sherman M3 был основным боевым танком вооруженных сил США.
Поставки М3 в СССР начались весной 1942 года, в основном через Мурманск, но часть шла через Иран. На Восточном фронте танки «Ли» появились в мае 1942 года и впервые приняли участие в майском наступлении Красной Армии на Барвенковском плацдарме. Также они успели поучаствовать в боях на Северном Кавказе в 1942-43 годах, в наступлениях под Вязьмой и Ржевом, а также в Курской битве. Однако первые опыты их боевой эксплуатации особого восторга не вызвали. Танк не отличался маневренностью, маневренностью и малозаметностью. Вооружение хоть и достаточно мощное, но располагалось очень неудобно - для ведения огня из пушки, расположенной в вертикальной башне справа, по противнику, находящемуся слева от танка, приходилось разворачивать машину и терять время там, где противник можно было сделать превентивный выстрел.
Толщина брони составляла 13-51 мм. Вооружение: 75-мм пушка М2 или М3 в боковой башне, 37-мм пушка М5 или М6 в верхней башне и четыре 7,62-мм пулемета М1919А4 (Браунинг М1919). Экипаж состоит из 7 человек.
Танк оснащен авиационным бензиновым двигателем мощностью 340 л.с. Максимальная скорость по автомагистрали составляет 49 км/ч.
M3A1 Стюарт III
Легкий танк, названный в честь генерала времен Гражданской войны в США Джеба Стюарта.
М3 создавался в 1938-1941 годах на базе легкого танка М2.
Обратите внимание: Парк Патриот в городе Энгельс. Новое монументальное творчество.
Серийно производился с марта 1941 г по июнь 1944 г., неоднократно модернизировался в процессе производства. Всего было построено 23 685 танков, что сделало «Стюарт» самым массовым легким танком в истории мирового танкостроения.Во Второй мировой войне «Стюарт» активно использовался американскими войсками, а также в значительных количествах поставлялся по программе ленд-лиза в Великобританию, СССР, Китай, войскам «Свободной Франции» и НОАЮ (Народно-освободительной армии Югославии).)). После войны устаревшие на тот момент, но все же многие «Стюарты» были проданы во многие другие страны, в некоторых из которых состояли на вооружении до 1990-х гг.
Толщина брони от 13 до 51 мм. Вооружение состоит из одной 37-мм пушки М6, двух 7,62-мм пулеметов М1919А4 и одного 7,62-мм пулемета М1919А5. Экипаж состоит из четырех человек.
Авиационный бензиновый двигатель мощностью 250 л.с. Максимальная скорость по шоссе – 61 км/ч.
Пара «Стюартов» разных модификаций также выставлена в Белградском военном музее.
М4А4 Шерман
Средний танк, который широко использовался армией США на всех полях сражений, а также в больших количествах поставлялся союзникам (в первую очередь Великобритании и СССР) по программе ленд-лиза. После Второй мировой войны «Шерман» состоял на вооружении армий многих стран мира, а также участвовал во многих послевоенных конфликтах. Армия США использовала M4 до конца Корейской войны. Название «Шерман» (в честь генерала Гражданской войны в США Уильяма Шермана) было присвоено танку М4 в британской армии, после чего это имя закрепилось за танком в американской и других армиях. Советские танкисты получили прозвище «эмча» (от М4).
М4 стал основной американской танковой платформой в годы Второй мировой войны, и на его базе было создано большое количество специальных модификаций, САУ и инженерной техники.
Всего с февраля 1942 года по июль 1945 года было выпущено 49 234 экземпляра (не считая машин канадского производства), что сделало «Шерман» самым массовым танком американского производства.
Модификация М4А4 представляет собой автомобиль со сварным удлиненным кузовом и силовой установкой Chrysler A57 Multibank с пятью бензиновыми автомобильными двигателями. Произведено в количестве 7499 штук компанией Detroit Tank Arsenal. Пару таких танков отправили в СССР для испытаний, после чего советская сторона отказалась от поставки этих машин, так как силовая установка не внушала доверия, а бензин она потребляла как сумасшедшая. Выставочный экземпляр — лишь один из этих двух танков.
Толщина брони варьировалась от 13 до 89 мм. Вооружение — 75-мм пушка М3, 12,7-мм пулемет М2НВ и два 7,62-мм пулемета М1919А4. Экипаж состоял из пяти человек.
Силовой агрегат мощностью 470 л.с. Максимальная скорость по шоссе – 50 км/ч, по пересеченной местности – 40 км/ч.
М24 Чаффи
Легкий танк, названный в честь Э. Р. Чаффи-младшего, первого командующего бронетанковыми войсками США. Изготовлены в 1943-1944 годах фирмами ATC и Cadillac, серийное производство началось в апреле 1944 года и продолжалось до августа 1945 года, всего было выпущено 4731 танк этого типа. М24 участвовал во Второй мировой войне, хотя из-за относительно позднего появления использовался в войсках в ограниченных количествах. По огневой мощи, безопасности и подвижности М24 был одним из лучших легких танков последнего периода Второй мировой войны. После достройки «Чаффи» оставался на вооружении США до начала 1950-х годов. Активно применялся в Корейской и Вьетнамской войнах.
Около 4400 М24 было поставлено союзникам США и нейтральным странам, танк использовался ими в Индокитайской, Алжирской, Вьетнамской и третьей индо-пакистанской войнах. Модернизированный в ряде стран, использовавших его, М24 оставался на вооружении ряда государств в течение нескольких десятилетий, прежде чем был заменен более современными типами танков. По состоянию на начало 2000-х M24 все еще использовался в некоторых странах.
Бронирование от 10 до 38 мм. Вооружение — 75-мм пушка М6, 12,7-мм пулемет М2НВ и два 7,62-мм пулемета М1919А4. В экипаже пять человек.
Силовая установка состоит из двух двухместных бензиновых автомобильных двигателей Cadillac общей мощностью 220 л.с. Максимальная скорость на автомагистрали 56 км/ч.
Продолжение следует...
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Продолжаем экскурсию по парку Патриот.