Советская танковая школа была одной из сильнейших в мире, хотя зародилась и оформилась гораздо позже, чем танковые школы других великих держав. В 1930-е и 1940-е годы советские инженеры не гнушались заимствовать лучшие технические решения у зарубежных коллег, при этом привнося в каждую разработку свой взгляд на проблему ударной бронетехники. Чем выделялось советское танкостроение и почему наши танки до сих пор остаются одними из лучших в мире?
Пожалуй, главную черту советской школы мысли можно описать словами «бедность» и «рациональность». Еще в годы ВОВ в Советском Союзе задумались о том, что при таких темпах развития противотанковых средств, как сейчас (включая ручные гранатометы), очень скоро все эти тяжелые и легкие танки станет совершенно ненужным.
Что толку от сложной, дорогой и тяжелой махины, если даже не противотанковая пушка, а взвод гранатометчиков может послать ее к стальному богу? Поэтому к танкам в СССР относились в некотором смысле как к ширпотребу.
Можно долго издеваться на тему, что "с плохим танком кидают и экипаж", но как показывает практика: дороже и больше далеко не всегда лучше. Большие танки по-прежнему хорошо горят и делают это вместе со своими экипажами.
Поэтому в Советском Союзе после Великой Отечественной войны решили сосредоточиться в первую очередь на средних танках. Последним «средним» танком стал Т-54. Он, по ряду предположений, стал первым советским ОБТ. После мировой войны от тяжелых танков отказались в принципе. Все страны стали звенеть одним и тем же «главным матчем». Согласитесь, дьявол, как всегда, кроется в деталях.
Если сравнить массогабаритные характеристики современных автомобилей, то окажется, что автомобили немецкой и американской школы гораздо больше похожи на классические «тяжеловесы», а автомобили советской/российской школы все равно на «средние».
Некоторые ОБТ М1 «Абрамс» и Т-72, стоящие рядом, выглядят примерно так же, как «средний» Т-34 и «средний» PzKpfw V «Пантера», поставленные рядом. Советская школа старалась сделать свои танки как можно легче, меньше, быстрее, проще и дешевле. И конечно нужно было добиться того, чтобы этих машин было много. Очень много. Веховых машин в советском танкостроении после войны было четыре.
Т-64: «первый блин комом»
Танк Т-64 был уже полноценным "основным боевым" танком, и надо сказать, ужасным.
Обратите внимание: В танковых боях за Сталинград... из воспоминаний Глухова Николая Евдокимовича..
По крайней мере по сравнению с другими советскими машинами. У танка были достоинства: хорошее (для своего времени) комбинированное бронирование, гладкоствольная 125-мм пушка, неплохая для своего времени система прицеливания, революционная подвеска и новая гусеничная система.Однако были и кардинальные недостатки: впервые плохо работающий автомат заряжания, опасно расположенная боевая укладка снарядов, оппозитный дизель и множество мелких ошибок.
Т-72: «дешево и сердито»
Можно долго говорить о том, почему Т-72 все-таки очень хороший танк. Надежный дизель, новая ходовая часть, новый улучшенный автомат заряжания, высокая скорострельность (до 10 выстрелов в минуту), улучшенная 125-мм пушка.
А главное, Т-72 обладал большим модернизационным потенциалом, благодаря чему эксплуатируется до сих пор. При этом танк был дешев и прост в эксплуатации. За что его и любят по сей день. Это новенький Т-34 времен холодной войны».
Т-80: «а вместе мотора, дадим тебе пламенную турбину!»
Вы должны помнить Т-80 хотя бы потому, что это был первый серийный советский танк с газотурбинным двигателем. Хотя у установок ГДТ-1000Т есть свои недостатки, в целом Т-80 оказался не таким прихотливым, как многие думают. В то же время танки с ГТД в целом тише, лучше работают при низких температурах и компактнее танков с дизельными двигателями.
Главное, что инженеры наглядно показали, что ОБТ с ГТУ - это реальность! Интересно, что знаменитый американский «Абрамс» изначально разрабатывался как машина под газотурбинный двигатель. А вот с иностранными партнерами что-то пошло не так…
Т-90: «все лучшее танкистам»
Танк Т-90 был разработан уже в середине 1990-х годов, когда Советский Союз перестал существовать. Тем не менее, советские конструкторы все же сделали машину, и в конце 1980-х проект был заморожен. Сегодня именно 90-е являются апофеозом конструкторской мысли отечественных танкостроителей.
Машина вобрала в себя все лучшее от Т-72 и Т-80. По сравнению с ними боевые характеристики Т-90 возросли в 1,5-2 раза. Сегодня лучше его только Т-14 Армата, что является принципиально новой вехой в танкостроении. Но это совсем другая история.
Больше интересных статей здесь: История.
- В советской Прибалтике всегда было неспокойно – в том плане, что часть населения не поддерживала нахождение республики в составе СССР
- Деятели Советского Союза Владимир Ульянов и Иосиф Джугашвили, если представить их в кибер панке по версии нейросети, выглядят куда «интереснее», чем в черно-белом варианте