Говорят, что все люди хотя бы раз в жизни летали во сне. Многие в детстве мечтали научиться летать. Некоторые из них летали в реальности. Правда, для этого им пришлось преодолеть не только силу гравитации, но и самих себя.
С самого детства Александру приходилось преодолевать себя. В раннем возрасте он остался без отца. Матрос с легендарной "Авроры" столкнулся с бандой дезертиров, он отбивался, но был ранен в плечо и спину. От полученных ран Федор не выжил, оставив своим четверым детям лишь ясную память о себе.
Оставшись без защитника, семья "красноармейцев" была ограблена. Картофель выкапывали с их участка, хлеб воровали с поля. Мать, таща за собой всех четверых детей, не выдержала и ушла. И оставила детей.
Всех их вытащил старший сын Алексей. Подросток должен был работать как взрослый мужчина. И все равно детям приходилось довольствоваться блинами и толченым мхом.
Когда в деревне был создан колхоз, жизнь стала улучшаться. Все клубовцы работали и учились. Старший Алексей проходил военную службу в Ленинграде. Мать, потерявшаяся, нашла его там и помогла устроить младшего, Сашу, в фабрично-заводское училище. Таким образом, Александр стал квалифицированным рабочим.
Подвиг экипажа "Челюскина" и спасших его летчиков вызвал взрывной интерес к авиации в СССР. "Саша также увлекся небом. Он вступил в клуб планеристов, затем в аэроклуб и, наконец, в летную школу.
Свежеиспеченный боец успел послужить в Закавказье на устаревших, тихоходных бипланах.
К 1942 году немцы достигли Кавказа, но были неожиданно отбиты энергичными и ворчливыми "старожилами". Александру удалось уничтожить три новейших "Мессера", прежде чем его самолет загорелся во время одного из действий.
К этому времени одиннадцать Ме-109 действовали против трех советских "ишачков". Пилот до последнего момента тащил своих товарищей на базу, пытаясь спасти свой самолет. Он выпрыгнул с парашютом, когда пламя охватило кабину.
За мужество и стойкость он был награжден боевым "Знаменем" и орденом Отечественной войны I степени.
Как только ожоги пилота зажили, он снова сел за штурвал своей верной "Чайки". Тогда, в условиях острой нехватки самолетов, даже у таких стариков была работа. Клюбов должен был взлететь на И-153 и атаковать немецкие боевые группы.
Весной 1943 года он был направлен для оттачивания летного мастерства под руководством знаменитого Покрышкина. В новом полку пилот быстро адаптировался и с жадностью принялся за изучение любимого самолета своего наставника и командира - "Airakobra".
Обратите внимание: Практическая польза от 3D стилей WoT! Узнай чтобы побеждать!.
Самолет получил неофициальное прозвище "самолет для летчиков-асов". У Bell P-39 было много преимуществ:- мощное вооружение,
- исключительная маневренность,
- почти невозможно покрыть,
- отличный обзор из кабины пилота,
- высокая живучесть.
Основным недостатком, из-за которого американские пилоты опасались этой модели, было то, что она глохла при малейшей ошибке пилота. Также категорически запрещалось сажать самолет на брюхо - это гарантировало калечение или даже смерть пилота.
Американцы начали поставлять "Аэрокобры" в СССР, чтобы распродать разбитые (как они думали) запасы. Именно наши специалисты сумели использовать самолет так, как не пришло в голову умным янки.
Для Александра, который в прошлом мог громить немцев на бипланах и уклоняться от очередей быстрых "мессеров" и "фоккеров", переход на Bell P-39 открыл второе дыхание. Пилот буквально не мог насытиться полетами.
Дошло до того, что после посадки Клобов должен был помогать техникам быстро обслуживать и заправлять самолет, пополнять боезапас. Только чтобы вернуться в небо и сбивать вражеских стервятников. И он сбил их. Со всем своим оружием...
Всего за три месяца службы в гвардейском полку, которым командовал Покрышкин, Александр тридцать раз сражался в небе. И в каждом третьем бою он сбивал вражеский самолет, выбив в итоге дюжину. За что был награжден вторым боевым "Знаменем" и орденом Александра Невского.
К апрелю 1944 года пилот довел число своих побед до четырнадцати. Количество боевых вылетов превысило триста. Могучие "Аиракобры" иногда привлекались для поддержки наземных войск. И они его предоставили. Даже после снятия четырех крыльевых пулеметов (частая модификация для уменьшения веса самолета), пилот оставался с оружием:
- пневматическая пушка и 30 или 60 патронов к ней,
- два тяжелых пулемета и 200-270 патронов к каждому.
Поэтому он также израсходовал много боеприпасов на земле. За что был отмечен весной 1944 года званием Героя Советского Союза.
Осенью Александр освоил новейший отечественный истребитель Ла-7. 1 ноября при посадке его самолет снесло боковым ветром в сторону. Колесо шасси попало в канаву, и истребитель перевернулся. Пилот скончался в результате полученных травм.
Существует гипотеза о виновности или простой небрежности со стороны менеджера аэропорта, который позволил самолету лететь при опасном ветре. Но нельзя исключать и обычные несчастные случаи на войне:
Ла-7, при всех его достоинствах, был склонен к кавитации, в отличие от "Аэрокобры", к которой привык Клобов.
Кроме того, вид из самолета Лавочкина был гораздо хуже, чем из американского.
Есть и другая версия, связанная с проблемами Ла-7:
"он упал в канаву. Самолет скапотировал" - для скапотирования самолет должен попасть в канаву обоими колесами. Это уже не "выемка", а канава шириной 3 (три) метра. Вы верите, что гвардейский полк мог иметь такой ров посреди взлетной полосы? Я тоже в это не верю!
Можно подумать, ради бога, что Александр Федорович по своей "кривошипной" привычке слишком резко тормозил, что и позволило ему это сделать. Но знающие люди однажды поправили меня и изменили мое мнение.
С тех пор я считаю основной версией: невыпуск закрылков из-за утечки в пневмосистеме - детская болезнь Ла-7.
В результате Александр Федорович три раза пытался выпустить закрылки, три раза они уходили внутрь, в итоге он был вынужден садиться без закрылков, на дросселе, поэтому далеко выкатился за пределы ВПП и нашел довольно естественную канаву там..... Горе было ужасным.
Думаю, коллеги решили не бросать тень на новинку отечественного авиапрома - самолет Лавочкин-7, которому все так радовались (а Александр Федорович вызвался опробовать этого "жеребца" в воздухе, чтобы составить собственное мнение в сравнении с иномаркой, на которой они воевали) и дружно отмели причину этой глупости - "повреждение полосы огнем противника", которого (этого повреждения) вокруг было предостаточно.
Сколько великих сослуживцев и великих летчиков погибло не от вражеских пуль - таких врагов надо еще поискать, способных в небе побеждать таких бойцов, как Александр Федорович, но никто не стирал отказы самолетов в воздухе, даже если самолет был "отполирован" до блеска механиками и техниками гвардейских авиационных батальонов.
Вечная память.
Здоровья и удачи всем нам на земле и в воздухе!
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Американцы «Аэрокобру» и поставлять-то в СССР начали, чтобы сбагрить порченный (как им казалось) товар.