К началу Второй мировой войны Польша обладала довольно значительным, на первый взгляд, парком бронетехники — 852 танка и 97 бронеавтомобилей. Хотя это количество существенно уступало арсеналам СССР, Германии или Франции, среди остальных стран Польша была одним из лидеров по этому показателю. Однако важно понимать качественный состав этих сил: более половины (536 единиц) составляли лёгкие и уязвимые танкетки, а ещё 102 — безнадёжно устаревшие танки Renault FT времён Первой мировой. Таким образом, современных полноценных танков у польской армии было чуть более двухсот, и их возможности были ограничены.
Попытки модернизации и нереализованные проекты
Несмотря на сложности, польские инженеры активно работали над созданием новой техники. Часть разработок так и осталась на бумаге, но некоторые были воплощены в металле, о чём сегодня свидетельствуют сохранившиеся фотографии и документы.
Czołg lekki 9ТР: планируемая замена для 7TP
Лёгкий танк 9ТР (9-тонный польский) проектировался как наследник состоявшего на вооружении 7TP, который, в свою очередь, был развитием английского «Виккерса». Новая машина отличалась, в первую очередь, более мощным двигателем и усиленным бронированием.
Czołg lekki 9ТР
Расчётная масса танка составляла около 10 тонн, экипаж — 4 человека. Он должен был развивать скорость до 32 км/ч, а толщина лобовой брони достигала 40 мм. Вооружение планировалось стандартным для того времени: 37-мм пушка и пулемёт. В августе 1939 года был размещён заказ на 100 таких машин с планами поставить их к лету 1940 года. Однако в металле был воплощён лишь прототип; по некоторым данным, ещё три танка находились в процессе сборки, когда началась война.
Колесно-гусеничный эксперимент: 10ТР
Часто считается, что колёсно-гусеничный танк 10ТР был прямой копией разработки американского инженера Джона Кристи. Реальность сложнее. Польша действительно заключила с Кристи контракт на поставку его танка M.1928, но тот, имея также заказы от СССР, не смог его выполнить из-за ограниченных производственных мощностей. В результате поляки создали собственную машину, взяв за основу уже серийный американский танк Medium Tank T3E2 фирмы American LaFrance.
10TP на колёсном ходу
Единственный построенный прототип 10ТР весил 12,8 тонны, имел экипаж из четырёх человек и броню толщиной 20 мм. Его вооружение состояло из 37-мм пушки и двух пулемётов.
Обратите внимание: Самые приятные средние танки 6 уровная (часть 2)..
Однако танк страдал от недостаточной подвижности: максимальная скорость по шоссе составляла 34,5 км/ч, а запас хода — всего 90-100 км, что было явно мало для машины такого класса.Будущее, которое не наступило: 14ТР и разведывательные танки
Чтобы исправить недостатки 10ТР, началась разработка чисто гусеничного «быстрого танка» 14ТР. Он должен был получить броню толщиной до 50 мм, массу около 20 тонн и скорость до 50 км/ч за счёт нового двигателя. Большинство историков сходятся во мнении, что этот проект так и не вышел из стадии чертежей, а распространённые в сети изображения якобы готового танка являются художественным вымыслом.
Реальные же эскизы проекта 14ТР выглядят так:
Czołg szybki 14ТР
Более реалистичными были проекты лёгких разведывательных танков. Czołg rozpoznawczy 4TP (PZInż.140) и его плавающая версия PZInż.130 были не только разработаны, но и построены, успешно пройдя испытания. На 4TP, который должен был действовать совместно с 10ТР, планировался огромный для Польши заказ в 480 единиц.
Танк PZInż.140 без вооружения
PZInż.140 весил 4,3 тонны, имел экипаж из двух человек, броню 8-17 мм и был вооружён 20-мм автоматической пушкой и пулемётом, разгоняясь до 55 км/ч. Его плавающий собрат PZInż.130 был легче (3,9 тонны) и мог двигаться по воде со скоростью 8 км/ч.
Танк PZInż.130 без вооружения
На базе этой удачной платформы также разрабатывались артиллерийский тягач PZInż.152 и истребитель танков PZInż.160 с 37-мм пушкой.
Проект истребителя танков PZInż.160. Экипаж 3 человека, масса 4300 кг, бронирование 15 мм,
Парадоксально, но именно успешные испытания в мае 1939 года поставили крест на этом проекте. Польское командование решило, что эра таких лёгких машин прошла, и сконцентрировалось на идеях более тяжёлых танков.
Тяжёлые и средние танки: амбиции на бумаге
Польские конструкторы работали и над более серьёзными проектами танков массой 20-25 тонн, которые, по советской или немецкой классификации, можно было бы отнести к тяжёлым или средним танкам прорыва. Все они остались лишь в виде чертежей и эскизов.
Один из проектов Бюро бронетанковой техники (BBT Br.Panc) под руководством Рудольфа Гундляха предполагал создание 23-тонной машины с экипажем из 7 человек. Её планировалось вооружить 40-мм автоматической пушкой в главной башне, пулемётами в малых башенках и даже 81-мм миномётом. При броне до 50 мм танк должен был разгоняться до 45 км/ч.
Комитет по вооружению (K.S.U.S.T.) разработал два варианта. Первый — 22-тонный танк с 75-мм пушкой, тремя пулемётами, бронёй в 35 мм и скоростью 35 км/ч.
Второй вариант был ещё амбициознее: 25 тонн, броня до 50 мм и скорость 45 км/ч.
Этими проектами список известных польских танковых разработок, не успевших на войну, исчерпывается. Они стали свидетельством инженерной мысли и амбиций страны, которой не хватило времени на их реализацию.
Общая статья про польские танки:
Танки Польши перед нападением Германии
Все статьи этой серии объединены тегом #польша1939
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Польские танки, которые не успели повоевать.