Польские танки, которые не успели повоевать

Польша к началу Второй Мировой войны располагала относительно большим количеством бронетехники — 852 танка и 97 бронеавтомобилей. Это намного меньше чем в СССР, Германии или Франции, но если эти три страны исключить, то Польша в числе лидеров.

Другое дело, что из этого числа было 536 танкеток и 102 устаревших танка Renault FT. То есть полноценных танков было две с небольшим сотни, и хоть их можно считать современными для 1939 года, но и… много чего не хватало польской армии.

Надо признать, что в Польше пытались разрабатывать новые танки, некоторые из которых так и остались на бумаге, но что-то создано в металле и нам даже остались фото.

Новый танк Czołg lekki 9ТР (9-Tonowy Polsky) должен был прийти на смену уже состоявшему на вооружении танку 7TP и, по сути, представлял развитие того же английского танка «Виккерс». Основное отличие было в другом двигателе, но и не только.

Czołg lekki 9ТР

Новый танк должен был весить около 10 тонн (от 9900 до 10600 кг по разным данным), иметь экипаж из 4-х человек, развивать скорость до 32 км/час по шоссе, лобовую броню 40 мм. Вооружение оставалось прежним — 37-мм пушка и пулемёт. В августе 1939 года последовал заказ на 100 серийных танков, которые предполагалось построить до июня 1940 года. Был построен лишь прототип, и, по некоторым сведениям, 3 танка находились на разных стадиях сборки.

Колесно-гусеничный танк Czołg kołowo-gąsienicowy 10ТР, созданный в одном экземпляре, обычно считается скопированным с машины американского конструктора Джона Уолтера Кристи. Это не совсем так. Кристи действительно заключил с поляками договор о поставке им своего танка M.1928. Но договор исполнить не смог, так как ещё целых два танка заказал Советский Союз, а производственные мощности самого Кристи были крайне ограничены, и на польский танк его не хватило.

Поэтому в Польше создали свой танк, но он уже был копией не того танка Кристи, а танка Medium Tank T3E2, созданного фирмой American LaFrance.

10TP на колёсном ходу

Танк весил 12800 кг, имел экипаж из 4-х человек, бронирование 20 мм, вооружение из 37-мм пушки и двух пулемётов.

Обратите внимание: Самые приятные средние танки 6 уровная (часть 2)..

Скорость его составляла всего 34.5 км/час по шоссе и 20.6 км/час по просёлку, а запас хода 90-100 км. Что для танка такого класса было очень мало.

Заменить неудачную «десятку» должен был танк Czołg szybki 14ТР, который должен был стать чисто гусеничным, получить более толстую броню (до 30 мм, а то и до 50 мм), и массу иметь в пределах 20 тонн. Скорость рассчитывали увеличить до 50 км/час, поставив более мощный двигатель.

Большинство историков сходится в том, что этот проект так и остался на бумаге.

Во многих источниках встречается вот такое изображение танка 14ТР, но это выдумка:

Реальные изображения этого проекта выглядят так:

Czołg szybki 14ТР

Гораздо более реальным был проект лёгкого разведывательного танка Czołg rozpoznawczy 4TP с заводским названием PZInż.140, также разрабатывалась его плавающая версия PZInż.130.

Обе машины были построены и проходили испытания перед войной. Танков 4TP собрались заказать аж 480 штук, что для Польши очень много. Эти танки должны были действовать совместно с 10ТР.

Танк PZInż.140 весил 4330 кг, экипаж состоял из 2-х человек, бронирование 8-17 мм, вооружение 20-мм автоматическая пушка и пулемёт, скорость составляла 55 км/час.

Танк PZInż.140 без вооружения

Танк PZInż.130 весил меньше — 3920 кг, броня было лишь 8 мм, на воде мог двигаться со скоростью 8 км/час, остальные характеристики примерно такие же.

Танк PZInż.130 без вооружения

На базе танка разработали артиллерийский тягач PZInż.152 и планировали создать истребитель танков PZInż.160 с 37-мм пушкой.

Проект истребителя танков PZInż.160. Экипаж 3 человека, масса 4300 кг, бронирование 15 мм,

Однако, когда танки проходили испытания, и показывали неплохие результаты, и в мае 1939 года встал вопрос о запуске серийного производства, военные отказались от этой машины. Им казалось, что время таких танков уже прошло, и надо строить что-то более мощное.

Разрабатывали в Польше и проекты танков, которые обычно сами поляки именуют как средние, ориентируясь на их массу в 20-25 тонн. Но по своему типу они ближе к тяжелым танкам прорыва, а масса танка не является точным показателем его класса.

Все проекты остались лишь на бумаге.

Первый проект разрабатывался в BBT Br.Panc (Бюро по разработке бронетанковой техники Biuro Badań Technicznych Broni Pancernych), под руководством Рудольфа Гундляха. Вооружать танк планировали 40-мм автоматической пушкой в главной башне и пулемётами в малых башнях, да ещё и 81-мм миномётом. Масса 23 тонны, экипаж 7 человек, скорость аж до 45 км/час, бронирование до 50 мм.

В бюро В K.S.U.S.T. (Комитет по делам вооружения и снаряжения Министерства военных дел) разработали два проекта.

В первом масса танка составляла 22 тонны, экипаж 6 человек, бронирование в 35 мм, скорость 35 км/час, основное вооружение составляла 75-мм пушка в главной башне и три пулемёта: спаренный с пушкой и в малых башнях.

Во втором варианте предполагалась скорость в 45 км/час, толщина брони до 50 мм, масса до 25 тонн.

Этим, собственно, перечень известных нам проектов польских танков исчерпывается.

Общая статья про польские танки:

Танки Польши перед нападением Германии

Все статьи этой серии объединены тегом #польша1939

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Польские танки, которые не успели повоевать.