Её "уши" торчали везде или как эмигрантка придумала культовый дизайн телефонной будки для своей новой родины

Наверняка вы встречали похожие конструкции даже в России. Но только в Бразилии они приобрели законченную форму и осмысленное воплощение, стали предметом культа наравне с Пеле или Оскаром Нимейером.

Телефонные будки «orelhão» до сих пор часто встречаются на улицах бразильских городов

Что может быть проще телефона-автомата? Крыша над головой есть - уже хорошо. А если еще поставили кабинку, то даже в мороз можно потратить минут 5 на звонок другу или просто зайти погреться. Казалось бы, всё это отжившие разговоры на бесполезную тему. Сегодня не нужны стационарные конструкции для того, чтобы позвонить или принять чей-то вызов.

Победы мобильников неоспорима, но классике тоже находится место

Всё делается на ходу и в любом виде транспорта. Но безоговорочно проиграв конкуренцию мобильникам, телефоны-автоматы, тем не менее, еще не забыты. Яркий пример - Великобритания, где красные будки до сих пор остаются визитной карточкой Лондона. Опыт Бразилии из той же серии. Причем он имеет все составляющие истории, которыми славятся страны с многонациональной культурой.

Чу Мин Сильвейра - дочь эмигрантов, ставшая автором культового дизайна

Если бы не гражданская война и не вера в победу Чан Кайши, возможно, всё для всех обошлось бы. Но жизнь как сценарий мыльной оперы: белая полоса немыслима без черной. Преследования коммунистическими властями Китая сторонников националистического правительства Гоминьдана вынудили семью Чу Мин к эмиграции. Промежуточным пунктом был Гонконг. Потом взяли курс на Америку. Обнадёживающей приметой в жизни девочки и троих её братьев и сестёр стал бразильский карнавал, который они увидели после 3 месячного путешествия через океан.

Чу Мин позирует возле телефонной будки собственного изобретения

Девочка выросла, выучилась, вышла за муж за инженера Кловиса Сильвейра. В 1966 году стартовала карьера Чу Мин в Телефонной компании Бразилии. Молодой архитектор отвечала за координацию строительных проектов, позднее возглавила весь проектный отдел. На этой должности ей и пришлось впервые задуматься над созданием простой и функциональной телефонной будки.

Черно-белые фото с "ушами" - такая же примета времени как потертые джинсы

Из-за громоздкости прежние остеклённые конструкции не оправдали себя. Да и климат в Бразилии не тот, чтобы ради задушевной беседы запираться в тесном пространстве. В результате родилась идея яйцевидной навесной кабинки.

Обратите внимание: Как избавиться от "телефонной зависимости"? Расскажу как это сделать..

По оценкам Чу и специалистов компании, такая форма обеспечивала хорошую акустику и в то же время изоляцию от окружающей обстановки.

Телефонная компания Бразилии сохранила

Дело не сразу поставили на поток. Экспериментальная серия получила имя разработчика Chu 1 и предназначалась для установки в ограниченном пространстве - в магазинах, в офисных зданиях.

Вариант "три в одном месте" - сегодня особо редкий даже в Бразилии

Кабинки Chu 2 уже делались для улицы. Используемые в качестве материала акрил и стекловолокно должны быть надёжно противостоять плохой погоде и экстремальным бразильским температурам. Впервые оранжево-голубые раковины появились на улицах Сан-Паулу в январе 1971 года.

Колониальная архитектура или брутализм - в качестве фона для уха сгодится любой стиль

Органический дизайн позволял им адаптироваться буквально к любой среде. И буквально сразу завоевать популярность среди населения. Своеобразным индикатором признания телефонных будок становятся ласковые прозвища, которые они получают от горожан. Сначала в ходу "тюльпан", потом, видимо в соответствии с общим космическом трендом в дизайне, "шлем космонавта". Но приживается всё-таки другое. В Бразилии изобретение Чу Мин Силвейры больше известно как "ухо" или по-португальски «orelhão».

Спам, треш и немного интима - то, во что превращался любой телефонный автомат

"Ухо" стало настолько всеобъемлющим понятием, что прилипло и к первой, компактной версии будки, и ко второй. Последнюю стали называть "большим ухом". И хотя обе модели давно утратили своё функциональное значение, они по-прежнему торчат на улицах бразильских городов в самых разных вариациях: по-одному, по два или даже по три.

Снаружи "уши" все чаще подвергаются воздействию стрит-арт

Не известно, стал ли этот дизайн предметом бразильского экспорта или всё решалось простым копированием, но вскоре такие же кабинки появились в Перу, Колумбии, Парагвае. А впоследствии пересекли океан и освоили города Мозамбика, Анголы, Китая. Самой изобретательницы бессмертных ушей, увы, не стало слишком рано. В 1997 году она умерла в Сан-Паулу в возрасте 56 лет.

А это нехитрое изделие - последня разработка отечественных дизайнеров

Что до похожих конструкций в России, то даже их сходство можно назвать чисто символическим. Ростелеком устанавливает нечто вроде козырька над головой. Ни акустическими, ни какими-либо другими качествами они больше не обладают. У нас вообще к таким мелочам относятся наплевательски. Старые советские будки, если и можно где-то найти, то только в каком-нибудь музее или на свалке. Вещи всегда представляли ценность лишь как утилитарный продукт. Звания "культовый предмет" они могут удостоиться только сегодня и то задним числом.

Больше интересных статей здесь: Гаджеты.

Источник статьи: Её "уши" торчали везде или как эмигрантка придумала культовый дизайн телефонной будки для своей новой родины.