Броня крепка, и танки наши быстры,
начиная от "Ильи Муромца" и заканчивая "Арматой"
Всегда с интересом пишу материалы о различных видах Вооружённых сил России. Сегодня я окунусь в тему, раскрывающую суть танковых войск.
Увлекательна история появления танков. В 1874 году во Франции появился проект бронированного вооружённого поезда, катящегося по повёртывающимся рельсам. Правда, об авторе проекта сказали: "Человек сошёл с ума". В 1914 году В. Д. Менделеев (сын учёного) разработал чертежи боевой машины на колёсах. А конструктор А. А. Пороховщиков создал вездеходную машину на гусеничном ходу. К сожалению, его изобретение не было даже запатентовано, поэтому формально история танковых войск начинается с английского изобретения, появившегося в сентябре 1916 года на позициях англо - германских войск. Среди ночи солдаты были разбужены страшным грохотом и появлением из темноты невиданных машин, которые были встречены криками: "Ах, это нечистая сила! Спасайся, кто может!" И германский фронт был прорван. Машины были доставлены сюда секретно. Их обшили досками, на которых была надпись "танк". В то время это слово имело одно значение - бак. Естественно, ничего общего между танками и баками нет, но слово «танк» прижилось и приобрело новое значение.
В советской России массовое производство собственных танков началось в 1920 году. Первые танки имели такие названия: "Борец за свободу товарищ Ленин", "Парижская коммуна", "Илья Муромец". В конце 30-х появляется средний танк Т-32 конструктора Кошкина. Скорость его была 65 км/час. Сломав толстую сосну, он мог спуститься к реке, пересечь ее, почти не снижая скорость, и уверенно взобраться на крутой холм. Не зря в народе появилась поговорка: " Танк не боится ни пулеметных точек, ни болотных кочек".
Легендарным в годы Великой Отечественной войны стал танк Т-34, отличающийся высокой мощностью двигателя, ставшего прототипом двигателей современных танков. Солдаты вермахта были уверены в превосходстве немецкого оружия. Но очень быстро оказалось, что советский танк сравним по своим качествам и возможностям с немецкими танками и способен противостоять противотанковым орудиям, которые приме-нялись в тот период. Существуют документальные сведения о том, как однажды немецкий офицер - танкист сказал: «У нас не было ничего для борьбы с Т-34 ». Маршал фон Клейст, у которого через шесть лет после окончания войны взял интервью английский историк сэр Бэзил Генри Лиддел - Гарт, заявил, что он был потрясен танком Т-34 и считал его «лучшим танком в мире».
Броня крепка, и танки наши быстры,
И наши люди мужества полны:
В строю стоят советские танкисты -
Своей великой Родины сыны.
(Марш Советских танкистов)
На танке Т-34 начал свою армейскую службу в Германии в 1955 году и уроженец с. Свердловского И. А. Бабушкин (1936 г. р.). Все три года службы он являлся водителем - механиком боевой машины. Иван Афанасьевич вспоминает, как впервые сев за рычаги танка почувствовал, что от волнения трясутся ноги. Произвели на новобранца впечатление и остановка танка, происходящая при отдаче от выстрела из пушки, и раскалённая гильза, упавшая за его спиной. Доставлял неудобства и горячий воздух, образующийся от выстрела и бьющий по глазам в смотровые щели.
Но постепенно страхи исчезли, и маленькое пространство перестало угнетать.
Со смехом Иван Афанасьевич рассказывает:
- Я, как водитель, был в лучшем положении, чем мои товарищи. Царствовал в своём мире педалей и рычагов, управляющих приводов, датчиков, контрольных и измерительных прибо-ров. Помимо водителя экипаж танка состоит ещё из трёх человек:командира, наводчика, заряжающего. И все они находятся вместе в боевом отделении и башне, а там теснота неимоверная. В выгодном положении я был и в тот момент, когда после построения экипажа перед танком нам необходимо было за восемь секунд оказаться внутри него. У меня был отдельный люк.
Иван Афанасьевич досконально изучил устройство своего танка. Железная махина была покорена, но справляться с ней, в случае поломок, приходилось всему экипажу. Взять хотя бы ходовую часть, состоящую из гусеничного движителя с подвеской. В нём две гусеничные цепи, по два ведущих и направляющих колеса и 10 катков. В гусеничной цепи 72 трака, а вес одной гусеницы составляет 1200 килограмм. Четверо танкистов с трудом натягивали гусеницы.
Броня от солнца горяча,
И пыль похода на одежде.
Стянуть комбинезон с плеча -
И в тень, в траву, но только прежде
Проверь мотор и люк открой:
Пускай машина остывает.
Мы все перенесем с тобой -
Мы люди, а она стальная...
(С. Орлов)
Нравилось Ивану Афанасьевичу преодолевать препятствия на танкодроме: проезжать по двум брёвнам над ямой с водой, объезжать "воронки", управлять танком на подъёме и спуске. После таких упражнений машина покрывалась ошмётками грязи, которую экипаж счищал. Особенно трудно было очистить от грязи гусеницы. И тогда Иван Афанасьевич придумал простой способ: выезжал на бетонную дорогу и на пятой скорости гнал, а грязь при этом вылетала фейерверком. За что, правда, не раз и попадало лихому танкисту от командующего состава.
На полигоне в Магдебурге во время стрельб Иван Афанасьевич представлял, как Гитлер тренировал своих солдат. Тоска охватывала сердце. Перед глазами вставала картина прощания с отцом, Афанасием Ивановичем, уходившим в 1941 году на фронт. На тот момент маленькому Ване было пять лет. Он стоял на подоконнике окна и смотрел сквозь стекло на кошевую, что подъехала к воротам. Отец медленно пошел к ней, но обернулся и, увидев в окне сына, побежал обратно в дом. Там прижал к себе Ваню и сунул ему в ручонку серебряный рубль, который мальчик долго хранил. Потом были письма с фронта, которые мама читала вслух. И в каждом письме для детей отец рисовал красивых лошадей. Афанасий Иванович погиб в Венгрии, не дожив до Победы всего месяц. Мама, Прасковья Михайловна, осталась мыкать горе с четвёркой детей одна. Семья сильно голодала, и маленький Ваня вынужден был ходить с холщёвой сумкой в Полдневую и просить милостыню. С волнением Иван Афанасьевич вспоминает, как маме за месяц работы на нефтебазе давали восемь килограммов муки, которую делили на малюсенькие горстки, заливали кипятком и замешивали "заваруху". Ели корни лопухов, крапиву. Носили круглый год лапти, в них ходили по всей зиме и в лес за дровами. С восьми лет Иван работал на покосах. Бригадир соберёт ребятишек по всей деревне, посадит в телегу и увезёт на неделю в луга. Там они и спали на фуфайках. В сенокосную страду колхозников кормили гороховым киселём, чему ребята были безмерно рады. По осени собирали колоски. А став чуть старше, Иван боронил на лошадке. Помнит он и то, как писал на старых газетах чернилами из сажи. А однажды мама привезла берёзовые дрова. Надрав бересты, Иван на ней решил примеры. Утром принёс бересту в школу, учительница ужаснулась и подарила ему две настоящие тетради. Много горестных воспоминаний приходило в голову танкисту на немецком полигоне, и, видя движущиеся деревянные мишени, выкрашенные в зелёный цвет, он яростно дёргал рычаги, помогая наводчику и заряжающему бить "врага",при этом твердя поговорку: "От врагов одни останки оставляют наши танки"!
Помнит Иван Афанасьевич, как во время так называемых венгерских событий в 1956 году, они - танкисты, держали машины в боевой готовности, а спали не раздеваясь. У каждого под кроватью находился вещмешок с продуктами.
На последнем году службы танкисты простились с верными машинами Т-34, их заменяли танками Т-54. Пока ждали новую технику, прошли обучение на плавающих танках. Стрельбы проходили на огромном пруду. В двух километрах от пруда находился заброшенный сад, куда по выходным с удовольствием ходили танкисты. Иван, не видевший в жизни яблок и черешни, вволю поел фруктов.
По окончании службы преуспевающему водителю предложили остаться в армии и обучать новобранцев вождению, но Иван, помня о матери, поехал домой. В родном совхозе устроился в МТС медником - паяльщиком, которым и проработал всю жизнь.
Рассказ об особенностях службы в танковых войсках продолжает другой житель с. Свердловского В. Ф. Липин (1952 г.р.), утверждающий, что танк - это сложная машина, включающая в себя большое количество взаимосвязанного оборудования и вооружения. Виктор Фёдорович служил в Чехословакии в мотопехотном полку в танковом батальоне. Его верными товарищами стали танки Т-54 и Т-62, в экипажах которых, он был заряжающим. Виктор Фёдорович отлично разбирался в снарядах: бронебойных, осколочно-фугасных, кумулятивных. Каждый снаряд весит по 30 килограммов. Помимо обязанностей заряжающего, ему, как и всем членам экипажа, приходилось подготавливать танк к бою: проверять орудия, загружать боекомплект, заправлять топливом. Еще один очень важный фактор – это взаимозаменяемость членов экипажа. То есть в случае необходимости механик-водитель должен суметь прицельно выстрелить из орудия, а заправляющий – взять управление на себя. Командир же должен уметь и то, и другое.
Виктор Фёдорович с теплотой вспоминает вождение, стрельбы на полигоне, марш-броски и парад в Праге, где танки их батальона принимали участие.
Родился Виктор Фёдорович в Сажино, но, следуя за отцом, специалистом молочного производства, в 1960 году он оказался в с. Свердловском, где родители устроились работать на молзавод. Здесь он пошёл в первый класс и начал свою трудовую деятельность. С десяти лет уже самостоятельно чистил жерди для оглобель, возил волокуши. В 15 лет возил на тракторе стройматериалы. А по окончании десятилетки сразу призвался в армию. Отслужив, два года возглавлял комсомольскую организацию совхоза имени Свердлова. Потом трудился механиком в первом отделении и учился заочно в сельхозтехникуме г. Красноуфимска. А затем 37 лет являлся механиком совхоза по тракторам. Виктор Фёдорович большой труженик и прекрасный семьянин. Сам выстроил дом. И мы застали его на пилораме, работающим на станке. Мужчина готовил материал для постройки бани.
Я же, заканчивая рассказ о танкистах, вспоминаю пословицу: "Умелый боец везде молодец", которая очень подходит к моим героям, мужчинам, достойно служившим Отечеству, также трудившимся во благо людей и семьи.
Татьяна Костырева
2017 г.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Умелый боец везде молодец.