Сибирское ханство по традиции считается одним из наименее развитых осколков бывшей монгольской империи

Сибирское ханство традиционно считается одной из наименее развитых частей бывшей Монгольской империи. Однако у стен Искера казаки Ермака уже столкнулись с хорошо оснащенным противником: источники упоминают татарские доспехи, латы, панцири, бахтеры, кирасы, косы и щиты. Не говоря уже о "шлеме".

Кстати, интересны упоминания о туземных щитах (уже в 17 веке). Для русских такое оружие полностью исчезло к 16 веку. Почти единственным русским знатным воином, в арсенале которого упоминался щит, был..... Симеон Бекбулатович - чистокровный татарин по происхождению.

Само по себе это совпадение мало что значит, но по мере появления других числовых данных становится вероятным, что татарская военная традиция XVI и XVII веков отличалась от русской в использовании щита. Кстати, иногда он был металлическим. Симеон Бекбулатович имел "щит против копья", русский воевода того времени имел "железный щит против турок", а сибирские татары иногда носили медные щиты.

Археологи нашли 3 наконечника копий в районе Искер. Все три являются бронебойными: очень узкие, ромбовидные (почти квадратные) в поперечном сечении. В современной классификации их иногда называют наконечниками копий, но в то время этого слова не существовало.

В тех же археологических отложениях найдено большое количество бронебойных наконечников стрел. Там же, в Искаре, найдены и фрагменты цепной почты.

Интересен факт, что у татар Сибири было много копий. Описание Ермаком сражений казаков с кучуманцами:

"И они сохранили эту традицию от степных племен татар: "Поганы напали на казаков с ястребами и острыми стрелами"".

И они поддерживали эту традицию в течение долгого времени. В 1676 году Кризанич, хорватский священник, случайно попавший в Тобольск, описал местных татар как "перстоносцев и воинов" и считал, что рукопашный бой с ними не подходит, и что лучший способ борьбы с ними - драконы и "пищальники".

Однако здесь есть важный нюанс... Кучум и его воины не были местными. Кучум, как и его нукеры, составлявшие костяк армии Сибирского ханства, были родом из Бухары, и они использовали традиционный бухарский военный стиль, в основе которого лежала цепная почта. Кольчатая или кольцевая броня.

Обратите внимание: Поняга, горбовик и лузан. Традиции и современность.

Такой же комплекс характерен и для исламских государств Азии.

Практически все источники, содержащие информацию о доспехах Западной Сибири XVI и XVII веков, называют их "панцырями". В том числе, например, притязания Москвы на верхотурского воеводу Хрущева 14 июля 1675 года:

"В прошлом году послано от нашего Великого Государя в Тобольск и Томск 177 грамот, и велено Тобольску и Томску и городам Тобольскому и Томскому купить сто кибиток и прислать их к нам к Великому Государю, а деньги на эту покупку удержать из доходов этих городов. А нынешнего 183-го году, марта в 14 день, по повелению великого государя нашего, великий государь наш прислал к вам из Верхотурья письмо; велено ему купить в Верхотурье анютины глазки и из тех же местных доходов дать денег и прислать эти анютины глазки к нам, в Москву"."

В городе Кодске, на землях кодинских хантов (довольно воинственного народа), был устроен арсенал с "40 бронированными танками, 4 бухарскими луковыми пушками и 50 бронированными стрелами". Бронированные стрелы - это бронебойные стрелы. И так далее, и так далее - бронебойные снаряды упоминаются в арсеналах местных "князей" и в присутствии хантов, которые время от времени используют эти самые бронебойные снаряды. Здесь речь идет именно о цепной почте, поскольку доспехи народов Южной Сибири и Центральной Азии также были известны русским и всегда назывались "куяк". Они были пластинчатого типа (бригадного) и принадлежали к совершенно иной военной традиции - орийской или монгольской. У сибирских татар, проживавших в Зауралье, почти нет записей о таких доспехах (в отличие от якутов, которые жили гораздо дальше на восток).

До наших дней дошло 17 предметов доспехов, которые можно с достаточной достоверностью связать с воинской традицией западносибирских татар. Все они - цепная почта. Некоторые из них могли быть изготовлены в Бухаре или Самарканде, другие - в России (несмотря на запрет на продажу татарского оружия и доспехов, контрабанда процветала).

Шлемы более интересны. Вот, например, один из местных шлемов:

Шлем из Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

Купол в полный рост, над глазами - цепная броня (предполагалось, что человек будет смотреть сквозь нее), а шейные пластины и задняя пластина, которые настолько широки, что их можно назвать барбрасами, - куячного типа. Они состоят из прямоугольных пластин, пришитых с внутренней стороны к тканевой основе, которые очень плотно прилегают друг к другу и к куполу шлема.

Этот шлем представляет собой комбинацию западного доспеха (цепная почта на лице, которая в остальном распространяется на губы) и восточного доспеха (нащечники и назатыльник). Можно предположить, что элемент цепной почты был более поздним дополнением к шлему, отличным от первоначального элемента.

Однако шлем происходит из семейной коллекции татарских князей Кульмаметьевых и, согласно семейным генеалогиям, предположительно был изготовлен в XVII веке. Есть некоторые свидетельства того, что шлемы, изготовленные в этой традиции, считались ценными у татарской знати того времени.

В целом, шлем отражает "комбинированный" сибирско-татарский костюм, сочетающий элементы двух основных традиций доспехов Азии - монгольской (восточной) и татарской (мусульманской), причем последняя заметно преобладает.

Источник - Л. А. Бобров, "К вопросу о татарском оборонительном вооружении в Западной Сибири в последней четверти XVI-XVII веков".

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Сибирское ханство по традиции считается одним из наименее развитых осколков бывшей монгольской империи.

Сибирское ханство традиционно считается одной из наименее развитых частей бывшей Монгольской империи. Однако у стен Искера казаки Ермака уже столкнулись с хорошо оснащенным противником: источники упоминают татарские доспехи, латы, панцири, бахтеры, кирасы, косы и щиты. Не говоря уже о "шлеме".

Кстати, интересны упоминания о туземных щитах (уже в 17 веке). Для русских такое оружие полностью исчезло к 16 веку. Почти единственным русским знатным воином, в арсенале которого упоминался щит, был..... Симеон Бекбулатович - чистокровный татарин по происхождению.

Само по себе это совпадение мало что значит, но по мере появления других числовых данных становится вероятным, что татарская военная традиция XVI и XVII веков отличалась от русской в использовании щита. Кстати, иногда он был металлическим. Симеон Бекбулатович имел "щит против копья", русский воевода того времени имел "железный щит против турок", а сибирские татары иногда носили медные щиты.

Археологи нашли 3 наконечника копий в районе Искер. Все три являются бронебойными: очень узкие, ромбовидные (почти квадратные) в поперечном сечении. В современной классификации их иногда называют наконечниками копий, но в то время этого слова не существовало.

В тех же археологических отложениях найдено большое количество бронебойных наконечников стрел. Там же, в Искаре, найдены и фрагменты цепной почты.

Интересен факт, что у татар Сибири было много копий. Описание Ермаком сражений казаков с кучуманцами:

"И они сохранили эту традицию от степных племен татар: "Поганы напали на казаков с ястребами и острыми стрелами"".

И они поддерживали эту традицию в течение долгого времени. В 1676 году Кризанич, хорватский священник, случайно попавший в Тобольск, описал местных татар как "перстоносцев и воинов" и считал, что рукопашный бой с ними не подходит, и что лучший способ борьбы с ними - драконы и "пищальники".

Однако здесь есть важный нюанс... Кучум и его воины не были местными. Кучум, как и его нукеры, составлявшие костяк армии Сибирского ханства, были родом из Бухары, и они использовали традиционный бухарский военный стиль, в основе которого лежала цепная почта. Кольчатая или кольцевая броня.

Обратите внимание: Поняга, горбовик и лузан. Традиции и современность.

Такой же комплекс характерен и для исламских государств Азии.

Практически все источники, содержащие информацию о доспехах Западной Сибири XVI и XVII веков, называют их "панцырями". В том числе, например, притязания Москвы на верхотурского воеводу Хрущева 14 июля 1675 года:

"В прошлом году послано от нашего Великого Государя в Тобольск и Томск 177 грамот, и велено Тобольску и Томску и городам Тобольскому и Томскому купить сто кибиток и прислать их к нам к Великому Государю, а деньги на эту покупку удержать из доходов этих городов. А нынешнего 183-го году, марта в 14 день, по повелению великого государя нашего, великий государь наш прислал к вам из Верхотурья письмо; велено ему купить в Верхотурье анютины глазки и из тех же местных доходов дать денег и прислать эти анютины глазки к нам, в Москву"."

В городе Кодске, на землях кодинских хантов (довольно воинственного народа), был устроен арсенал с "40 бронированными танками, 4 бухарскими луковыми пушками и 50 бронированными стрелами". Бронированные стрелы - это бронебойные стрелы. И так далее, и так далее - бронебойные снаряды упоминаются в арсеналах местных "князей" и в присутствии хантов, которые время от времени используют эти самые бронебойные снаряды. Здесь речь идет именно о цепной почте, поскольку доспехи народов Южной Сибири и Центральной Азии также были известны русским и всегда назывались "куяк". Они были пластинчатого типа (бригадного) и принадлежали к совершенно иной военной традиции - орийской или монгольской. У сибирских татар, проживавших в Зауралье, почти нет записей о таких доспехах (в отличие от якутов, которые жили гораздо дальше на восток).

До наших дней дошло 17 предметов доспехов, которые можно с достаточной достоверностью связать с воинской традицией западносибирских татар. Все они - цепная почта. Некоторые из них могли быть изготовлены в Бухаре или Самарканде, другие - в России (несмотря на запрет на продажу татарского оружия и доспехов, контрабанда процветала).

Шлемы более интересны. Вот, например, один из местных шлемов:

Шлем из Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

Купол в полный рост, над глазами - цепная броня (предполагалось, что человек будет смотреть сквозь нее), а шейные пластины и задняя пластина, которые настолько широки, что их можно назвать барбрасами, - куячного типа. Они состоят из прямоугольных пластин, пришитых с внутренней стороны к тканевой основе, которые очень плотно прилегают друг к другу и к куполу шлема.

Этот шлем представляет собой комбинацию западного доспеха (цепная почта на лице, которая в остальном распространяется на губы) и восточного доспеха (нащечники и назатыльник). Можно предположить, что элемент цепной почты был более поздним дополнением к шлему, отличным от первоначального элемента.

Однако шлем происходит из семейной коллекции татарских князей Кульмаметьевых и, согласно семейным генеалогиям, предположительно был изготовлен в XVII веке. Есть некоторые свидетельства того, что шлемы, изготовленные в этой традиции, считались ценными у татарской знати того времени.

В целом, шлем отражает "комбинированный" сибирско-татарский костюм, сочетающий элементы двух основных традиций доспехов Азии - монгольской (восточной) и татарской (мусульманской), причем последняя заметно преобладает.

Источник - Л. А. Бобров, "К вопросу о татарском оборонительном вооружении в Западной Сибири в последней четверти XVI-XVII веков".

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Сибирское ханство по традиции считается одним из наименее развитых осколков бывшей монгольской империи.