Приветствую Вас друзья! В этом выпуске мы с Вами рассмотрим содержание памятки советским танкистам во время Великой отечественной войны. В архивных документах затронут вопрос, касающийся постановки солдатами Вермахта ловушек для советских танков в районах населенных пунктов и на дорогах. Источником для статьи послужил архивный документ под названием «Памятка командиру-танкисту о противотанковых препятствиях, сооружаемых противником», который в своей отдельной главе раскрывает часто встречающийся вариант ловушки для всех типов танков с чертежами. При отходе из населенного пункта, солдаты Вермахта в местах наиболее вероятного прохода советских танков стали все чаще и чаще сооружать различные противотанковые препятствия в сочетании с ловушками. Наиболее часто танкисты Красной армии встречались с, так называемыми, «котлованными ловушками» - ямами большой глубины и ширины, тщательно замаскированные сверху под грунт.
Место для отрыва ямы выбиралось прямо на дороге, либо в проездах между зданиями. Если в населенном пункте или на дороге были сооружены противотанковые заграждения, такие как например, надолбы, противотанковые ежи и рвы, то яму отрывали в проходах между ними, чтобы танк попал в нее при объезде препятствия. Иногда, немцы делали противотанковый ров таким образом, чтобы создавалось впечатление, что ров отрыть они не успели и остался проход, на котором сооружали вторую ловушку уже настоящую. В основном, ямы представляли из себя отрытые угловатые углубления длиной и шириной около 6-7 метров и в глубину на 3-4 метра.
Обратите внимание: Нужна ли нам противотанковая артиллерия? Часть2..
По краям ямы отрывался небольшой лестничный паз для укладывания концов жердей так, чтобы после утрамбовки и маскировки не было ни углублений, ни бугорков, место оборудования ловушки должно было полностью сливаться с дорогой или грунтом, в зависимости от того, где она делалась. Тонкие жерди раскладывались в 2-3 ряда крест на крест, после чего сверху на них укладывался маскировочный слой грунта, взятый с верхнего слоя при начале отрывания котлована.Жерди должны были выдерживать вес грузового автомобиля, но не танка. Наезжая на ловушку гусеницами, танк проламывал жерди и проваливался в яму под таким углом, что его трудно было вытягивать другими танками или тягачами. Наиболее сложной была ситуация с провалившимся танком, когда он уходил в яму одной гусеницей, машина падала на борт и ее можно было вытащить только несколькими тягачами, причем не быстро. Имелась еще дополнительная опасная особенность таких ловушек, со стороны ямы, где танк должен был подойти, немцы зарывали противотанковые мины, также мины с усиленным зарядом ставили на дно ямы, в данном случае из ямы приходилось вытаскивать еще и поврежденную машину. При обнаружении таких ловушек, советские танкисты, конечно же, объезжали их, но и здесь нужно было быть внимательным, противотанковые мины могли укладываться и в местах объезда ловушки или заграждения. При этом, и описанных ловушек могло было быть несколько, часто одна возле другой.
Об обнаружении ловушки немедленно докладывали командиру подразделения, который в свою очередь обязательно ставил задачу саперам на поиск других «сюрпризов». Если не было другого пути объезда для танков, на обезвреженные противотанковые ямы укладывали толстые жерди, либо яма засыпалась камнями с грунтом. На самом деле, подобные ловушки не были новшеством, они применялись и ранее.
А это ТПП-2 прыгающий танк, о нем нижеПо части темы приспособлений для преодоления препятствий рекомендую к ознакомлению материал о том, как советские конструкторы пытались превратить Т-26 в прыгающий танк, вот ссылка - Прыгающий танк ТПП-2
#танки #оружие #военная техника #вторая мировая война #великая отечественная война
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: Опасная немецкая ловушка для советских танков.