М103: Американский ответ советским танкам, опоздавший на войну

Анализ итогов Второй мировой войны заставил американских военных признать неприятный факт: их бронетанковые войска существенно уступали по мощи и концепции советским. Чтобы ликвидировать это отставание и получить решающее преимущество в гипотетическом конфликте, США инициировали амбициозную программу по созданию сверхтяжёлого танка. Результатом этих усилий стал М103 — машина, задуманная как абсолютный истребитель любой бронетехники вероятного противника.

Долгий путь к могуществу: разработка и характеристики

Конструктивной основой для нового танка послужил экспериментальный Т29, который так и не вышел из стадии прототипа. Процесс создания М103 растянулся почти на 12 лет, причём основные задержки были вызваны не техническими сложностями, а бюрократическими проволочками и отсутствием чёткого тактико-технического задания от военного руководства.

Несмотря на все трудности, танк был построен и принят на вооружение Корпуса морской пехоты США. Экипаж из пяти человек включал двух заряжающих — это было необходимо из-за использования тяжёлых двухкомпонентных снарядов. Главным калибром машины стало мощнейшее 120-мм орудие, стрелявшее артиллерийскими выстрелами раздельного заряжания с полным выбрасыванием гильзы.

Длина ствола орудия достигала 7,6 метров. Его бронебойный снаряд на дистанции до двух километров гарантированно пробивал стальную броню толщиной 200 мм. Защита самого М103 также впечатляла: например, лобовая часть башни, установленная под рациональным углом в 60 градусов, имела толщину 130 мм.

Обратите внимание: Оружие Великобритании периода Первой мировой войны..

На момент создания танка не существовало машин, способных поразить его в лобовой проекции. Колоссальный вес в 63 тонны требовал соответствующей силовой установки, которой стал двигатель мощностью 800 лошадиных сил — многим экспертам эта мощность казалась недостаточной для такой махины.

Ахиллесова пята: недостатки и эксплуатационные проблемы

Основные нарекания у танкистов вызывала ходовая часть. Огромная и тихоходная машина была лишена манёвренности. С одной стороны, для танка дальнего боя это не было критичным, но с другой — в случае угрозы он не мог быстро отступить или сменить позицию.

Кроме того, ресурс ходовой части и трансмиссии был крайне низок. Коробку передач, а иногда и весь двигатель, приходилось менять после каждых 800 километров пробега. Это делало эксплуатацию М103 чрезвычайно дорогой и трудоёмкой как для экипажа, так и для ремонтных служб. Однако командование морской пехоты мирилось с этими недостатками, полагая, что выдающиеся огневая мощь и защита с лихвой компенсируют проблемы с надёжностью.

К сожалению для М103, сама эпоха тяжёлых танков подходила к концу. На смену им приходили более сбалансированные основные боевые танки. В результате, несмотря на формальное нахождение в строю, американскому тяжеловесу так и не довелось принять участие в реальных боевых действиях, ради которых он создавался.

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Опыт Второй мировой войны показал США, что их танковые части во многом отстают от возможностей СССР.